Консультативная психология и психотерапия
2011. Том 19. № 3. С. 114–132
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Опыт исследования субъективных представлений о вере
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: психология веры, личность, сознание, субъективное восприятие, качественные методы , детерминанты счастья
Рубрика издания: Теория и методология
Тип материала: научная статья
Для цитаты: Инина Н.В. Опыт исследования субъективных представлений о вере // Консультативная психология и психотерапия. 2011. Том 19. № 3. С. 114–132.
Полный текст
Перед исследователями ценностной и смысловой сферы личности часто возникает проблема соответствия теоретических предпосылок, направленных на описание внутреннего мира человека, его глубинных переживаний, эмпирическим исследованиям, опирающимся на статистические и экспериментальные методы, по сути, не вскрывающие многие содержательные аспекты изучаемых проблем. Количественные методы, используя достаточно узкий набор переменных, опираются на имплицитное положение о том, что именно эти переменные описывают наиболее существенные стороны исследуемой реальности [Корнилова, 2001]. Но в ситуации исследования проблемы смысловых переживаний, веры человека качественный подход кажется более адекватным, именно он может помочь исследователю выявить наиболее актуальные линии дальнейшего исследования.
Кроме того, количественные методы ориентируются на средние величины, или норму. Но если изучаемая реальность входит в предмет «вершинной психологии», то ориентация на наиболее распространенный вариант может оказаться для исследования губительной: данные сравнительно небольшого процента испытуемых могут оказаться более ценными для понимания этой реальности, чем данные большинства. Структурная согласованность полученных данных (насколько убедительными они выглядят) и их иллюстративность (позволяют ли они лучше проникнуть в сущность изучаемой реальности) рассматриваются некоторыми авторами как критерии валидности [Eisner, 2002] и примиряют с небольшим объемом выборок, используемых в качественных исследованиях. По мнению Maresek, «Определяющим элементом качественной позиции является не сам по себе отказ от чисел. Ядро качественного подхода составляет его эпистемологическая позиция: он посвящен изучению субъективности, интенциональных действий и опыта, внедренного в контексты повседневной жизни… Качественное исследование – не столько другое средство психологического исследования, сколько подход с другими целями. Он задает другие вопросы и предлагает другие разновидности знания» [Maresek, 2002, с. 55-56].
Надо сказать, что количественные методы часто используют в исследованиях феномена веры. Однако основной массив этих исследований направлен на изучение социальных аспектов веры, главным образом, религиозной направленности. Речь идет о межконфессиональных отношениях, о выяснении религиозных ориентаций, о конфессиональной толерантности, о демографических и социально-стратификационных факторах, влияющих на те или иные религиозные предпочтения [Собкин, 2003, с. 9-37]. Предметом же нашего исследования являлись качественные аспекты феномена веры, как религиозного, так и обыденного сознания, «конкретный случай», конкретное переживание, представление человека о вере, о ее месте в его жизни. Поэтому мы выбрали путь феноменологического анализа, доверительных бесед с целью получения материала для анализа определенного рода аспектов нашего рассмотрения. Понятно, что при этом мы отчасти оставляли в стороне вопросы о защитных механизмах, искренности испытуемых, о соответствии слов испытуемых их внутренней действительности. Но нашей задачей и было выявление субъективного представления человека о вере и способов его презентации. Наиболее адекватным здесь нам представляется метод беседы или «качественное интервью» [Квале, 2003].
В нашем исследовании мы использовали:
─ Опрос, задачей которого было выяснение того, насколько нерелигиозная и религиозная вера коррелируют друг с другом, или же они не связаны между собой;
─ Модифицированный метод самооценки Дембо-Рубинштейн, задачей которого было выявление корреляции между субъективным переживанием веры и счастья;
─ Метод направленной беседы (качественное интервью) для выявления общих представлений испытуемых, связанных с понятием веры, способов их субъективной презентации и содержательной проверки выдвинутых в работе гипотез.
Пилотажный опрос проводился для того, чтобы снять «первый срез» представлений о вере, понять, насколько нерелигиозная и религиозная вера связаны между собой, и выявить основные содержания нерелигиозной веры.
Процедура состояла в следующем – испытуемым задавался вопрос: «Что значит для Вас вера?». Мы сознательно пытались найти максимально нейтральную широкую формулировку, избегая наводящих вопросов. Форма вопроса была продиктована еще и тем, что опрос проводился в группе, и поэтому мы не могли получить уточняющих ответов.
Используемый в нашем исследовании метод самооценки претерпел некоторые изменения по сравнению с его классической формой[Бердяев, 1994]. Шкалу «характер» мы заменили на шкалу «вера». От шкалы «характер» мы отказались сознательно, так как размышления над собственным характером могли бы увести испытуемого в сторону оценки своих личностных особенностей, что представляло бы дополнительные трудности в анализе и интерпретации. А совместное использование понятий «счастье» и «вера» позволили бы увидеть наличие или отсутствие корреляции между ними.
Далее мы использовали метод направленной беседы, которая структурировалась на основе следующих вопросов:
1. Что значит для Вас вера?
2. Если ли для Вас разница между религиозной и нерелигиозной верой? Если есть, то в чем она?
3. Помогала ли Вам вера в трудные периоды вашей жизни? Если да, то каким образом?
4. Что значит для Вас счастье?
5. Считаете ли Вы себя счастливым человеком?
6. Связаны ли для Вас переживание веры и переживание счастья?
Главной задачей беседы было выявление определенных тем: общее представление испытуемого о том, что он понимает под верой; выявление субъективных различий между религиозной и нерелигиозной верой; выявление его личного отношения к вере; выявление содержательной связи (или ее отсутствия) между верой и счастьем. В случае необходимости задавались дополнительные уточняющие вопросы. Если возникало сопротивление, то экспериментатор не применял давления, однако отмечал отказ в протоколе особо. Таким образом, в беседе затрагивались темы, позволяющие получить подтверждение или опровержение наших гипотез.
В опросе участвовало всего 151 человек, из них 114 женщин и 37 мужчин (см. табл. 1). Опрос проводился в двух группах. Первая группа – студенты московских ВУЗов. Она состояла из 116 человек (возраст: 16-18 лет), из них: 90 девушек, 26 юношей. Вторая группа – состояла из 35 человек (возраст: 20-50 лет), из них: 24 женщины, 11 мужчин. Все с высшим образованием.
Таблица 1
Метод самооценки и направленная беседа проводились в двух группах. Одна группа состояла из 12 человек, среди которых 6 мужчин и 6 женщин, все с высшим образованием. Вторая группа состояла из 8 человек (студентов православного университета), среди которых 5 мужчин и 3 женщины. Общее число испытуемых – 20 человек (см. табл. 2).
Таблица 2
Результаты исследования
Опрос
Данное исследование показало разнообразие представлений о вере. В то же время был выделен ряд аспектов, связанных с этим понятием. Ниже мы приводим таблицу, где сведены наиболее часто повторяющиеся темы высказываний.
Таблица 3
Частота обращения к значимым темам, связанным с понятием «вера»
В первой группе испытуемых главным тематизмом является понимание веры как необходимого условия жизни. Типичными ответами здесь являются: «вера – это то, без чего человек не может жить» (испытуемая М., 18 лет, студентка); «вера – это возможность жить, а не существовать» (испытуемый К., 17 лет, студент); «вера – это необходимое чувство, оно делает человека человеком» (испытуемая Д., 18 лет, студентка); «вера – это чувство, без которого нельзя существовать» (испытуемая Л., 17 лет, студентка); «для меня вера – это жизнь» (испытуемый Ж., 16 лет, студент).
Следующий по значимости тематизм: понимание веры связано с переживанием смысла жизни. Типичными ответами являются: «вера придает смысл жизни» (испытуемая В., 17 лет, студентка); «без веры жизнь становится бессмысленной» (испытуемый П., 18 лет, студент). Вера в Бога также занимает второе место. Типичными ответами здесь являются: «вера – это связь с Богом» (испытуемая У., 17 лет, студентка); «вера – это чувство, данное человеку от Бога» (испытуемая В., 17 лет, студентка); « вера – это вера в Высший разум, в Абсолют» (испытуемая Ф., 17 лет, студентка).
На третьем месте: понимание веры связывается с чувством устойчивости, надежности собственной жизни. Типичными ответами были: «вера дает опору в жизни» (испытуемая Ф., 17 лет, студентка); «вера – это стержень, опора жизни» (испытуемый К., 17 лет, студент).
Далее: понятие веры воспринимается как основа межличностных отношений. Типичными ответами были: «для меня вера – это уверенность в человеке» (испытуемая Л., 17 лет, студентка); « вера – это доверие другому» (испытуемая Б., 17 лет, студентка); «вера – это основа отношения между людьми» (испытумый Б., 18 лет, студент). Здесь же – восприятие веры как условия собственного роста, развития. Типичными ответами здесь были: «вера – это условие моего движения, отсутствие страха, возможность двигаться вперед» (испытуемый Ю., 18 лет, студент); «вера – это стимул моего развития, движения вперед» (испытуемый Т., 17 лет, студент); «вера обязательно связана с движением, развитием» (испытуемая Х., 18 лет, студентка); «вера – это условие роста и развития человека» (испытуемая Ю., 17 лет, студентка). Здесь же – восприятие веры как переживания, дающего уверенность в себе. Типичными ответами были: «вера – это сила, неотъемлемая часть души, которая дает уверенность в себе» (испытуемая Ф., 18 лет, студентка); «вера – это то, что есть всегда внутри меня и дает мне уверенность в себе» (испытуемая Э., 17 лет, студентка).
На пятом месте: вера понимается как ценность человека. Типичными ответами были: «вера – это одна из высших ценностей человека» (испытуемый Ж., 18 лет, студент); «вера – одна из самых высоких, духовных ценностей человека» (испытуемая Ф., 17 лет, студентка).
На шестом месте: вера связана с образом будущего. Типичными ответами являются: «вера – это уверенность в завтрашнем дне» (испытуемая А., 17 лет, студентка); «вера – это мой образ будущего» (испытуемый Ф., 18 лет, студент). Здесь же: переживание веры связанно с переживанием счастья. Типичными ответами здесь были: «вера – это искреннее стремление к высокому осознанию счастья и полноты» (испытуемая Р., 17 лет, студентка); «вера – это возможность быть по-настоящему счастливой» (испытуемая П., 18 лет, студентка). Здесь же: вера воспринимается как некий способ отношения к реальности, как принятие чего-либо без доказательств. Типичными ответами здесь были: «вера – это то, что не требует доказательств» (испытуемый С., 17 лет, студент); «вера – это принятие каких-либо положений без их проверки» (испытуемая Д., 17 лет, студентка).
Меньше всего восприятие веры было связано с негативным отношением. Типичными ответами были: «вера – это грандиозный самообман» (испытуемый В., 18 лет, студент); «вера – это свобода от реальности» (испытуемая В., 17 лет, студентка); «вера – это «опиум для народа»» (испытуемый Г., 17 лет, студент). Надо подчеркнуть, что из общего количества ответов (116 испытуемых) негативных ответов было всего 7.
Во второй группе первое место занимает вера, связанная с переживанием смысла жизни. Типичными ответами здесь были: «вера связана со смыслом жизни» (испытуемая П., 33 года, высшее образование); «для меня вера – это некий смысл жизни» (испытуемая В., 21 год, высшее образование).
На втором месте: вера воспринимается как способ отношения к реальности, как принятие чего-либо без доказательств. Типичными ответами были: «вера – это отсутствие сомнений в чем-либо» (испытуемая Ф., 42 года, высшее образование); «вера – это безусловное принятие идеи, человека, не подтвержденное фактами» (испытуемый Д., 34 года, высшее образование); «вера – это принятие достоверным чего-либо» (испытуемая Ж., 32 года, высшее образование).
