Две конфликтующие методологии в исследованиях психотерапии и ее эффективности: поиск третьего пути

1214

Аннотация

На основе концептуальной схемы анализа различных подходов, предложенной Н.Г. Алексеевым, вычленяются моделирующие представления о психотерапии герменевтического и позитивистского подходов к исследованию психотерапии и оценке ее эффективности, вычленяются теоретико-методологические принципы исследования в рамках этих оппозиционных подходов и описываются исследовательские правила и процедуры, в которых эти принципы реализуются. Дается критический анализ позитивистской методологии, доминирующей на данном этапе научного поиска. В опоре на разработки отечественных методологов вводится моделирующее представление о психотерапии как науке неклассического типа. На основе этого моделирующего представления, а также результатов многолетних исследований расстройств аффективного спектра и опыта психотерапевтической работы с этими расстройствами, предлагается модель интегративной психотерапии расстройств аффективного спектра, позволяющая с позиций неклассической науки разрабатывать принципы и процедуры исследований процесса психотерапии и ее эффективности.

Общая информация

Рубрика издания: Теория и методология

Для цитаты: Холмогорова А.Б. Две конфликтующие методологии в исследованиях психотерапии и ее эффективности: поиск третьего пути // Консультативная психология и психотерапия. 2009. Том 17. № 4. С. 5–25.

Фрагмент статьи

Данная статья является третьей в цикле, посвященном научным исследованиям в области психотерапии. Первая была посвящена истории вопроса и описанию этапов развития научных разработок [Пуговкина, Никитина, Холмогорова, Гаранян, 2009], во второй было представлено современное состояние исследований, наиболее важные и проверенные данные о факторах эффективности психотерапии, а также спорные вопросы исследований [Холмогорова, Гаранян, Пуговкина, Никитина, 2009].

Основная задача данной статьи – анализ двух конфликтующих методологических позиций в исследованиях психотерапии и описание оригинальных методологических средств изучения процесса психотерапии расстройств аффективного спектра. Для решения этой задачи мы воспользовались разработкой выдающегося отечественного методолога Н.Г. Алексеева, получившей название «концептуальная схема предмета изучения», которая включает моделирующее представление о содержании изучаемого явления, основные теоретико-методологические принципы, на которых строится исследование, и, наконец, связанный с ними набор исследовательских правил и процедур. На основе указанной концептуальной схемы будет дан сравнительный критический анализ оппозиционных подходов в исследованиях психотерапии, а также на примере интегративной модели помощи пациентам с расстройствами аффективного спектра представлена методология исследования психотерапии как неклассической научной дисциплины.

Литература

  1. Барлоу Дж. (ред.) Клиническое руководство по психическим расстройствам.М. и др.: Питер, 2008.
  2. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. М.: Наука, 1973.
  3. Василюк Ф.Е. Методологический анализ в психологии. М.: Смысл, 2003. 240 с.
  4. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч. в 6-ти т. М.: Педагогика, 1982а. Т.1. Вопросы теории и истории психологии. С. 291-436.
  5. Горохов В.Г. Знать, чтобы делать: история инженерной профессии и ее роль в современной культуре. М.: Знание, 1987. 176 с.
  6. Горохов В.Г., Розин В.Н. Формирование и развитие инженерной деятельности // Философские вопросы технического знания. М.,, 1984.
  7. Зарецкий В.К. Эргономика в системе научного знания и инженерной деятельности // Эргономика. М.: ВНИИТЭ, 1989. № 37. С. 8-21.
  8. Зарецкий В.К., Дубровская М.О., Ослон В.Н., Холмогорова А.Б. Пути решения проблемы сиротства в России. М., ООО «Вопросы психологии», 2002. 205 с.
  9. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. СПб. М. Харьков – Минск: Питер, 2000. 536 с.
  10. Мунипов В.М., Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Становление эргономики как научной дисциплины // Эргономика. М.: ВНИИТЭ, 1979. №. 17. С. 28-67.
  11. Пуговкина О.Д., Никитина И.В., Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Научные исследования процесса психотерапии и её эффективности: история проблемы // Московский психотерапевтический журнал 2009. № 1. С. 35-68
  12. Пузырей А.А. Психология. Психотехника. Психогогика.  М.: Смысл, 2005. 488 с.
  13. Сичивица О.М. Сложные формы интеграции науки. М., 1983.
  14. Степин В.С. Становление научной теории. Минск: БГУ. 1976.
  15. Холмогорова А.Б. Био-психо-социальная модель как методологическая основа исследований психических расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. 2002в. № 3.
  16. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Психологическая помощь людям, пережившим травматический стресс. М.: Юнеско. МГППУ, 2006. 112 с.
  17. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Никитина И.В., Пуговкина О.Д. Научные исследования процесса психотерапии и ее эффективности: современное состояние проблемы. Часть 1 // Социальная и клиническая психиатрия 2009. № 3. С. 92-100
  18. Швырев В.С. Рациональность как философская проблема. // В сб.: Пружинин Б.И., Швырев В.С. (ред.). Рациональность как предмет философского исследования. М., 1995. С.3-20.
  19. Юдин Э.Г. Методология науки. Системность. Деятельность. М., 1997.
  20. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. Методологические проблемы современной науки. М.: Наука, 1978. 391 с.
  21. Addis M.E., Wade W.A., Hatgis C. 1999. Barriers to dissemination of evidence based practices: Addressinf practitioners’ concerns about manual-based psychotherapies. //Clinical Psychology: Science and Practice. Vol. 6. P. 430-441.
  22. Bohart A.C., O’Hara M., , Leitner L.M. 1998. Empirically violated treatments: disenfranchesment of humanistic and other psychotherapies. Psychotherapy research. Vol. 8. P. 141-147.
  23. Grawe K. June 2006. Agents of Change in the Processes of Psychotherapy, Part I. In: IFP newsletter. Zurich, P. 7-17.
  24. Henry W.P. 1998. Science, politics, and the politics of science: The use and mesure of empirically validated treatment research. Psychotherapy Research. Vol.8. P.126-140.
  25. Kernberg O., Burstein E., Coyne L., Applebaum A., Horowitz L., Voth H. 1972. Psychotherару and psychoanalysis: Final report of the Menninger Foundation's psychotherapy research project. Bulletin of the Menninger Clinic. Vol. 36. P. 1-275.
  26. Lambert M.J., Garfield S.L., Bergin A.E. 2004.Overview, Trends and Future Issues. Bergin, (Eds In: S.L. Garfield, A.E.). Handbook of Psychotherapy and Behavior change. New York: Wiley.
  27. Orlinsky D.E. June 2007. Comments on the State of Psychotherapy Research. IFP newsletter. Zurich, P. 11-14.
  28. Slife B.D. 2004.Theoretical Challanges to Therapy Practice and Research: The Constraint of Naturalism. Bergin, (Eds In: S.L. Garfield, A.E.). Handbook of Psychotherapy and Behavior change. New York: Wiley.
  29. Wallerstein R.S. 1986. Forty-two lives in treatment: A study of psychoanalysis and psychotherapy. N.Y.: Guilford.

Информация об авторах

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2776
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 14

Скачиваний

Всего: 1214
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 10