Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8451Ключевые слова 20557 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

«Дискурсивный поворот» в психологических исследованиях сознания * 1246

Бусыгина Н.П., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета "Психологическое консультирование", ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, boussyguina@yandex.ru

Аннотация

В статье дан анализ «дискурсивного поворота» в психологии. Рассмотрены различные варианты анализа дискурса, зарекомендовавшие себя в психологических исследованиях: «грамматический анализ» психологических понятий в рамках идей Л. Витгенштейна, критический дискурс-анализ, дискурс-анализ по Дж. Поттеру и М. Уезерелл, позиционный анализ. Показано, что дискурс-анализ является не просто методом, но представляет собой своеобразную эпистемологическую перспективу, в своих базовых допущениях значительно отличающуюся от более традиционных форм психологической интерпретации. Несмотря на все перегибы, связанные с радикализацией конститутивной функции языка, перспектива дискурс-анализа позволяет по-новому взглянуть на ряд психологических проблем, в частности, в области качественного подхода освоить проблематику культурно-символических ресурсов сознания.

Рубрика: Методология, теория, исследования

Тип: научная статья

* Работа выполнена в рамках проекта, поддержанного РФФИ. Грант № 07-06-00405.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

О дискурсивном повороте в психологии говорят последние 20-30 лет. Означает он направленность на исследование феноменов сознания посредством анализа дискурса — т.е. языка в его социокультурных и интерактивных аспектах. В этом движении психология обращает внимание на методологии, разработанные в других гуманитарных дисциплинах, прежде всего в лингвистике, теории дискурса, социальной философии.

Сегодня можно говорить о нескольких типах дискурс-аналитических исследований: это анализ дискурса, опирающийся на идеи Л. Витгенштейна (анализ правил употребления тех или иных слов, касающихся, например, эмоциональной сферы; анализ «грамматики» языка и т.п.); дискурс-анализ, опирающийся на структурно-семиологические и постструктуралистские идеи, а также критический дискурс-анализ, использующий идеи социальных теорий критики идеологии; анализ дискурса, берущий начало в этнометодологии и разговорном анализе (conversational analysis); позиционный анализ; анализ дискурса в рамках идей М.М. Бахтина и некоторые другие.

Одной из ведущих идей этих подходов является представление о конститутивной роли языка: согласно сторонникам дискурс-анализа, язык не столько описывает (репрезентирует) некие до-языковые сущности, сколько конструирует те или иные версии мира, событий, феноменов и т.д. В целом можно сказать, что сторонники дискурс-анализа понимают реальность как то, что конструируется посредством дискурсивных практик (онтология конструкционизма).

Исследователей дискурса интересует, как именно люди упорядочивают свой опыт, чтобы придать смысл событиям и поступкам своей жизни. При этом внимание уделяется не только собственно содержанию рассказов, но и самой форме рассуждений об опыте, позиции, которую занимает рассказчик в непосредственной коммуникации, и т.п. [Калая, Хейкинен, 2002; Калмыкова, Чеснова, 1996; Ярская-Смирнова, 1997; и др.]. Исследователи дискурса пытаются ответить на вопрос, почему история рассказывается именно так, как она рассказывается, каковы лингвистические и культурные ресурсы, на которых она строится, какие дискурсивные действия использует рассказчик для самопрезентации и убеждения слушателей и т.д.


психология сознания, сознание и психология, психологическое сознание, сознание в психологии, исследования сознания

