Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 95Рубрики 51Авторы 8357Ключевые слова 20470 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Евангельские исцеления и онтологическая типология человека 710

Волохонская Е.Я., Психолог, Россия, katyavol@mail.ru

Аннотация

Эссе является одной из первых попыток использования онтологического символизма в качестве языка православной антропологии и представляет собою описание трех из двенадцати типов личности, выделенных автором на основании символического прочтения евангельских рассказов об исцелении телесных недугов.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Преподобный Варсонофий Оптинский говорил, что все человечество, живущее на земле, делится на два разряда людей, и каждый из нас волен выбрать, к какому разряду принадлежать: быть злодеем, распятым справа от Иисуса Христа, или злодеем, распятым слева. Других вариантов нет, только эти два: будучи пригвожденными ко кресту, признать, что мы достойное по делам своим приемлем, или злословить Творца и Спасителя нашего, глумливо требуя спасти Себя и нас, если Он и вправду Христос. На чем нас застанет Господь в наш смертный час, за то и судимы будем. Злодей справа пойдет в Небесный Иерусалим, злодей слева − в геенну.

В Небесный Иерусалим, по слову святителя Игнатия Брянчанинова, ведут только одни врата − покаяние, и это значит, что двенадцать врат из цельных жемчужин (жемчуг − слезы) в Откровении Иоанна Богослова суть двенадцать образов покаяния.

Число двенадцать в Священном Писании встречается часто и, по мысли священника Владимира Цветкова, прямо или прикровенно означает полноту многообразия путей человеческих ко спасению или, что то же, двенадцать апостолов, являющих двенадцать типов отношения ко Христу.

Согласно святоотеческой экзегетической традиции, прообразами двенадцати апостолов в Ветхом Завете являются двенадцать источников воды в Елиме, при которых расположился ведомый Моисеем Израиль, прежде чем двинуться в пустыню Син, что между Елимом и Синаем [Исх. 15: 27], и двенадцать хлебов предложения [Лев. 24: 5], двенадцать камней из Иордана [Иис. Нав. 4: 3−8] и двенадцать волов, на которых стояло литое из меди море во дворе Соломонова храма [3 Цар. 7: 25], и многое другое.

Двенадцать коробов с остатками хлеба [Мф. 14: 20], двенадцать оснований стены и двенадцать камней, их украшающих, двенадцать врат и двенадцать ангелов на вратах в Небесном Иерусалиме [Откр. 21: 12−21] − примеры символов двенадцати апостолов в Новом Завете.

В приведенных знаменованиях подчеркивается скорее то общее, что объединяет апостолов, нежели различия между ними. Так, источники воды в Елиме прообразуют апостолов как щедро изливающих благодать Духа Святого на внимающих их благовестию; хлебы предложения знаменуют их как питающих душу человеческую; двенадцать камней, взятых из Иордана − как твердых в вере и служителей крещения; двенадцать коробов − как вместивших то высокое в учении Господа, что не всем было дано вместить. Двенадцать волов, на которых стояло медное море, служившее умывальницей для священников (по преданию, священники пользовались водою моря снизу, при помощи кранов или отверстий в пастях волов или в стенке самого бассейна, между группами волов) означает апостолов как основания Церкви, а также восходящее к апостолам рукоположение священства новозаветного.

Это общее, объединяющее апостолов, есть то, чем быть или к чему стремиться заповедано каждому из нас. В случае прообразования апостолов медными волами, описанном выше, намечается и тема различий апостольского служения. Головы волов обращены к четырем сторонам света: три вола смотрят на восток, три на север, три на юг и три на запад, подобно тому, как в Небесном Иерусалиме «с востока трое врат, с севера трое врат, с юга трое врат и с запада трое врат».

Но наиболее ярко различия путей человеческих представлены в Ветхом Завете историей двенадцати колен Израилевых, также таинственно прообразующих лик двенадцати апостолов. В падениях и восстаниях сыновей Иакова и происходящих от них двенадцати колен, при внимательном рассмотрении, может и должно быть прочитано подробное и глубокое описание основных человеческих типов, как может и должно оно быть прочитано в евангельском повествовании о двенадцати апостолах. Пока же нам бывают порой видны лишь отдельные золотые блестки в сплошь драгоценном песке Писания, еще ждущие своего старателя.

Ниже читателю предлагается три фрагмента из незавершенной еще работы, представляющей собой попытку прочтения онтологической типологии человека в евангельских рассказах об исцелениях. Они посвящены исцелениям прокаженных, скорченной женщины и человека, страдающего водяной болезнью. В оставшихся девяти частях речь пойдет об исцелении слепых, расслабленных, кровоточивой, бесноватых, глухих (они бывают и немыми, а бывают и только гугнивыми), немых (они могут и не быть глухими, но они всегда, за исключением Захарии, отца Иоанна Предтечи, бесноватые; хотя бесноватые не обязательно немы), о сухоруком, о лежащей в горячке Петровой теще и, наконец, о воскресших, являющих наивысший тип исцеления.

Литература
  1. Бриллиантов А.И. «Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены». М.: Мартис, 1998.
  2. Василий Кинешемский, свт. «Беседы на Евангелие от Марка». М.: Отчий дом, 1996.
  3. Дидон, Спаситель мира. М.: Сретенский монастырь, 1998.
  4. Зигабен Е. Толковая Псалтирь. М.: Православный храм иконы Божией Матери в Ясенево, 2000.
  5. Игнатий Брянчанинов, свт. Отечник. М.: Изд-во Донского монастыря, 1891.
  6. Максим Исповедник, св., Главы о любви. Кн. 1, гл. 85.
  7. Позов А. Основы древнецерковной антропологии. Сын человеческий. Мадрид, 1965.
  8. Павел Флоренский, свящ. Имена. М.: «Купина», 1993.
 
О проекте PsyJournals.ru

© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика