Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8245Ключевые слова 20238 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Консультативная психология: на пути к научной специальности 929

Архангельская В.В., кандидат психологических наук, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, v-arch2006@yandex.ru
Полный текст

На конференции Российского психологического общества, в которой приняли участие представители ведущих факультетов и академических институтов, была выдвинута инициатива создания новой научной специальности «Консультативная психология». В связи с этим на страницах и на сайте нашего журнала мы начинаем дискуссию о предмете и границах консультативной психологии.

Обсуждение мы решили начать с публикации списка защищенных кандидатских и докторских диссертаций, которые, на наш взгляд, относятся к предмету новой специальности. Этот список показывает, что существует достаточно большой массив научных исследований, количество и серьезность которых свидетельствует о том, что де-факто консультативная психология как научная специальность уже состоялась.

Подбирая примеры для иллюстрации этого тезиса, мы старались найти компромисс между чрезмерным перечислением, которое может утомить читателя (полный список работ будет опубликован на сайте), и желанием все же продемонстрировать существующий объем и разнообразие уже реализованных в этом поле исследований. Однако, на наш взгляд, как сама инициатива создания специальности, так и данная публикация, которая является частью этого большого проекта, требуют некоторых комментариев.

Практика психологического консультирования в самых разных формах давно вошла в повседневную жизнь: калейдоскоп психологических центров, телефонов доверия, психологических тренингов (от тренинга продаж до групп личностного роста), психологическая работа с детьми, родителями, подростками, стариками, руководителями, алкоголиками, любые направления и методы психологической помощи от солидного психоанализа до гиппотерапии и даже «кошкотерапии» – такова пестрая реальность присутствия профессионального психологического консультирования в жизни современного горожанина.

За 25 лет психологическое консультирование в нашей стране успело вырасти, окрепнуть и обрести вполне осязаемое социальное «тело». «Психологическое консультирование» в данном случае мы понимаем предельно широко, включая сюда самые разные практики, именуемые собственно «психологическим консультированием», «психотерапией», «психологической помощью», «психокоррекцией», «психологическими тренингами» и пр. И теперь – несмотря на то, что многие правовые и организационные вопросы существования психологического консультирования как социальной практики еще далеко не решены, – все же становится очевидным, что некий начальный этап его формирования пройден.

Для психологии как науки это имеет, на наш взгляд, огромное значение. Ведь именно психологическое консультирование, как в свое время об этом писал Ф.Е. Василюк, составляет как ничто другое «собственную» для психологии практику – в отличие от тех форм прикладной психологии, в которых научное знание оказывается включено в «чужую» социальную практику, например, в медицинскую или педагогическую. В этом случае психология обеспечивает эту «чужую» практику, подчиняясь ее целям, задачам и условиям, и «…непосредственно практическое воздействие на объект (будь то личность, семья, коллектив) оказывает не психолог, а врач, педагог или другой специалист; и ответственность за результаты, естественно, несет этот другой. Психолог оказывается отчужденным от реальной практики, и это ведет к его отчуждению от собственно психологического мышления» [Василюк, 1992].

Но так же, как психолог в школе нуждается в педагогической психологии, в рамках которой исследуются и ключевые аспекты педагогической практики: ее ценности, цели, задачи, условия, методы и т.д., как медицинский психолог нуждается в клинической психологии, – так и психолог-консультант остро нуждается в существовании своего раздела науки, в котором исследовалась бы специфика психологического консультирования. С другой стороны, так же как, например, клиническая психология по-новому задает ракурс изучения общепсихологических вопросов, раскрывая на примере патологии общепсихологические проблемы, так и консультативная психология, в свою очередь, обладает большим потенциалом для развития фундаментальных научных проблем.

Круг этих проблем и вопросов очень широк: это и «онтологические» вопросы, заставляющие развивать новые взгляды на ключевые представления о предмете психологии (например, о сознании, психике, развитии и т.д.); это и этические вопросы, которые приобретают свое новое острое звучание в консультативной практике; это и методологические вопросы, вынуждающие разрабатывать новые или модифицировать существующие стратегии исследований, приспосабливая их к сложной реальности консультирования; это и методические вопросы, предполагающие необходимость разработки новых инструментов практической и исследовательской работы.

Психологическое консультирование является интенсивной «точкой роста» для научной психологии: здесь по-своему проходят «испытание» существующие в психологии представления и теории, именно из практики проистекает сейчас множество вопросов для новых теоретических и экспериментальных исследований. Психологическое консультирование ставит перед отечественной психологией такие вопросы, которые раньше – в отсутствие подобной развитой области практики – либо вообще не ставились, либо выступали совсем в другом ракурсе.

И если в то время, когда практика психологического консультирования в России практически не была развита, отсутствие научной специальности, в рамках которой исследовались бы ее теоретические и практические вопросы, было вполне понятно, то сейчас это отсутствие настойчиво заявляет о себе и, пожалуй, уже становится помехой для дальнейшего развития этой научной области. Например, в виду того, что нет соответствующей научной специальности, диссертационные исследования, разрабатывающие те или иные проблемы консультативной практики, вынуждены, подчас искусственно, модифицировать свой предмет, приводя его в соответствие с другими специальностями – например, с общей психологией, клинической психологией, психологией развития и т.д.

Таким образом, мы хотим поставить вопрос о том, что консультативная психология должна оформиться в научную специальность и занять свое место в ряду других специальностей, таких как «Общая психология, психология личности, история психологии» (19.00.01), «Психофизиология» (19.00.02), «Психология труда. Инженерная психология, эргономика» (19.00.03), «Медицинская психология» (19.00.04), «Социальная психология» (19.00.05), «Юридическая психология» (19.00.06), «Педагогическая психология» (19.00.07), «Коррекционная психология» (19.00.10), «Политическая психология» (19.00.12), «Психология развития, акмеология» (19.00.13).

Во многих странах мира такой раздел психологии существует уже достаточно давно: проводятся исследования, защищаются диссертации и т.д.; да и в России консультативная психология фактически уже существует. Об этом свидетельствуют, например, вышедшие за последние несколько лет учебники, посвященные этой тематике (Гулина М.А. «Терапевтическая и консультативная психология», Соколова Е.Т. «Общая психотерапия», «Психотерапия: теория и практика», Кочюнас Р. «Основы психологического консультирования» и др.), в университетах читают довольно обширный спектр специальных курсов., что говорит о сформированности образовательной стороны консультативной психологии. Научные исследования, предметом которых являются те или иные аспекты психотерапии и психологического консультирования, также уже существуют.

На наш взгляд, появление новой научной специальности необходимо не только для того чтобы зафиксировать уже фактически сложившееся состояние дел, но и для того чтобы создать условия возможности для роста соответствующей области исследований и разработок – области, которая обещает стать очень продуктивной и способной вывести на новый качественный виток не только саму практику, но и собственно научно-психологическую мысль. И, задумав начать обсуждение проекта консультативной психологии как научной специальности, мы решили открыть новую рубрику, в рамках которой в различной форме будут публиковаться материалы по этой теме.

Так, мы начинаем публиковать список защищенных в рамках других специальностей кандидатских и докторских диссертаций, которые имеют отношение к предмету консультативной психологии. Некоторые из них, на наш взгляд, прямо раскрывают ее предмет, тематически попадая в «ядро» этой научной области. Другие – исследуют те или иные аспекты предмета, располагаясь на пересечении с различными областями психологии и других наук. Однако составление полного списка таких работ (например, за последние 3–5 лет) оказалось невозможным именно в связи с трудностями определения границ новой области.

Четко сформулировать определение предмета и очертить границы этой новой научной области – дело, возможно, не одного специального исследования и обсуждения в профессиональном сообществе. По сути, предмет и границы консультативной психологии, ее строение как научной дисциплины – это вопрос для возможных размышлений и дискуссий, к которым мы приглашаем наших авторов и читателей.

Как можно представить себе строение этой научной специальности? Что войдет в область ее интересов, а что, пусть и образуя пересечения с ней, все же будет принадлежать другим сферам?

Пытаясь отобрать и структурировать список тем диссертационных работ, мы были вынуждены отчасти произвести первую попытку такого исследования. Мы взяли список авторефератов кандидатских и докторских диссертаций из электронного каталога РГБ. Поиск производился по ключевым словам «психологическое консультирование», «консультативная психология», «психотерапия» (с 1987 по 2009), «психологическая коррекция», «психологическое сопровождение», «психологический тренинг» (с 1997 по 2009).

Таким образом, мы получили список тем исследований, авторы которых прямо соотносят их с консультативной психологией. При этом само понимание консультативной психологии и психотерапии, стоящее за этими работами, конечно, различно. Сразу необходимо отметить, что за пределами этого первого списка оказывается большое количество работ, которые не содержат в своем названии указанных слов, но при этом тематически принадлежат этому полю. Уже здесь можно начать обсуждение критериев, по которым можно было бы определить, какие из тем, относящиеся к общей, медицинской или другим разделам психологии, могут быть поставлены на пересечение с консультативной психологией или быть полностью соотнесены с ней.

Не претендуя на полноту обзора, мы решили использовать полученные данные, чтобы начать обсуждение структуры научной специальности и поставить основные вопросы ее самоопределения.

Делая попытку упорядочить и структурировать это поле полученных тем исследований, мы предполагаем, что для науки, изучающей социальную практику, будут важны вопросы философии и истории этой практики, а также ее строение и ключевые образующие этой практики.

Так, на наш взгляд, в сферу изучения должны войти вопросы, связанные с психологическим консультированием в широком смысле слова – как социальной практики. В обсуждении этих тем будут участвовать исследования, касающиеся философии этой практики в целом или отдельных ее линий, школ, направлений. Здесь будут важны исследования, посвященные антропологическим, этическим, эстетическим и другим философским контекстам, которые существенным образом определяют консультирование и психотерапию как деятельность.

Вот примеры таких исследований:

Иванова А.В. Психотерапия в современной культуре: философско-антропологический анализ: автореф. дис. ... канд. филос. н.: 09.00.13 / Ставроп. гос. ун-т: Ставрополь, 2009.

Печенина О.В. Коммуникативные модели в герменевтике и психоанализе: компаративное исследование: автореф. дис. ... канд. филос. н.: 24.00.01 / С.-Петерб. гос. ун-т: СПб., 2009.

Архангельская В.В. Проблема понимания в современной индирективной психотерапии: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова: М., 2005.

Романова Е.А. Герменевтические основания арт-терапии как культурной практики: автореф. дис. ... канд. филос. н.: 09.00.13 / Дальневост. гос. техн. ун-т: Владивосток, 2005.

Тихонович Л.А. Опыт исследования практики АРТ-терапии в XX в. Игровой контекст современного искусства: автореф. дис. ... канд. филос. н.: 09.00.13 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова: М., 2005.

Богуславская Ю.А. Философско-антропологические концепты глубинной психологии: автореф. дис. ... канд. филос. н.: 09.00.13 / Рост. гос. ун-т: Ростов-на-Дону, 2004.

Круглова Е.А. Философско-антропологический анализ психотерапии как феномена постнеклассической науки: конструктивистский подход: автореф. дис. ... канд. филос. н.: 09.00.13 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова: М., 2003.

Мазин В.А. Субъект психоанализа Фрейда и философии Деррида: философско-антропологические аспекты: диссертация ... канд. филос. н.: 09.00.13 / СПб., 2003.

Ромек Е.А. Социальный статус психотерапии: становление, функция, концептуально-методологические основания: автореф. дис. ... д-ра филос. н.: 09.00.11, 09.00.01 / Ростов-на-Дону, 2003.

Александрова О.Р. Гуманистическая психотерапия: Социально-философский анализ: автореф. дис. ... канд. филос. н.: 09.00.11 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова: М., 2001.

Безусловно, будут рассматриваться вопросы истории психологического консультирования и различных его направлений.

Например, сюда можно отнести следующие работы:

Франова И.В. Эволюция теоретико-методологических оснований когнитивной психотерапии: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ): М., 2009.

Баранникова Д.А. Этапы становления европейской экзистенциальной психологии: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Моск. пед. гос. ун-т: М., 2006.

Рождественский Д.С. Специфика развития психоанализа в России: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Хабаровск, 2002.

Также возникнут точки пересечения с культурологией, социологией, филологией и другими областями.

Безусловно, одним из основных предметов исследования станет само консультирование и его необходимые составляющие. Какова внутренняя структура, строение этой деятельности? Каковы ее ключевые аспекты, требующие изучения? Это также вопросы для возможных теоретических построений и разработок. Таким образом, предметом исследования может быть рефлексия самой практики, ее устройства.

Здесь важными вопросами могут стать: специфика практики в целом, особенности позиций, заданных структурой практики (например, позиции клиента или консультанта), особенности различных вариантов практики (психотерапии, консультирования, тренинга и т.д.), а также роли других видов деятельности (например, супервизии, психологической диагностики, обучения, экспертизы и т.д.) в структуре психологического консультирования.

Кравцова Н.А. Психологическое содержание организационных форм и методов оказания помощи детям и подросткам с психосоматическими расстройствами: автореф. дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.04 / Том. гос. ун-т: Владивосток, 2009.

Щербакова О.А. Содержание и организация консультационной психолого-педагогической помощи в сельской школе США: автореф. дис. ... канд. пед. н.: 13.00.01 / Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина: Рязань, 2007.

Васильева Н.Л. Психоаналитический подход в системе психологического сопровождения развития детей и подростков: автореф. дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.13 / С.-Петерб. гос. ун-т: СПб., 2006.

Гюлушанян К.С. Теоретические и методологические основы диагностики и специализированной психологической помощи подросткам в условиях неблагоприятной социально-экологической среды: автореф. дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.01 / Ставроп. гос. ун-т : Ставрополь, 2006.

Логунцева А.Е. Специфика клинической психодиагностики в структуре детского консультирования: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.04 / Том. гос. ун-т: Томск, 2005.

Намечая один из возможных путей ответа на вопрос о структуре практики, можно воспользоваться предложенной Ф.Е. Василюком [Василюк, 2009] схемой, описывающей структуру терапевтической или консультативной ситуации, и с помощью нее очертить возможный круг исследований, который можно отнести к консультативной психологии. Эта схема задает следующие принципиально важные составляющие консультативной ситуации:

Структура психотерапевтической ситуации

Так, например, исследования полюса клиента – его личностных, характерологических, возрастных, клинических и других особенностей, которые так или иначе становятся значимыми в процессе психотерапевтической или консультативной работы, – приведут нас к пересечениям с психологией личности, медицинской психологией, возрастной психологией, общей психологией, юридической психологией, а также медициной и философией. Полюс клиента при этом может быть представлен не только индивидом с определенными особенностями, но и группой. Различные аспекты полюса клиента могут рассматриваться и в динамике.

Приведем примеры уже проведенных подобных исследований:

Васильченко М.В. Психологическое сопровождение подростков группы риска, склонных к кризисным состояниям и суицидальному поведению: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т: Ставрополь, 2009.

Макарова Е.Ю. Представления о психологическом консультировании у разных социальных групп: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.05 / Рос. гос. социал. ун-т: М., 2009.

Смирнягина М.М. Психологическое содержание и сопровождение нормативного кризиса перехода к юности: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Нижегор. гос. архитектур.-строит. ун-т: Нижний Новгород, 2008.

Суханова Н.С. Клинико-психологическая характеристика моряков, больных гипертонической болезнью, при обучении в школе пациентов с использованием телесно-ориентированной психотерапии: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.05, 19.00.02 / Сев. гос. мед. ун-т: Архангельск, 2008.

Хакимзанова Е.А. Социально-психологическое консультирование развивающейся личности как целостной индивидуальности: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.05 / Рос. гос. социал. ун-т: М., 2008.

Хмылова Т.Н. Прогностическое значение клинических, психологических и социальных характеристик больных невротического уровня при краткосрочной групповой психотерапии: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 19.00.04 / С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева: СПб., 2008.

Чернобродов Е.Р. Особенности личности и их коррекция у подростков с делинквентным поведением: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Иркут. гос. пед. ун-т: Иркутск, 2008.

Шалагинова К.С. Системное психологическое сопровождение агрессивных младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Моск. псих.-соц. ин-т: М., 2008.

Колов С.А. Клинические, психологические и социальные характеристики участников боевых действий и их динамика в процессе групповой психотерапии: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 19.00.04 / С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева: СПб., 2007.

Ремесло М.Б. Клинико-лингвистические характеристики больных неврозами и их динамика в процессе психотерапии: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева: СПб., 2007.

Чобану И.К. Психотерапия суицидентов с учетом их личностных особенностей в ближайшем стационарном периоде: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 19.00.04 / Моск. гос. мед.-стоматолог. ун-т: М., 2007.

Шведовский О.В. Микродинамика личностных изменений в процессе понимающей психотерапии: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Психол. ин-т Рос. акад. образования: М., 2007.

Богданова Л.В. Индивидуально-типологические особенности психического здоровья как основа целенаправленной психокоррекции: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.04 / С.-Петерб. гос. ун-т: СПб., 2006.

Власова Ю.В. Динамика психологических защитных механизмов личности наркозависимого после освобождения из мест лишения свободы в процессе психокоррекции: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.06 / Акад. ФСИН России: Рязань, 2006.

Кирюхина М.В. Психические расстройства у больных артериальной гипертензией и их психотерапевтическая коррекция: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 19.00.04, 14.00.18 / Моск. гос. мед.-стоматолог. ун-т: М., 2006.

Кузнецова Л.В. Диагностика и коррекция чувства одиночества детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... канд. пед. н.: 13.00.01 / Сев.-Осет. гос. ун-т им. К.Л. Хетагурова: Владикавказ, 2006.

Соловьева М.И. Психологический тренинг стереотипов общения у дошкольников с конституционально-типологической органической предиспозицией: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Ставроп. гос. ун-т: Ставрополь, 2006.

Шалимов А.В. Конституционально-ориентированная психокоррекция личностной и поведенческой изменчивости у подростков в условиях социального стрессирования: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Ставроп. гос. ун-т: Ставрополь, 2006.

Макарова Г.Ю. Исследование социально-психологических проявлений личного мира ребенка в процессе семейного консультирования: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.05 / Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова: Кострома, 2005.

Трусова А.В. Когнитивная и мотивационная структура неврозоподобных расстройств у больных алкогольной зависимостью в связи с задачами краткосрочной групповой психотерапии: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.04 / С.-Петерб. гос. ун-т : СПб., 2005.

Хайрнасов Р.Р. Исследование психологических характеристик мужчин, больных псориазом, в связи с задачами психокоррекционной работы: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.04 / С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева: СПб, 2005.

Мильчакова В.А. Психологический статус героиновых наркоманов в динамике годовой ремиссии при оказании кризисно-реабилитационной помощи методом стрессовой психотерапии: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 05.26.02 / Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины МЧС России: СПб., 2004.

Рацимор А.Е. Психологическая помощь неблагополучной семье в ее социализации: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова: М., 2003.

Уточкина О.В. Динамика социально-психологических характеристик и изменение качества жизни в семьях детей с нарушениями общения в процессе интегративной психотерапии: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.04 / С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева: СПб, 2003.

Шевцов А.Ю. Клиническая характеристика и психотерапия пограничных психических расстройств у работников крупного промышленного предприятия: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / Гос. науч. центр социальной и судебной психиатрии: М., 1999.

Чистякова Е.В. Особенности изменений личности больных сахарным диабетом и их психотерапевтическая коррекция: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / Харьковский ин-т усовершенствования врачей: Харьков, 1992.

Исследования полюса консультанта приведут нас к кругу таких вопросов, как профессионально важные качества консультанта, их оценка, динамика, формирование, требования к образованию т.д., особенности личности консультанта и другие его характеристики, которые могут оказать существенное влияние на консультативный процесс. Таким образом, исследования этого полюса окажутся на пересечении с педагогической психологией, психологией личности, психологией труда.

Примеров подобных исследований довольно много:

Акулин А.М. Формирование культуры диалога у будущих психологов: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.13 / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ: М., 2009.

Вышквыркина М.А. Конструктивные и деструктивные типы реакций на противоречие в системе представлений о другом человеке: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Юж. федер. ун-т: Ростов-на-Дону, 2009.

Гольцева Ю.В. Формирование профессиональных умений психологического консультирования у будущих педагогов-психологов: автореф. дис. ... канд. пед. н.: 13.00.08 / Челяб. гос. пед. ун-т: Челябинск, 2009.

Губжокова О.А. Психологическая готовность будущих психологов к работе с экономическими супружескими конфликтами: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Рос. акад. образования: Сочи, 2009.

Назарова Н.Р. Профессиональное становление личности АРТ-терапевта на начальных стадиях профессионализации: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.03 / С.-Петерб. гос. ун-т: СПб., 2009.

Россохин А.В. Психология рефлексии измененных состояний сознания: автореф. дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.01 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова: М., 2009.

Горобец Н.Л. Специфика профессиограммы деятельности психотерапевта в контексте интегративного подхода к психотерапии: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.03 / Ин-т психологии РАН: Москва, 2008.

Лебедева А.А. Развитие профессионально важных качеств психолога-консультанта: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.03 / С.-Петерб. гос. ун-т: СПб., 2007.

Слюсарева Е.С. Преодоление барьеров в процессе формирования готовности специальных психологов к психокоррекционной работе с детьми: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т: Ставрополь, 2007.

Артамонова Ю.Г. Специфика когнитивных стилей психологов-консультантов на разных уровнях профессионализации: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Моск. гос. открытый пед. ун-т им. М.А. Шолохова: М., 2006.

Будинайте Г.Л. Особенности обучения постклассическому методу психологической помощи семье в системе «Ориентированной на решение краткосрочной терапии»: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Ин-т развития дошкольного образования РАО: М., 2006.

Зыкова Н.Ю. Развитие профессиональных ценностных ориентаций студентов средствами гештальт-терапии: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Кур. гос. ун-т: Курск, 2006.

Кораблина Е.П. Психология подготовки к профессиональной деятельности психолога-консультанта: автореф. дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.03 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена: СПб., 2006.

Смирнов А.Н. Особенности условий подготовки практических психологов в зависимости от их профессиональной специализации: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Нижегор. гос. пед. ун-т: Нижний Новгород, 2006.

Холмогорова Е.А. Изменения образа ситуации консультативного контакта у психологов-консультантов в условиях направленного обучения: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.05 / Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова: Ярославль, 2006.

Дианова В.И. Профессионально значимые качества личности и их формирование у педагогов центров психолого-медико-социального сопровождения: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Иркут. гос. пед. ун-т: Иркутск, 2005.

Крупенина А.В. Влияние личностных качеств практического психолога на эффективность консультативной деятельности: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Психол. ин-т Рос. акад. образования: М., 2005.

Ладыкова О.В. Психологические особенности взаимодействия команды специалистов, работающих по предотвращению насилия и жестокого обращения с детьми: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Психол. ин-т Рос. акад. образования: М., 2004.

Авраменко Н.Н. Психологическое консультирование как средство личностного развития практических психологов в процессе их профессиональной подготовки: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.13 / Калуж. гос. пед. ун-т им. К.Э. Циолковского: Калуга, 2003.

Храмова Н.Г. Формирование психологической готовности студентов к консультированию по проблемам супружеских отношений: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Сам. гос. пед. ун-т: Самара, 2003.

Изучение полюса проблемы будет сосредоточено на исследовании различных проблемных состояний, которые становятся предметом консультирования, психотерапии, тренинговой работы и т.д. В этом случае консультативная психология найдет свои пересечения с медициной, а также с некоторыми областями психологии в зависимости от квалификации проблемы – с медицинской психологией, педагогической психологией, коррекционной психологией, психологией личности и др. Исследование полюса проблем часто сопряжено с разработкой методов их решения. Вот некоторые работы, проведенные в этом тематическом поле:

Волобуева Ю.М. Социально-психологическая коррекция Я-концепции инвалидов боевых действий: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.05 / Воен. ун-т: М., 2009.

Голубев М.В. Когнитивно-поведенческая психотерапия при ранней стадии хронических сосудистых заболеваний головного мозга: автореф. дис. ... д-ра мед. н.: 14.00.13, 19.00.04 / Ин-т повышения квалификации Федер. мед.-биол. агентства России: М., 2009.

Зарипова Ю.Р. Психолого-педагогическая коррекция доверительных отношений подростков-воспитанников детского дома, переживших стрессовые ситуации: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.10 / С.-Петерб. гос. ун-т: СПб., 2009.

Казакова И.А. Психологическая диагностика и коррекция эмоциональных нарушений при хроническом гастрите: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.04 / С.-Петерб. гос. ун-т: СПб., 2009.

Крыжко Е.В. Личностно-ориентированная психологическая коррекция подростков с церебральным параличом: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.10 / С.-Петерб. гос. ун-т: СПб., 2009.

Лямина Л.В. Психологическая поддержка младших школьников в преодолении конфликтных взаимоотношений: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Повол. гос. соц.-гум. акад.: Самара, 2009.

Селиванова Е.А. Специфика проявления состояния одиночества и коррекция его негативного влияния на личностное развитие подростков с задержкой психического развития, воспитывающихся в разных условиях: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.10 / Ур. гос. пед. ун-т: Екатеринбург, 2009.

Райфшнайдер Т.Ю. Психологическая поддержка подростков с девиантным поведением: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Моск. псих.-соц. ин-т : М., 2008.

Советная Н.В. Кризисно-реабилитационная психологическая помощь при игровой зависимости на основе духовно ориентированной психотерапии в форме целебного зарока: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 05.26.02, 19.00.04 / Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины МЧС России: СПб., 2008.

Штефан Е.Ф. Психокоррекция агрессивного поведения осужденных мужского пола при длительных сроках наказания: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.06 / Акад. ФСИН России: Рязань, 2008.

Янковская Е.М. Комплексный подход к психотерапевтическому сопровождению семей больных, перенесших инсульт: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.04 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена: СПб., 2008.

Волков С.И. Коррекция дезадаптивного нервно-психического состояния у сотрудников государственной противопожарной службы МЧС России с помощью дыхательных психотехнологий: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 05.26.03 / С.-Петерб. гос. ун-т ГПС МЧС России: СПб., 2007.

Зданович А.А. Оценка эффективности психотерапии при пограничных нервно-психических расстройствах у лиц с резидуально-органической недостаточностью центральной нервной системы: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / Науч.-исслед. ин-т псих. здоровья Том. науч. центра СО РАМН: Томск, 2007.

Кремлева О.В. Психотерапия в реабилитации больных ревматоидным артритом с позиций биопсихосоциального подхода: автореф. дис. ... д-ра мед. н.: 19.00.04, 14.00.18 / С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева: СПб., 2007.

Куй-Беда В.Ю. Тревожные невротические расстройства у больных, перенесших инфаркт миокарда или инсульт головного мозга, и их музыкопсихотерапия: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / Оренбург. гос. мед. акад.: Оренбург, 2007.

Баламут А.Н. Психологическая помощь осужденным с пожизненными сроками отбывания наказания: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.06 / Акад. права и упр. Федер. службы исполнения наказаний: Рязань, 2007.

Куница М.Ю. Психологическая помощь созависимой личности из деструктивной семьи: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.13 / Сев.-Кавказ. гос. техн. ун-т: Ставрополь, 2006.

Суховершина Ю.В. Психологическое сопровождение личностно-профессионального развития студента службой практической психологии вуза: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Кур. гос. ун-т: Курск, 2006.

Реуцкая И.Е. Психологическое консультирование руководителей органов внутренних дел при затруднениях в профессиональном росте личности: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.06 / Акад. упр. МВД РФ: М., 2005.

Заморев С.И. Игровая психокоррекция отклонений в развитии часто болеющих детей дошкольного возраста: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.04 / С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева: СПб., 2004.

Костюнина Н.Ю. Психолого-педагогическая помощь студенческой молодежи по предотвращению суицидального поведения: автореф. дис. ... канд. пед. н.: 13.00.01 / Ин-т сред. проф. образования Рос. акад. образования: Казань, 2004.

Мальцева Т.В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления: автореф. дис. ... канд. психол. н : 19.00.06 / Акад. упр. МВД РФ: М., 2004.

Невярович Н.Е. Процессуальная психотерапия женщин-жертв сексуального насилия: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.04 / С.-Петерб. гос. ун-т: СПб., 2004.

Петров С.И. Конфликты в спорте и социально-психологический тренинг как средство их разрешения: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 13.00.04 / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта: СПб., 2004.

Горбатюк Г.О. Психодраматическая коррекция стилевых особенностей воспитания подростков матерями с гипертимной акцентуацией: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Моск. гос. обл. ун-т: М., 2003.

Махновская Л.В. Терапия творческим самовыражением пациентов с шизотипическим расстройством с преобладанием деперсонализационных проявлений: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / Моск. науч.-исслед. ин-т психиатрии: М., 2003.

Панченко Е.А. Транскультуральные аспекты психотерапии суицидального поведения: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / ГУ НИИ психического здоровья ТНЦ СО РАМН: Томск, 2003.

Умилина Ю.К. Психологические особенности и арттерапия психосемантической дезадаптации у подростков с задержкой психического развития: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.10 / Нижегор. гос. пед. ун-т: Нижний Новгород, 2003.

Бережная М.С. Психологическое консультирование по проблемам межпоколенческого общения в семье: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.05 / Гос. НИИ семьи и воспитания Рос. акад. образования: М., 2001.

Маковенко С.В. Интерперсональная психотерапия больных с пролонгированными депрессивными реакциями: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / С.-Петерб. мед. акад. последипломного образования: СПб., 2000.

Смолова В.П. Телесно-ориентированная психотерапия психосоматических заболеваний сердечно-сосудистого профиля в условиях военного санатория: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / Воен.-мед. акад.: СПб., 2000.

Трубецкой В.Ф. Краткосрочная многофакторная психотерапия при дистимии у пожилых пациентов: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / Рос. мед. акад. последипломного образования МЗ РФ: М., 2000.

Некрасов М.А. Комплексная эмоционально-стрессовая психотерапия и психопрофилактика ипохондрических нарушений при неврозах: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / Моск. НИИ психиатрии: М., 1989.

Егоров Б.Е. Комплексная эмоционально-стрессовая психотерапия депрессивного невроза и невротической депрессии: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / Моск. НИИ психиатрии: М., 1988.

Трегубов И.Б. Семейная психотерапия сексуальной дисгармонии у больных неврозами: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18; 19.00.04 / Ленингр. н.-и. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева: Л., 1987.

Начинает разворачиваться обширный пласт исследований, касающийся плана деятельности терапевта по отношению к проблеме. Сюда можно отнести работы, касающиеся разработки психотерапевтических систем, методов, а также исследования возможности применения тех или иных методов к различным проблемам, оценка их эффективности.

Например,

Волобаев В.М. Мультимодальная групповая психотерапия эмоционального выгорания: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 19.00.04 / Моск. гос. мед.-стоматолог. ун-т: М., 2009.

Дмитриева Т.В. Оценка психотерапевтического процесса в динамической группе: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.04 / С.-Петерб. гос. ун-т: СПб., 2009.

Иванов И.Б. Психологическое консультирование как средство помощи спортсменам, завершающим и завершившим спортивную карьеру: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 13.00.04 / С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта: СПб., 2009.

Лебединская С.В. Тренинг метафоричности как условие самореализации личности: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Том. гос. ун-т: Томск, 2009.

Магомед-Эминов М.Ш. Деятельностно-смысловой подход к психологической трансформации личности: автореф. дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.01 / Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова: М., 2009.

Цветкова Т.Н. Психологические механизмы духовно ориентированной психотерапии и ее эффективность в системе кризисно-реабилитационной помощи при алкогольной зависимости: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 05.26.02, 19.00.04 / Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины им. А.М. Никифорова МЧС России: СПб., 2009.

Яковлев С.В. Групповая интегративная телесно-ориентированная психотерапия затяжных депрессивных и тревожных расстройств: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18, 19.00.04 / Моск. гос. мед.-стоматолог. ун-т: М., 2009.

Мазур Ю. О. Социально-психологический тренинг личностного роста как средство развития просоциального поведения: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.05 / Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова: Ярославль, 2008.

Погодина М.Г. Проспективная образно-гипнотическая терапия невротических расстройств на стационарном этапе: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 19.00.04 / Моск. медико-стоматол. ун-т: М., 2008.

Василюк Ф.Е. Понимающая психотерапия как психотехническая система: автореф. дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.01 / Психол. ин-т Рос. акад. образования: М., 2007.

Голенищенко А.В. Психотерапия больных шизофренией в условиях стационара: методы влияния на формирование адаптивных механизмов копинг-поведения и психологической защиты: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / Оренбург. гос. мед. акад.: Оренбург, 2007.

Слученков А.М. Психологическая коррекция кризисного состояния личности с помощью дыхательных психотехнологий: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 05.26.02 / Всерос. центр экстрен. и радиац. медицины МЧС России: СПб., 2007.

Строганов А.Е. Методология и клинико-психологические механизмы трансдраматической терапии: автореф. дис. ... д-ра мед. н.: 14.00.18, 19.00.04 / С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева: СПб., 2007.

Белокрылов И.В. Личностно ориентированная психотерапия наркологических больных: клиническое и психодинамическое исследование: автореф. дис. ... д-ра мед. н.: 14.00.45, 14.00.18 / Нац. научный центр наркологии: М., 2006.

Захарова А.В.Особенности социально-психологической коррекции негативных психических состояний личности подростков: опыт групповой логопсихотерапии: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.05 / Рос. гос. соц. ун-т: М., 2006.

Кылосов А.В. Метод вербальной мифологизации личности при лечении больных невротическими расстройствами: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 19.00.04, 14.00.18 / Моск. гос. мед.-стоматолог. ун-т: М., 2006.

Парфентьев С.А. Анализ сновидений как метод психодиагностики и психокоррекции личности в социальной психологии: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.05 / Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова: Ярославль, 2006.

Холмогорова А.Б. Теоретические и эмпирические основания интегративной психотерапии расстройства аффективного спектра: автореф. дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.04 / Моск. науч.-исслед. ин-т психиатрии: М., 2006.

Яворская Ж.Х. Психологический тренинг как средство личностного развития подростков: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Рос. гос. гуманитар. ун-т (РГГУ): М., 2006.

Мартиенко О.Б. Оптимизация деятельности школьного психолога по коррекции эмоциональных нарушений младших школьников: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.13 / Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ: Москва, 2005.

Оганесян Н.Ю. Танцевальная терапия в реабилитации психотических расстройств: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.04 / Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена: СПб., 2005.

Аммон М. Психологические основы системы психотерапевтических воздействий в динамической психиатрии: автореф. дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.04 / С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева: СПб., 2004.

Колотильщикова Е.А. Методика интерперсональной групповой психотерапии для лечения невротических расстройств: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.04 / С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева: СПб., 2004.

Мальцева Т.В. Психологическое консультирование курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России в ситуациях внутриличностных конфликтов профессионального становления: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.06 / Акад. упр. МВД РФ: М., 2004.

Мизинова Е.Б. Краткосрочная групповая личностно-ориентированная (реконструктивная) психотерапия при невротических расстройствах: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.04 / С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева: СПб., 2004.

Повстян Л.А. Возможности арт-терапии в коррекционно-развивающей работе с социальными сиротами, имеющими нарушения психического развития на донозологическом уровне: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.04 / Том. гос. ун-т: Томск, 2004.

Титова В.В. Исследование эффективности групповой психотерапии больных героиновой наркоманией: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.45 / С.-Петерб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М. Бехтерева: СПб., 2004.

Колошина Т.Ю. Арттерапия в терапии кризисных состояний личности и группы: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.05 / Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова: Ярославль, 2002.

Пезешкиан Х. Позитивная психотерапия как транскультуральный подход в российской психотерапии: автореф. дис. ... д-ра мед. н.: 14.00.18, 19.00.04 / С.-Петерб. научно-исслед. психоневрологич. ин-т им. В.Н. Бехтерева: СПб., 1998.

Канаева Л.С. Клиническая трансперсональная психотерапия непсихотических депрессивных расстройств: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / Науч. центр соц. и судеб. психиатрии: Москва, 1996.

Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности. Реконструкция предмета: (Психосемантический подход): автореф. дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.01 / Киев. ун-т им. Тараса: Киев, 1992.

Исследования плана отношений между клиентом и консультантом могут касаться самых различных специфических вопросов консультативной ситуации. Здесь могут рассматриваться самые различные аспекты отношений: от эмпатии и терапевтического диалога до этических проблем или влияния организационного контекста консультирования на отношения клиента и консультанта.

Перечислим некоторые работы, относящиеся к этому фокусу изучения консультативной практики:

Преображенская А.О. Динамика субъектной позиции личности в процессе психологического консультирования: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Психол. ин-т Рос. акад. образования: М., 2007.

Коновалова Л.А. Перцептивные механизмы затрудненного взаимодействия в психологическом консультировании: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.05 / Костром. гос. ун-т им. Н.А. Некрасова: Кострома, 2006.

Осипов Д.В. Субъективная семантика понятия «психологическая поддержка» в контексте психологического консультирования: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.01 / Моск. гуманитар. ун-т: М., 2006.

Янченко И.В. Формирование диалогического общения в психотерапевтическом процессе на примере разновозрастных групп семейной логопсихотерапии: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.13 / Рост. гос. ун-т: Ростов-на-Дону, 2006.

Головина А.А. Развитие эмпатического общения психолога с клиентом: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.13 / Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина: Тамбов, 2004.

Поскольку отбор диссертаций проводился довольно узко: в него вошли только те темы, которые прямо содержат слова, указывающие на некоторое профессиональное психологическое воздействие («психологическое консультирование», «психотерапия», «психологический тренинг» и т.д.), то не удивительно, что исследования процессов совладания, переживания, выбора и т.д., которые описывают деятельность клиента по отношению к проблеме, в него не попали. Диссертации по этой проблематике вполне вписываются в тематику, относящуюся к общей психологии и психологии личности. Тем не менее можно привести примеры диссертационных работ, где эти процессы прямо вводятся в область консультативной психологии и психотерапии:

Болдырева Т. А. Субъективная интерпретация актуальной жизненной ситуации в психологической коррекции ВИЧ-инфицированных заключенных: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.10 / С.-Петерб. гос. ун-т: СПб., 2007.

Баширова Н.Н. Развитие навыков совладания у детей и подростков с пограничными нервно-психическими расстройствами в процессе сказкотерапии: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.13, 19.00.04 / С.-Петерб. гос. ун-т: СПб., 2005.

Большое количество работ, выполненных на пересечении медицины, педагогики и других практик, по сути, исследуют различные прикладные аспекты консультативной психологии. В центре интересов этих исследований лежат вопросы применения методов психологического консультирования в других практиках: образования, воспитания, лечения и т.д.

Мы отнесли бы к этой области следующие исследования:

Трдатян Н.А. Аутогенный мелодекламационный тренинг в медицинской реабилитации больных хроническими соматическими заболеваниями: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 14.00.51 / Рос. науч. центр восстанов. мед. и курортологии: М., 2009.

Пурнис Н.Е. Возможности АРТ-терапии в психологическом обеспечении деятельности менеджера: на примере деятельности менеджеров тяжелого машиностроения: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.03 / С.-Петерб. гос. ун-т: СПб., 2008.

Евдокимова И.А. Музыкальная психотерапия в комплексном лечении больных кардиологического профиля: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.04 / С.-Петерб. гос. ун-т: СПб., 2007.

Третьяк Л.Л. Гештальт-подход в патогенетической психотерапии психогенных депрессий невротического уровня: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / Воен.-мед. акад. им. С.М. Кирова: СПб, 2007.

Аузан П.А. Методы психологической коррекции в восстановительном лечении больных хроническим неспецифическим сальпингоофоритом с болевым синдромом: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 14.00.51 / Рос. науч. центр восстанов. мед. и курортологии: М., 2006.

Давыдова И.В. Развитие творческого потенциала личности будущего учителя средствами арттерапии: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.07 / Моск. гос. обл. ун-т: М., 2006.

Лавринович Т.М. Развитие установки на профессиональное самоопределение будущих педагогов-психологов в процессе Гештальт-групповой работы: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.13 / Сиб. гос. технол. ун-т: Красноярск, 2006

Ионов О.А. Арт-терапия в комплексной реабилитации психически больных: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / Гос. науч. центр соц. и судеб. психиатрии им. В.П. Сербского МЗ РФ: М., 2004.

Эпов Л.Ю. Применение мотивационной психотерапии при лечении больных алкогольной зависимостью: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.45 / Нац. науч. центр наркологии: М., 2004.

Захарова Е.В. Психокоррекция в комплексной терапии больных хроническими бронхолегочными заболеваниями: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.43, 19.00.04 / Сам. гос. мед. ун-т: Самара, 2003.

Калашникова В.В. Роль психотерапии в комплексном лечении больных ИБС пожилого и старческого возраста: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.06, 19.00.04 / Сам. гос. мед. ун-т: Самара, 2003.

Суворова Г.А. Деятельностно-психологическое консультирование в обучении: автореф. дис. ... д-ра психол. н.: 19.00.01, 19.00.07 / Моск. пед. гос. ун-т: М., 2003.

Трубецкая Е.А. Комплексное лечение атопического дерматита с использованием методики краткосрочной многофакторной психотерапии: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.11, 14.00.18 / Гос. учреждение «Централ. науч.-исслед. кожно-венерол. ин-т МЗ РФ»: М., 2003.

Арапиев Ю.У. Психотерапия в комплексном лечении больных алкоголизмом, сочетающимся с сахарным диабетом: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18, 14.00.45 / Науч.-исслед. ин-т психического здоровья Том. науч. центра СО РАМН: Томск, 2002.

Халимова Н.А. Индивидуальное психологическое консультирование в системе высшего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. психол. н.: 19.00.13 / Моск. гос. соц. ун-т: М., 2001.

Гришин А.В. Эмоционально-стрессовая психотерапия в комплексном лечении психогенных сексуальных расстройств: автореф. дис. ... канд. мед. н.: 14.00.18 / Моск. НИИ психиатрии: М., 1988.

Границы между предметными областями различных научных специальностей - в отличие от государственных границ – пожалуй, никогда нельзя прочертить однозначно. Они не обладают такой жесткостью и четкостью и всегда образуют взаимоналожения и пересечения, создавая множество «приграничных территорий», которые принадлежат одновременно разным «государствам». Консультативная психология должна не просто показать существование своего особого предмета, но и стать добрым соседом для многих других научных специальностей. Мы приглашаем профессиональное сообщество к обсуждению всех возможных аспектов этой инициативы.

В.В.Архангельская

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Московский психотерапевтический журнал. 1992. №1. С. 15–32.
  2. Василюк Ф.Е. Модель хронотопа психотерапии // Московский психотерапевтический журнал. 2009. №4. C. 26–49.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

Яндекс.Метрика