Литература
  1. Барт Р. Смерть автора // Р. Барт. Избранные работы: Семиотика. Поэтика / пер. с фр. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. С. 384–391.
  2. Батлер Дж. Психика власти: теория субъекции / пер. с англ. Харьков: ХЦГИ; СПб.: Алетейя, 2002. 168 с.
  3. Бусыгина Н.П. Психические феномены и дискурс: перспектива социального конструкционизма // Культурно-историческая психология. 2009. № 4 (в печати).
  4. Витгенштейн Л. Философские исследования // Л. Витгенштейн. Философские работы. Часть I / пер. с нем. М.: «Гнозис», 1994. С. 75–319.
  5. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология: Введение в феноменологическую философию / пер. с нем. СПб.: Издательство «Владимир Даль», 2004. 389 с.
  6. Джерджен К. Социальный конструкционизм: знание и практика: Сборник статей / пер. с англ. Минск: Изд-во БГУ, 2003. 232 с.
  7. Калая П., Хейкинен А. Атрибуции в рамках дискурсивного подхода: объяснение успехов и неудач в изучении английского языка как иностранного / пер. А.А. Болдыревой, В.Б. Кашкина // Язык, коммуникация и социальная среда. Вып. 2. Воронеж: ВГТУ, 2002. С. 43–72.
  8. Калмыкова Е.С., Чеснова И.Г. Анализ нарративов пациента: CCRT и дискурс-анализ // Московский психотерапевтический журнал. 1996. № 2. С. 177–201.
  9. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия / пер. с фр. СПб.: «Ювента», «Наука», 1999. 608 с.
  10. Онучин А.Н. «Новая парадигма» в социальной психологии // Мир психологии. 1999. № 3. С. 90–97.
  11. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике / пер. с фр. М.: «Канон-пресс-Ц»; «Кучково поле», 2002. 624 с.
  12. Руткевич А.М. Психоанализ. Истоки и первые этапы развития: Курс лекций. М.: Издательская группа ИНФРА-М, Форум, 1997. 352 с.
  13. Филлипс Л., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ: Теория и метод / пер. с англ. Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004. 336 с.
  14. Фуко М. Археология знания / пер. с фр. К.: Ника-Центр, 1996а. 208 с.
  15. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности: Работы разных лет / пер. с фр. М.: Магистериум, 1996б. 448 с.
  16. Фуко М. Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы / пер. с фр. М.: Ad Marginem, 1999. 480 с.
  17. Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук / пер. с фр. СПб.: A-cad, 1994. 406с.
  18. Харре́ Р. Вторая когнитивная революция / пер. с англ. // Психологический журнал. 1996. Том 17. № 2. С. 3–15.
  19. Харре́ Р. Метафизика и методология: некоторые рекомендации для социально-психологического исследования / пер. с англ. // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. М.: ИНИОН РАН, 1995. С. 74–93.
  20. Ярская-Смирнова Е.Р. Социокультурный анализ нетипичности. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1997. 272 с.
  21. Angermüller J. 2005. "Qualitative" methods of social research in France: reconstructing the actor, deconstructing the subject. Forum Qualitative Sozialforschung. Forum: Qualitative Social Research. Vol. 6(3), http://www.qualitative-research.net/fqs-texte/3-05/05-3-19-e.htm
  22. Bamberg M. 1997. Positioning between structure and performance. Journal of Narrative and Life History. Vol. 7. 335–342.
  23. Billig M. 1986. Arguing and thinking. Cambridge: Cambridge University Press.
  24. Brown L.M. 1997. Performing femininities: listening to white working-class girls in rural Maine. Journal of Social Issues. Vol. 53(4). 683–701.
  25. Davies B. and Harré R. 1991. Positioning: the discursive production of selves. Journal for the Social Behavior. Vol. 20 (1). 44–63.
  26. Harré R. and Gillet G. 1994. The discursive mind. London: Sage Publications.
  27. Harré R., van Langenhove L. 1999. Positioning theory. Oxford, UK: Blackwell Publishers.
  28. Jost J.T. 1995. Toward a Wittgensteinian social psychology of human development. Theory & Psychology. Vol. 5(1). 5–25.
  29. Osterman A.C. and Keller-Cohen D. 1998. “Good girls go to heaven; bad girls…” learn to be good: quizzes in American and Brazilian teenage girls’ magazines. Discourse & Society. Vol. 9(4). 531–558.
  30. Potter J.W. and Wetherell M. 1987. Discourse and social psychology. London: Sage Publications.
  31. Schegloff E.A. 1997. Whose text? Whose context? Discourse & Society. Vol. 8. 165–187.
  32. Skinner D., Valsiner J. and Holland D. 2001. Discerning the dialogical self: A theoretical and methodological examination of a nepali adolescent's narrative. Forum Qualitative Sozialforschung. Forum: Qualitative Social Research. Vol. 2(3), http://www.qualitative-research.net/fqs-texte/3-01/3-01skinneretal-e.htm
  33. Strasser S. 1969. The idea of dialogical phenomenology. Pittsburgh, PA: Duquesne University Press.
  34. Wetherell M. 1998. Positioning and interpretative repertoires: conversation analysis and post-structuralism in dialogue. Discourse & Society. Vol. 9(3). 387–412.
  35. Wetherell M. and Potter J. 1992. Mapping the language of racism: Discourse and the legitimation of exploitation. Hemel Hempstead: Harvester Wheatsheaf.
  36. Williams M. 1985. Wittgenstein’s rejection of scientific psychology. Journal for the Theory of Social Behaviour. Vol. 15(2). 203–223.
  37. Wittgenstein L. 1980. Remarks on the philosophy of psychology (Vol. 1). Chicago, IL: University of Chicago Press.
  38. Wittgenstein L. 1967. Zettel. Berkeley: University of California Press.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика