Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Библейская модель брака как основа пастырского консультирования 898

У.Дж. Паттерсон

Аннотация

В статье, на основе христианского библейского понимания человека, формулируются фундаментальные принципы полноценного и долговечного брака. Анализируются условия и пути осуществления этих принципов и последствия пренебрежения ими. Приводится описание пяти моделей, лежащих в основе нарушения супружеских отношений, и ряда клинических случаев, иллюстрирующих эти модели. Автор также делится своими размышлениями о мистическом значении брака.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

«Потому оставит человек отца своего и мать свою,
и прилепится к жене своей; и будут одна плоть.
И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились»
Быт. 2: 24-25

Библейское введение

Взятая в качестве эпиграфа формула первозданных отношений между мужчиной и женщиной является библейской основой понимания брака. Она замыкает собой описание процесса творения и содержит дополнительный комментарий к более раннему положению о человеческой природе, о том, что Бог, сотворив человеческий род наряду с прочими разновидностями тварных существ, создал его по Своему образу – «мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1: 27). Бог оценил все, что он создал, включая человеческий род с присущей ему взаимозависимостью мужчины и женщины, как то, что «хорошо весьма» (Быт. 1: 31).

В Новом Завете именно эта базовая формулировка упоминается три раза как положение, из которого следует исходить в вопросах, связанных с браком и половым поведением. В главе 19 Евангелия от Матфея говорится, что к Иисусу пришли фарисеи, вопрошая его о том, что составляет достаточную причину для развода с женой. В то время существовали две иудаистские школы мудрости, и одна позволяла развод по самым банальным и незначительным причинам, в то время как другая была гораздо более строгой в этом вопросе. В ответ Иисус спросил фарисеев, читали ли они это место в Бытии (Быт. 2: 24), которое он затем им процитировал. Он также сказал им, что Бог сочетает людей друг с другом, когда они заключают брак, так что человек не должен брать на себя разрыв этого союза. Фарисеи возразили ему, что Моисеев Закон дал им определенные основания для развода, но Иисус объяснил, что это было сделано по их жестокосердию, которое одно приводит к тому, что супруги расходятся друг с другом (Мф. 19: 1-11).

Важно отметить, что Иисус обращается к порядку творения для того, чтобы прояснить свою позицию в этом вопросе. Иудеи рассматривали себя в континууме культуры, идущем через весь Ветхий Завет вплоть до Адама, и Иисус подчеркивает, что природа брака определяется образом нашего сотворения и остается неизменной. Замысел Бога предполагал пожизненный характер супружества. Грех может вторгаться в тот или иной брачный союз, разрушая его гармонию, и именно жестокосердие составляет здесь действительную проблему, а не внутренняя природа брака. Себялюбие подрывает любые отношения, и тем скорее, чем они ближе.

Позднее Апостол Павел пишет то же самое к молодой Церкви в Коринфе, беспокоясь о сексуальной нравственности и непрочности брачных обязательств ее членов, что привносилось ими в Церковь из идолопоклоннического общества, выходцами из которого они были.

Когда мы с женой приехали в древний Коринф в 1981 году, наш гид показал нам то место, куда привели апостола Павла для ответа на обвинения в том, что он подстрекал народ к поклонению Богу не в соответствии с иудейским Законом. Проконсул Гэллио не захотел слушать дело, потому что оно касалось религиозных вопросов.

В пятидесяти метрах поодаль, на другой стороне улицы, виднелись развалины громадного храма Аполлона, и чувствовалось, как поклонение идолам давит на город, распространяя над ним свои тягостные флюиды. Гид затем указал на группу зданий, стоящих примерно в одном километре от нас высоко на холме, и сказал, что это то место, где тысяча юных дев «занималась ночной работой».

Давление на молодую Церковь было очень тяжелым, особенно потому, что большинство новоиспеченных христиан выросло в культуре беспорядочных связей. Апостол Павел говорит, что некоторые из них были блудниками, прелюбодеями, мужеложцами, и что подобное поведение, если его продолжать, не позволит им наследовать Царствие Божие (1 Кор. 6: 9-10). Некоторые из них все еще посещали блудниц, против чего выступал Павел, приводя в качестве довода то, что даже в незаконном сексуальном союзе мужчина «становится одно тело» с женщиной, потому что, цитируя изречение из Бытия, «два будут одна плоть» (1 Кор. 6: 16). Он явным образом прибегает к порядку творения брака как к авторитетному источнику в вопросе оценки искаженного сексуального поведения в Церкви.

Здесь наше внимание останавливают две вещи. Во-первых, культурный контекст молодой Коринфской Церкви – греческий, а не иудаистский. Однако Павел апеллирует здесь к иудейскому Писанию как к авторитетному источнику в вопросах нравственности. Он говорит, что все человечество (а не только иудеи) в ответе перед Богом, и блудными действиями оно отрицает свою собственную природу. Павел может требовать чистоты только от Церкви, но порядок творения распространяется на всех без исключения людей. Во-вторых, в отличие от брачного союза, когда Бог своим действием соединяет супругов друг с другом совершенным и здравым образом, в незаконном и случайном совокуплении, как объясняет Апостол Павел, мужчина соединяет себя с женщиной. Этим создаются душевные путы, которые угнетают их подлинную свободу. Никто из них не хочет продолжать отношения, но каждый, в некотором смысле, привязан к другому сексуальным контактом.

Третье место в Новом Завете, в котором отрывок из Бытия используется как критерий в оценке современного образа жизни и поведения, содержится в послании Апостола Павла к Ефесской Церкви. Мы знаем, что местным божеством (идолом) была здесь Артемида (Диана у римлян) (см. Деян. 19: 24-41), что представляло одну из форм культа плодородия, выраженного в образе женской фигуры с множеством грудей. Сексуальная распущенность была частью культа, как и в Коринфе. Она всегда подрывает стабильность и прочность семьи и брака, так что Павел предостерегает против подобной свободы нравов (Еф. 5: 3,5) и излагает здесь наиболее полное учение о природе христианского брака (Еф. 5: 22-33). Центральным для этого учения является то же самое место из Бытия (Быт. 2: 24): «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть». Очерчивая основополагающие принципы прочного брака, даже и в греческой языческой культуре, он вновь утверждает авторитет порядка творения, подчеркивая, таким образом, его непреходящее значение для Церкви и всего человечества. Обращается ли Новый Завет к вопросу развода, или к проблеме сексуальной распущенности, или просто пытается утвердить основу нормального здорового поведения, он всегда апеллирует к тому же источнику. Мы всегда соотносимся с тем, какими мы были созданы, и каким был сотворен брак.

Существует еще один предварительный вопрос, который мы должны обсудить, прежде чем обратимся к описанной в Ветхом Завете последовательности: «оставить – прилепиться – быть в одну плоть». Утверждается, что «мужчина» должен оставить …  Значит ли это, что существуют различные требования по отношению к мужчине и женщине? Думаю, что нет. Дело в том, что даже ветхозаветные летописи свидетельствуют о том, как это трудно для мужчины – оставить родителей. Отец Авраама, Фарра, вместе с ним вышел из Ура Халдейского (Быт. 11: 31), хотя Господь велел Аврааму: «пойди из земли твоей, от родства твоего и из дома отца твоего, в землю, которую Я укажу тебе» (Быт. 12: 1). Фарра умер по дороге. Два сына Ноемини оставались со своими родителями даже после того, как женились на моавитянках. После смерти мужа одна из этих моавитянок – Руфь, к своей чести, сохранила верность долгу и оставила свой народ и своих богов, «прилепившись» к Ноемини (Руфь 1: 14-17).

Возможно, система наследования собственности от отца не давала сыновьям отрываться от отчего дома, как было предусмотрено первоначальным порядком творения. От дочерей, выходящих замуж, ожидалось, что они уйдут вместе с мужем, так что культурная обусловленность облегчала им послушание заповеди. Некоторые, главным образом, восточные современные культуры (многие индуистские и мусульманские, например) имеют подобные рычаги давления, побуждающие сыновей оставаться, а дочерей уходить в дом мужа.

Мы должны теперь обсудить, что значило это базовое библейское положение относительно брака для семей библейских времен, и – далее – что бы оно могло значить для нас, и как оно может помочь нам в нашей собственной жизни и в работе с теми, кого мы пытаемся консультировать.

Существуют два пути понимания выделенных здесь трех элементов (оставить – прилепиться – быть в одну плоть). Они могут быть рассмотрены как три взаимозависимых фактора нормального брака или как процесс становления нормального брака.

Литература
  1. Trobisch Walter. I Married You. – Inter-Varsity Press, 1971
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика