Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

К православной психотерапии Размышления практикующего врача 1101

Стома В.В., врач-психотерапевт, Областная психиатрическая больница № 7, Златоуст, Россия

Аннотация

Помощь человеку в благоустроении его душевной жизни исторически имеет духовное содержание. Профессиональная психотерапия опытным путем постигает необходимость обращения к духовным категориям и феноменам, открывая для себя некоторые терапевтические закономер-ности, существующие в православном христианстве. Выделяя эти зако¬номерности и находя их подлинный христианский смысл, можно пред-ставить черты психотерапии, интегрированной на основе православ-ного учения о человеке. Важными ее особенностями могут быть уточнение возможностей и задач терапии, опора на нравственно пози-тивные силы души, позволяющая избежать негативных последствий для пациента, а также целительность участия в терапевтическом процес-се для самого психотерапевта.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

... Для врача субъективный смысл целей медицины и христианской жизни - избавление от смерти и страдания - может быть весьма сходным, не­смотря на то, что христианское понимание самих этих категорий и пони­мание их в атеистической медицине кардинально различаются. Цель хри­стианской жизни - спасение от вечной смерти, вечного мучения и страда­ния, цель медицины - облегчение и продление жизни земной, временной. Можно, однако, думать, что существующая все же близость значения этих понятий придает работе психотерапевта смысл деятельного проявления христианского милосердия, хотя в его профессиональной деятельности, кроме сочувствия и искреннего стремления помочь больному, присутству­ют, естественно, и другие мотивы. Евангельская притча о добром самаря-нине показывает, что любой человек, подчиняясь естественным движе­ниям души, может быть милосердным. Однако христианство, духовная жизнь в его контексте, как раз и помогает подлинному высвобождению добрых сил души, дает им возможность стать определяющими мотивами в жизни и работе.

Понимая важность задачи установления определенных, структури­рованных отношений психотерапии с христианской духовностью, мы попробуем проследить пути развития психотерапии, эволюцию ее идей и методов, с точки зрения отношения к духовной природе человека. «Ду­ховным», согласно христианской антропологии, является один из трех уровней человеческой организации - наряду с душевным и телесным {сет. Феофан Затворник, 2003, с.257; арх. Лука Войно-Ясенецкий, 1997, с.75; еп. Варнава Беляев, 1996, с.239-241). Попытаемся в данной перспективе увидеть закономерности, действующие в психотерапии, и найти основ­ные силы и принципы духовного уровня, которые могли бы интегриро­вать ее в единое целое.

С чего начать историю лечения души, как не с момента ее сотворе­ния? Первозданный человек, поселенный «в саду Едемском, чтобы воз­делывать его и хранить его» (Быт. 2: 15), очевидно, не нуждался в психо­терапии. Все силы души его действовали в единстве и были подчинены Духу (свт.Феофан Затворник, 2003, с.260). Не было места страданию и болезни. Они появились вследствие грехопадения человека, нарушения им закона Творца: «проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей» (Быт. 3: 17). ...

Литература
  1. Авдеев Д.А., Невярович В.К. Нервность: ее духовные причины и проявления. М., 1999.
  2. Беляев Варнава, еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. Н. Новгород, 1996.
  3. Бурлачук Л., Кочарян А., Жидко М. Психотерапия (электронная версия: www.bookap.by.ru, 2004).
  4. Василюк Ф.Е. Влияние молитвы на смысловую работу переживания // Москов­ский психотерапевтический журнал. 2005. № 3.
  5. Гингер С, Гингер А. Гештальт-терапия контакта. СПб, 1999.
  6. Грабе М. Духовность в психотерапии. Материалы Второй международной науч­но-практической конференции «Мировоззрение и психология». Брест, 2004 (www.psybrest.iatp.by).
  7. Гроф С. За пределами мозга (электронная версия: www.bookap.by.ru, 2004).
  8. Дронов Михаил, свящ. Отец психоанализа против святых отцов. Православная беседа. № 4. 1998.
  9. Иерофей (Влахос), митр. Православная психотерапия. Святоотеческий курс вра­чевания души. Сергиев Посад, 2005.
  10. Иоанн игумен Синайской горы, прп. Лествица. М., 1994.
  11. Иустин (Попович), прп. Достоевский о Европе и славянстве. СПб., 1998.
  12. КарвасарскийБД. (ред.). Психотерапевтическая энциклопедия (электронная вер­сия: www.bookap.by.ru, 2001).
  13. Карвасарский БД. (ред). Психотерапия. СПб, 2000.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика