Психологическая работа с родителями «особых» детей: ресурсная модель

789

Аннотация

В статье рассматривается опыт работы психологов с родителями детей с ограниченными возможностями развития. Работа велась на базе Центра лечебной педагогики и дифференциального обучения «Наш Дом». Акцентируется, что особенности дефекта исключают возможность адаптации таких детей в социум вне родительской поддержки, поэтому речь может идти только об интеграции в социум семьи в целом. Решение данной задачи, по мнению авторов, предполагает опору на «ресурсные» модели человеческого функционирования, в отличие от более традиционных дефицитарных моделей, фокусирующихся на патологии индивидуума/семьи. Подробно раскрываются преимущества ресурсной модели перед дефицитарной. Рассматриваются взаимоотношения между человеком и Проблемой. Особое место в статье занимает рефлексия профессиональной позиции психотерапевта в указанных условиях.

Общая информация

Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями развития, развивающая среда, ресурсная модель семейного функционирования, социальная адаптация, семья с особым ребенком

Рубрика издания: Психотерапевтический цех

Для цитаты: Микаэлян Л.Л. Психологическая работа с родителями «особых» детей: ресурсная модель // Консультативная психология и психотерапия. 2006. Том 14. № 2.

Литература

  1. Будинайте ГЛ. Постклассический системный подход. Проблема и ее решение в системе терапевтического взаимодействия // Сайт общества семейных кон­сультантов и психотерапевтов. Доступно в Интернет по адресу: http:// www.supporter.ru/lib.phtml?idr=51&id=167 (1.06.06)
  2. Вацлавик П. Прагматика человеческих коммуникаций / П.Вацлавик, Д.Бивин, Д.Джексон. - М: Эксмо-Пресс, 2000. - 312 с.
  3. Грэндин Т. Отворяя двери надежды. Мой опыт преодоления аутизма / Т.Грэндин, М.М.Скариано // Пер. с англ. Н.Л.Холмогоровой. - М.: Центр лечебной пе­дагогики, 1999. - 228 с.
  4. Жорняк Е.С. Нарративная терапия: от дебатов к диалогу / Е.Жорняк // Журнал практической психологии и психоанализа, 2001, № 4. Доступно в Интернет по адресу: http://psyjournal.ru/j3p/pap.php.id=20010413 (01. 06. 06).
  5. Жорняк Е.С. Нарративная психотерапия / Системная семейная терапия: Класси­ка и современность // Составитель А.В.Черников. - М: Независимая фирма «Класс», 2005. - 300 с.
  6. Опыт работы интегративного детского сада / Составители В.В.Алексеева, И.В.-Сошина.- М: Теревинф, 2004. - 184 с.
  7. Семаго М. М. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консуль­тирования ребенка с отклоняющимся развитием / М.М.Семаго // Школа здо­ровья. 1996. №3. С.41-54.
  8. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонени­ями в развитии / В.В.Ткачева // Дефектология. М. 1998.
  9. Фридман Д. Конструирование иных реальностей: Истории и рассказы как тера­пия / Д.Фридман, Д.Комбс // М: Независимая фирма «Класс», 2001. - 245 с.
  10. Хамитова И.Ю. Этапы профессионального развития / И.Ю.Хамитова // Систем­ная семейная терапия: Классика и современность / Составитель А.В.Черни­ков. - М: Независимая фирма «Класс», 2005. - С.350-368.
  11. Системная семейная терапия: Классика и современность / Составитель А.В.Чер­ников. - М: Независимая фирма «Класс», 2005. - 400 с.
  12. Шипщына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе / Л.М.Шипицына. -СПб: Речь, 2005. - 477 с.
  13. Beavers J. Coping in families with a retarded child / J.Beavers, R.B.Hampson, Y.F.Hul-gus, W.R.Beavers // Family Process, - 1986 Sep.25(3) - C.365-378.
  14. Beresford B.A. Resources and strategies: How parents cope with a disabled child. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 1986, 35. - C.171-209.
  15. de Shazer S. Keyes to Solution in Brief Therapy / S.de Shazer. - N.Y. - London, W.W.Norton & Company, 1985.
  16. Durrani M. Residential treatment: A Cooperative, Competency-Based Approach to Therapy and Рrogram Design / M.Durrant. - N.Y: Norton, 1993.
  17. Epston D. Extending the conversation / D.Epston // Family Therapy Networker. - 1996 -C.18, 31-37, 62-63.
  18. Garwick A.W. Levels of meaning in family stress theory / J.M.Patterson, A.W.Garwick // Family Process, - 1994, Sep.33(3) - C.287-304.
  19. Hastings R.P. Positive perceptions in families of children with developmental disabilities / R.P.Hastings, H.M.Taunt // American Journal of Mental Retardation. - 2002, Mar. 107(2) -C.116-127.
  20. Imber-Black E. Toward a resource model in systemic family therapy / E.Imber-Black, MA.Karpel. - N.Y: The Guilford Press, 1986.
  21. Karpel M.A. Family Resources: The Hidden Partner in Family Therapy / MA.Karpel. - N.Y: Guilford Press, 1989.
  22. Madsen W.C. Collaborative therapy with multi-stressed families / W.C.Madsen. - N.Y: Guilford Press, 1999.
  23. Minnes P.M. Family resources and stress associated with having a mentally retarded child / P.M.Minnes // American Journal of Mental Retardation, - 1988, Sep. 93(2) -C.184-192.
  24. Power Т.О. Creating satisfaction: a psychological perspective on stress and coping in families of handicapped children / B.Tunali, T.G.Power // Journal of Child Psychology and Psychiatry, - 1993, Sep. 34(6) - C.945-957
  25. White M. Re-Authoring Lives: Interviews and Essays / M.White, - Dulwich Centre, April 27, 1998.
  26. White M. Workshop notes / M.White // Сайт Дальвич-центра по нарративной тера­пии. Доступно в Интернет по адресу: http://www.narrativetherapylibrary.com/ catalogue.asp.id=ll (01. 06. 06).

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 1860
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 789
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 3