Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7486Ключевые слова 17909 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Взгляд на психические заболевания в свете христианской антропологии 780

Егорова Э.Б., Россия, nad20063@yandex.ru

Аннотация

Статья является попыткой проанализировать различные нарушения духовно-психической сферы в контексте православного понимания фундаментальных сотериологических понятий христианской антропологии. Автор также рассматривает случаи из практики специалистов в области психиатрии, а также опыт святых отцов, современных пастырей Церкви, которым приходилось окормлять психически больных людей.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В настоящее время нет единого взгляда на природу и причины психических заболеваний, более того, нередко возникают разногласия по поводу нозологической принадлежности того или иного заболевания. Существуют различные течения и школы, предлагающие свои подходы к лечению, которые нередко оказываются взаимоисключающими.

Так, отечественная психиатрия, как правило, рассматривает психические заболевания с материалистической позиции, центральной догмой которой является утверждение, что психическая деятельность есть продукт деятельности нервной системы, главным органом которой является головной мозг. Поэтому психические нарушения рассматриваются, в основном, как нарушение функционирования какого-либо уровня мозга.

Американская психиатрия, в большинстве своем, рассматривает психические заболевания как реакции личности, возникшие в результате нарушений в сфере влечений (психодинамическая, психоаналитичекая парадигмы).

Кроме упомянутых подходов существуют попытки трактовки психических заболеваний с позиций различных психологических школ – гештальтпсихологии, структурной психологии, топологической психологии и т.д.

Антипсихиатрическое направление предлагает рассматривать психические заболевания как способ бытия личности.

Все эти теории и концепции обречены на односторонность, так как феномен психического заболевания необычайно сложный и противоречивый, и ни одна из теорий, отдельно взятая, не в состоянии объяснить этот феномен полностью.

В данной статье мы попытаемся рассмотреть проблему психического здоровья и болезни человека в контексте христианской антропологии, которая предлагает целостный взгляд на природу человека во всех аспектах его бытия.

Какова природа человека, человеческого сознания в свете учения св. отцов? Божественное откровение говорит о сотворении человека следующее: сначала Бог берет персть от земли и образует из нее тело, затем вдувает в него дыхание жизни, и человек становится «душою живою» [Быт. 1-2]. Как видим из Св. Писания, человеческое существо является сложным и заключает в себе различные природы. Некоторые св. отцы признают в человеке две природы: душу и тело. Свт. Кирилл Иерусалимский говорил: «Познай, что ты из двух частей состоящий человек, из души и тела» [1991, с. 51]. Большинство отцов говорят о трехсоставности человеческой природы, выделяя дух, душу и тело. Св. Иустин писал, что «тело есть жилище души, а душа – жилище духа» [Олег Давыденков, иерей, 2005, с. 211]. В Церкви закрепилось последнее мнение. Таким образом, по учению Церкви, человек есть существо сложное, состоящее из души и тела. Душа содержит в себе Дух, который есть «дыхание жизни», нетварная благодать Божия, полученная человеком при сотворении.

 По учению св. отцов, душа невидима, нематериальна, обладает сознанием и свободой. Прп. Иоанн Дамаскин в «Точном изложении православной веры» приводит определение души и ее свойств: «Душа есть сущность живая, простая и бестелесная; невидимая по своей природе телесными очами, бессмертная, одаренная разумом и умом, не имеющая определенной фигуры; она действует при помощи органического тела и сообщает ему жизнь, возрастание и силу рождения. Ум принадлежит душе, не как что-либо другое, отличное от нее, но как чистейшая часть ее самой… Душа, далее, есть существо свободное, обладающее способностью хотения и действования; она доступна изменению и, именно, изменению со стороны воли, как это свойственно тварному существу. Все это душа получила естественно по благодати Создавшего, по которой получила и бытие, и определенную природу» [Иоанн Дамаскин, прп., с. 50]. Таким образом, душа обладает умом, волей и чувствованием, и, следовательно, сознание (включающее в себя мыслительный, чувствующий и волевой аспекты активности) является «продуктом» деятельности души, а тело, то есть мозг, «обслуживает», принимает на себя эту деятельность. Подобного мнения придерживался и известный ученый, профессор, доктор медицинских наук свт. Лука Войно-Ясенецкий [2006, с. 25]. Примерно так же считали блаженный Феодорит, свт. Григорий Нисский, свт. Иоанн Златоуст и другие св. отцы.

Из святоотеческого учения о природе человека и свойствах души следует вывод, имеющий практическое значение: психические нарушения и болезни имеют сложную природу и могут быть обусловлены как нарушением функционирования тела (мозга), так и нарушениями деятельности души. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» по этому поводу говорится следующее: «Святые отцы различают болезни, развившиеся «от естества», и недуги, вызванные бесовским воздействием, либо ставшие следствиями поработивших человека страстей» [Основы социальной концепции РПЦ, 2000, с. 90]. Таким образом, св. отцы выделяют несколько причин заболеваний: 1) нарушения телесной природы; 2) воздействие бесов; 3) страсти. Следует отметить, что на практике психические нарушения крайне редко обуславливаются только одной причиной, часто в возникновении, течении и исходе различных заболеваний можно наблюдать соучастие всех трех причин в разнообразном соотношении. Рассмотрим подробнее эти причины.

Литература
  1. Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости,Т.1. Н.Новгород, 1996.
  2. Виленский О.Г. Психиатрия.  М:Вузовская книга, 2010.
  3. Давыденков О . , иерей. Догматическое богословие. М.: ПСТГУ, 2005.
  4. Еротич В. Христианство и психологические проблемы человечества . М.: Изд. совет РПЦ,  2009. 
  5. Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству.Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1991.
  6. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры . М, 1992.
  7. Карвасарский Б.Д. Психотерапия.  М.: Медицина, 1985.
  8. Кирилл Иерусалимский, свт. Поучения огласительные и тайноводственные . М, 1991.
  9. Ковров Д.А. Этиология и патогенез психозов с позиции физической модели этериального мира, http:// www.airclima.ru/ psychosis.htm
  10. Ларше Жан-Клод . Исцеление психических болезней. М.: Сретенский монастырь, 2007.
  11. Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Дух, душа, тело. М.:Образ, 2006.
  12. Мясищев В.И. Личность и неврозы.  Л., 1960.
  13. Мэй Ролло . Искусство психологического консультирования. М.: Класс, 1994.
  14. Невярович В. Терапия души. Воронеж: Модэк, 1997.
  15. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви, Юбилейный Архиерейский собор РПЦ. М., 2000.
  16. Преподобные старцы Оптиной Пустыни. Жития, чудеса, поучения.  Православный приход храма иконы Казанской Божией Матери в Ясенево, при участии ООО «Синтагма», 2001.
  17. Руководство по психиатрии /под ред. академика А.В. Снежневского.Т. 1.  М.: Медицина, 1983.
  18. Филарет (Дроздов), свт . Пространный христианский катехизис. М., 1911.
  19. Флоренская Т.А. Мир дома твоего. М.: Русский хронограф, 2008.
  20. Фомин А.В. Невидимый мир демонов.  М.: Новая мысль, 2006.
  21. Юнг К.Г. Аналитическая психология.  СПб, 1994.
  22. Юнг К.Г. Психология бессознательного.  М.: Реабилитация, 2001.
  23. Юнг К.Г., Фуко М. Матрица безумия.  М.: Алгоритм, 2007.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика