В рубрике «Мастерская» мы помещаем перевод главы из коллективной монографии
2010 года «От психосоциальной анимации к клинике повседневности»,
представляющей подход, который ее авторы называют «психосоциальная
анимация».
Текст статьи начинается как будто бы с середины. Мы слушаем какой-то уже
начавшийся до нас разговор. Ничего еще не понимающего читателя приглашают
поучаствовать в живой дискуссии – без введения, предисловия, без подготовки.
Конечно, такое впечатление отчасти обусловлено тем, что глава изъята из
контекста книги; однако, пожалуй, это – не главное.
Текст не зря помещен в рубрику «Мастерская». Читатель действительно попадает
в настоящую – в буквальном смысле слова – мастерскую, в цех, где кипит работа…
Это текст-экскурсия по мастерской. В подобном жанре есть свой аромат,
позволяющий ощутить, увидеть работу своими глазами, оказаться сразу внутри нее:
не по фотографиям, не по текстам, выдержанным в жанре традиционного научного
доклада с последовательным изложением теоретических позиций и положений,
методов и процедур, но – через прямое «погружение в гущу событий».
Понятно, однако, что и в этой экскурсии нужен «экскурсовод», без которого
большая часть тонкостей искусства осталась бы скрытой от глаз посетителя, без
чьего сопровождения посетитель может и не разглядеть за конкретными действиями
и обсуждениями, казалось бы, совсем частных вопросов (например, что делать,
если скучно слушать клиента, или можно ли принимать от него подарки?) постоянно
возобновляемую рефлексивную работу над той теоретической и практической
проблематикой, которая составляет основной нерв подхода.
В публикуемом тексте мы имеем дело с непосредственной тканью терапевтической
работы, которая «плетется» каждый день и включает в себя множество различных
измерений. Для того чтобы познакомить читателя с такой работой, необходимо
скорее показывать и демонстрировать ее на конкретных ситуациях, нежели
рассказывать «о» ней. Оставляя за текстом такую функцию демонстрации, в своем
введении мы решились все-таки рассказать и «об» этой работе, не претендуя при
этом на исчерпывающий анализ, но пытаясь дать первоначальный эскиз планов и
контекстов «территории», на которой располагается подход «психосоциальной
анимации», а также основных вопросов, на которые он пытается давать ответ.