На третьем месте: вера воспринимается как вера в Бога. Типичным ответом является: «вера – это вера в Бога» (испытуемая П., 36 лет, высшее образование); «вера – это связь с Высшей силой, с неким разумом, создавшим мир» (испытуемая А., 29 лет, высшее образование).
На четвертом месте: вера связана с развитием человека. Типичным ответами здесь были: «вера – это необходимое условие моего движения вперед» (испытуемый Ф., 38 лет, высшее образование); «вера – это состояние души, дающее стимул к развитию» (испытуемая В., 32 года, высшее образование). Здесь же: восприятие веры как основы межличностных отношений. Типичными ответами являются: «вера помогает понять другого человека» (испытуемый В., 33 года, высшее образование); «вера – это стержень человеческих отношений» (испытуемая Р., 39 лет, высшее образование).
На пятом месте: вера связана с образом будущего. Типичными ответами являются: «вера для меня – это некая картина будущего, к которой я устремлен» (испытуемый Ф., 41 год, высшее образование); «вера – это способ увидеть будущее» (испытуемая В., 30 лет, высшее образование). Здесь же: восприятие веры как условия жизни. Типичными ответами были: «вера – это основа моей жизни» (испытуемая Ж., 40 лет, высшее образование); «вера – это возможность жить, творить. Это основа жизни, главное ее условие» (испытуемая П., 30 лет, высшее образование); «вера – это важнейшее условие моей жизни» (испытуемая А., 30 лет, высшее образование). Здесь же восприятие веры как ценности. Типичными ответами были: «вера – одна из самых главных ценностей человека» (испытуемый В., 29 лет, высшее образование); «вера – одна из моих жизненных ценностей» (испытуемый Д., 42 года, высшее образование).
На шестом месте: восприятие веры как устойчивости и надежности. Типичным ответами здесь были: «вера – это состояние, дающее опору, устойчивость на пути в жизни» (испытуемая Х., 32 года, высшее образование); «вера дает чувство надежности, уверенности, опоры» (испытуемый В., 33 года, высшее образование).
На седьмом месте: восприятие веры связано с переживанием счастья. Типичными ответами здесь были: «вера – это состояние души, наполняющее меня счастьем, надеждой» (испытуемая К., 31 год, высшее образование; «только вера дает мне силы быть счастливой, несмотря ни на что» – испытуемая Ж., 34 года, высшее образование).
Для удобства в настоящей работе тематически объединим приведенные выше ответы обеих групп (см. табл. 3), исходя из заявленного отношения испытуемых к вере: позитивные (темы с 1 по 10), нейтральные (тема 11) и негативные (тема 12).
Теперь обратимся к общему количеству ответов. В обеих группах испытуемых (см. табл. 1) ответы распределились в 3-х направлениях: первое направление не содержит религиозной тематики (понятие «вера» не связано с понятием «Бог» и «религия»); второе направление содержит и религиозную, и нерелигиозную тематику (с одной стороны, вера как переживание уверенности, надежды, веры в себя, условия собственной жизни; с другой – вера в Бога); третье направление содержит только религиозную тематику (понятие «вера» связана с верой в Бога). Распределение ответов в каждой группе по этим направлениям отражено в табл. 4. Там же можно увидеть общее количество позитивных (содержащих положительной отношение к понятию «вера»), нейтральных (воспринимающих веру как способ отношения к миру, отсутствие сомнений) и негативных (содержащих отрицательное отношение) по каждому из этих направлений.
Таблица 4
Распределение ответов по направлениям
Теперь сделаем некоторые выводы на основании проведенного опроса. Подавляющее количество ответов, в которых испытуемые рассматривали веру как переживание, не связанное напрямую с религиозностью, и большое количество ответов, в которых испытуемые говорили о вере как об условии жизни, о связи веры с переживанием смысла жизни, о вере как об условии развития, о вере как об основе межличностных отношений, подтверждают нашу основную гипотезу о том, что вера является общепсихологической категорией, и существуют единые психологические основания веры, как для религиозного, так и для нерелигиозного сознания. Вера является условием сознательной активности человека, его самоактуализации, фактором формирования полноценной картины мира, связи идеального и реального планов.
Большое количество ответов, где испытуемые говорили о вере как о переживании, связанном со смыслом жизни, с основными ценностями, подтверждают нашу гипотезу о том, что представления о вере в сознании связаны со сферой переживания смыслов и ценностей человека.
Очевидное различение религиозной и нерелигиозной веры в ответах испытуемых подтверждают нашу гипотезу о том, что наряду с единством психологических оснований существует различие между представлениями о религиозной и нерелигиозной вере, закрепленное в языке и сознании человека.
Количество ответов, содержащих негативные высказывания, чрезвычайно мало (8 из 151, что составляет всего 5,2% от всего количества ответов). И нет ни одного ответа, содержащего негативные высказывания среди ответов третьей группы (содержащих только религиозную тематику). Это подтверждает нашу гипотезу о том, что вера, ее развитость, полнота должны коррелировать с представлением человека о счастье.
Изначально мы предполагали, что у большинства наших испытуемых понятие «вера» будет связано с религиозной тематикой (именно поэтому мы старались выбрать максимально нейтральную, универсальную форму вопроса). Но результаты опроса показали обратное: вера действительно является чрезвычайно значимым психологическим феноменом, связанным с глубокими уровнями личности, и религиозная вера является одним из проявлений этого феномена.
Метод самооценки
Метод самооценки (включающий 4 шкалы: шкалу ума, шкалу здоровья, шкалу веры и шкалу счастья), который проводился в двух группах испытуемых (1 группа – 12 человек, возраст 17-60 лет, все с высшим образованием; 2 группа – 8 студентов православного университета, возраст 17-29 лет; общее число опрошенных – 20 человек), показал следующие результаты:
1 группа
Из двенадцати испытуемых у восьми – уровень отметки на шкале «веры» равен уровню отметки на шкале «счастья» и находится в пределах верхней половины шкалы. У двоих испытуемых уровень отметки на шкале «веры» находится несколько выше уровня отметки на шкале «счастья», но эти отметки находятся также в пределах верхней половины шкалы. У двоих испытуемых, наоборот, уровень отметки на шкале «вера» находится немного ниже уровня отметки на шкале «счастья» и также находится в пределах верхней половины шкалы.
2 группа
Из восьми испытуемых у семи – уровень отметки на шкале «вера» равен уровню отметки на шкале «счастье» и находится в верхней четверти шкалы. Только у одного испытуемого уровень отметки на шкале «вера» находится выше уровня отметки на шкале «счастье» и находится в пределах верхней половины шкалы.
Таким образом, мы видим, что из двадцати испытуемых (1 и 2 группа) у пятнадцати – уровень «веры» равен уровню «счастья» и находится в верхней половине шкалы. Приведенные данные, на наш взгляд, явно говорят в пользу гипотезы о том, что субъективное переживание веры коррелирует с субъективным переживанием счастья.
Направленная беседа
Метод самооценки предварял направленную беседу, в которой испытуемым предлагались определенные темы для обсуждения. Можно выделить три основные темы беседы:
1. Содержание понятия «вера».
2. Сходство и различие религиозной и нерелигиозной веры.
3. Наличие или отсутствие связи между понятием «вера» и понятием «счастье».
Рассмотрим, каково содержание понятия «вера» в высказываниях испытуемых. В таблице 5 представлены некоторые тематизмы, выделенные на основании наиболее часто встречающихся высказываний испытуемых.
Как мы видим, темы беседы, затрагиваемые испытуемыми при обсуждении понятия «вера», в основном пересекаются с темами, поднятыми в ответах испытуемых, участвовавших в опросе.
На первом месте по количеству высказываний понятие «вера» было связано с верой в Бога, в Абсолют, в Высший разум. Типичными высказываниями были: «вера для меня – это вера в Высший разум, в Бога» (испытуемая Ф., 60 лет); «вера – это вера в Бога, в Христа» (испытуемая Л., 55 лет); «вера – это вера в Бога, в счастье, в любовь» (испытуемая В., 17 лет, студентка).
На втором месте – представление о вере как о переживании, придающем смысл жизни. Типичными ответами были: «вера – это смысл жизни» (испытуемый С., 30 лет, студент); «вера позволяет подняться над ситуацией, увидеть подлинный смысл происходящего» (испытуемая И., 40 лет).
На третьем месте – представление о вере как об импульсе, стимуле роста и развития. Типичные ответы здесь: «вера – это стимул моего движения, моего развития» (испытуемая И., 40 лет); «вера – это толчок, импульс жизни, развития» (испытуемый С., 29 лет, студент).
Таблица 5
Частота обращения к значимым темам, связанным с понятием «вера» по материалам направленной беседы
На четвертом месте – вера как условие жизни. Типичными ответами здесь являются: «вера – это все, без нее нельзя жить» (испытуемая Л., 55 лет); «без веры человек не смог бы жить» (испытуемый О., 29 лет, студент); «если бы человек не верил, то он бы не смог жить» (испытуемая Е., 17 лет, студентка).
На пятом месте – вера связана с ценностями человека. Типичными ответами являются: «я не разделяю веру и ценности, для меня это одно и то же» (испытуемый И., 41 год); «вера – одна из самых важных ценностей человека» (испытуемая В., 25 лет, студентка).
На шестом месте – вера связана с отношениями между людьми. Типичными ответами являются: «вера – это мост к другому человеку, связь с ним» (испытуемая Ф., 60 лет); «вера – это вера в людей» (испытуемая Л., 51 год); «вера – это нечто, объединяющее людей» (испытуемая К., 28 лет).
На седьмом месте – вера связана с образом будущего. Типичный ответ здесь: «вера позволяет увидеть будущее, верить в него» (испытуемая О., 21 год, студентка); «без веры у человека нет будущего» (испытуемый Д., 27 лет, студент).
На последнем месте – восприятие веры как способа познания мира. Типичный ответ здесь: «вера – это принятие чего-либо с той или иной степенью уверенности» (испытуемый Т., 60 лет).
На основании высказываний испытуемых можно сделать вывод о том, что вера действительно является важным значимым переживанием, как для религиозных, так и для нерелигиозных людей. Следовательно, наша гипотеза о том, что вера является общепсихологической категорией, и существуют единые психологические основания веры, как для религиозного, так и для нерелигиозного сознания, подтверждается и в этом случае.
Следующей темой беседы было выявление в представлении испытуемых различий между религиозной и нерелигиозной верой. Все испытуемые (20 из 20) высказались положительно. Ниже приведена таблица, где представлены различия между религиозной и нерелигиозной верой, которые наиболее часто повторяются в ответах испытуемых.
Таблица 6
Различие религиозной и нерелигиозной веры в ответах испытуемых
Одним из важных различий было восприятие соотношения веры и границы собственного Я. Религиозная вера существует «сама по себе», а нерелигиозная вера существует в самом человеке, это вера «для себя». Типичными ответами здесь были: «религиозная вера значительно больше, чем сам человек, а нерелигиозная вера – это скорее вера в себя, для себя» (испытуемая Е., 50 лет); «религиозная вера – это вера в нечто большее, чем ты сам, чем твоя жизнь, а нерелигиозная вера – это вера для себя» (испытуемый О., 29 лет, студент).
Здесь же хотелось отметить ответы трех испытуемых из первой группы, в которых религиозная вера также рассматривалась как нечто, существующее вне человека, а нерелигиозная вера как часть самого человека. Но контекст данных ответов был иным: религиозная вера воспринимается этими испытуемыми как нечто, навязываемое извне, подавляющее самостоятельность и независимость. А нерелигиозная вера позволяет человеку чувствовать себя более свободным, независимым от мнений других людей, от навязываемых «догм».
Следующим важным различием было отсутствие или наличие сомнений. Религиозная вера характеризуется отсутствием сомнений, тогда как нерелигиозная вера может содержать определенную долю сомнения. Типичным ответом был: «Верующий – тот, у кого нет сомнения в своей вере, а нерелигиозная вера всегда содержит определенный процент сомнения» (испытуемый Т., 60 лет).
Другим важным различием был уровень значимости той или иной веры для человека. Религиозная вера воспринимается как мировоззрение, затрагивающее все уровни личности и меняющее весь уклад жизни человека. Нерелигиозная вера воспринимается как способ, инструмент, помощь в различных жизненных ситуациях, как важное условие жизни, поддерживающее, но не определяющее выбор человека. Типичными ответами здесь были: «религиозная вера проникает во все уровни жизни, это мое мировоззрение, оно влияет на все, что я делаю» (испытуемая К., 28 лет, студентка); «религиозная вера может изменить всю жизнь человека, повлиять на его судьбу, а нерелигиозная вера – это инструмент, опора, поддержка, но мировоззрение человека опирается на иные вещи» (испытуемая К., 28 лет); «религиозная и нерелигиозная вера – это совершенно разные уровни, разные переживания. Для верующего – это мировоззрение, в свете которого строится его жизнь, это образ жизни; а для нерелигиозного человека вера – это состояние, опора, поддержка, но не мировоззрение» (испытуемый О., 29 лет, студент).
Последним ярким различием является уровень устойчивости. Религиозная вера воспринимается как нечто незыблемое, данное, не зависящее от человека; а нерелигиозная вера может изменяться в зависимости от самого человека. Типичными ответами были: «религиозная вера незыблема, существует сама по себе, а нерелигиозная вера может изменяться в зависимости от самого человека» (испытуемая В., 27 лет, студентка); «религиозная вера – это нечто данное, незыблемое, ее можно принимать или нет; а нерелигиозная вера – это часть человеческих представлений, она может меняться в зависимости от них» (испытуемый Л., 41 год).
Стоит особо подчеркнуть, что у восьми испытуемых (4 человека из 1 группы, 4 человека из 2 группы) отмечены не только различия, но и общее основание религиозной и нерелигиозной веры: «вера как таковая» является основой обеих форм веры. Семь испытуемых (5 человек из 1 группы, 2 – из 2 группы) отметили, что существуют внутренние (глубокие переживания, влияющие на личность) и внешние (поведение, внешние атрибуты) формы, как в религиозной, так и в нерелигиозной вере. Трое испытуемых (2 группа) считают, что религиозная вера надстраивается над нерелигиозной верой.
Полученные данные подтверждают наши гипотезы о том, что существует различие между представлениями о религиозной и нерелигиозной вере, закрепленное в языке и сознании человека, и существуют единые психологические основания веры, как для религиозного, так и для нерелигиозного сознания.
Следующая тема беседы была посвящена рассмотрению субъективной связи между понятием «вера» и понятием «счастье». Ответы испытуемых распределились следующим образом.
Таблица 7
Связь между понятиями «вера» и «счастье» в ответах испытуемых
Все студенты православного университета ответили на вопрос о наличии связи между «верой» и «счастьем» утвердительно. Типичными ответам были: «счастье вытекает из веры» (испытуемый О., 28 лет); «счастье – это нормальное состояние верующего человека» (испытуемый Л., 28 лет); «из веры вытекает понятие счастья» (испытуемый О., 29 лет).
Трое испытуемых (1 группа) считают, что условием переживания счастья является вера: «если бы я мог решиться по-настоящему верить, то был бы счастлив» (испытуемый И., 41 год); «если бы я не верила, то не могла бы быть счастливой» (испытуемая В., 40 лет).
Двое испытуемых (1 группа) считают, что переживание веры усиливает переживание счастья: «счастье усиливается верой» (испытуемая К., 40 лет).
Трое испытуемых (1 группа) считают, что «вера выводит к счастью» (испытуемая В., 38 лет).
Для двоих испытуемых (1 группа) связь между «верой» и «счастьем» не очевидна: «связь для меня не очевидна, она скорее умозрительна» (испытуемая К., 28 лет).
Для двоих испытуемых связи между «верой» и «счастьем» нет: «вера – это глубокое внутреннее состояние, а счастье – это настроение, вспышка» (испытуемый А., 42 года).
Таким образом, полученные ответы подтверждает нашу гипотезу о том, что вера, ее развитость, полнота коррелирует с представлением человека о счастье.
Резюмируя результаты направленной беседы, сопоставляя ответы испытуемых первой и второй групп (то есть верующих и неверующих испытуемых), хотелось бы особо отметить, что верующие испытуемые рассматривают свою веру как некоторый идеальный духовный план жизни, общий для всех людей. Это переживание позволяет им соотносить собственную жизнь с чем-то существенно большим, чем сам человек, дает им силы чувствовать себя счастливыми, несмотря на трудности и проблемы («я считаю себя счастливым человеком, хотя посторонний человек вряд ли бы понял это, видя, сколько у меня бед и трудностей» – испытуемый А., 25 лет, студент православного университета).
Их вера – это трансцендентное переживание, позволяющее преодолеть центрацию на себе, границы собственного Я. Неверующие испытуемые воспринимают религиозную веру как посягательство на собственную свободу и независимость, как давление на собственное Я, как прерогативу слабых и зависимых людей. Здесь следует отметить тот факт, что представление о счастье у религиозных людей не связано с чем-то относящимся к собственной жизни (благополучие, здоровье, удача). Для них это состояние напрямую связанно с их верой, порождаемо ею – это трансцендентное переживание. Такое переживание счастья присутствует и у нерелигиозных испытуемых, но для семи человек из двенадцати опрошенных первой группы счастье – это «возможность реализовать себя» (испытуемый А., 45 лет); «это собственное благополучие и здоровье близких» (испытуемый М., 41 год).
Таким образом, можно выделить два различных уровня понимания «веры»: в одном случае – «вера для себя», то есть переживание устойчивости, опоры, надежности, связанных с собственной жизнью. В другом случае вера – это «вера вообще», то есть трансцендентное переживание, сверхсмысл, в котором собственная жизнь, ее ценность рассматриваются в контексте существования мира, Бытия.
Хотелось бы отметить еще один важный на наш взгляд факт. Пять из двенадцати испытуемых первой группы и пять из восьми испытуемых второй группы (см. табл. 6) считают, что переживание веры связано с отсутствием сомнений, с решимостью верить, с преодолением сомнений. В некоторых ответах высказывалось мнение о том, что человек может быть счастлив лишь в том случае, если ему хватит решимости «верить по-настоящему». Возможно, именно осознанное принятие веры, то есть освобождение от сомнений, их преодоление, помогает человеку почувствовать себя счастливым.
* * *
И природа реальности, и природа личности не могут быть постигнуты рационалистически, они «трансцендентны для рационального сознания и всегда имеют иррациональный остаток» [Бердяев, 1994, с. 101]. Не случайно многие выдающиеся исследователи и ученые, такие как М.В. Ломоносов, Б. Паскаль, Н.И. Вернадский, А. Эйнштейн, признавали, что есть нечто, лежащее вне умопостигаемых возможностей человека, познаваемое лишь интуицией и верой, но именно оно является источником истины и красоты. Существует некоторая «горизонталь» рационального сознания, опирающегося на опыт, логику, факты, выводящего очевидные закономерности, но есть и некоторая «вертикаль» духовной жизни, позволяющая чувствовать и постигать иной мир, иную реальность, не менее очевидную, но открывающуюся лишь конкретному человеку в его непосредственном опыте. Об условном бытии человека и безусловном характере его личности говорил В. Несмелов [Несмелов, 1971]. Он рассматривал идеальную природу личности как ту самую вертикаль, связывающую вещественное, природное существование человека с его трансцендентным существованием, с его безусловным бытием. Но выход к этой вертикали, в это экзистенциальное измерение всегда лежит через преодоление, усилие выйти за пределы собственной природы.
Замечательный образ предлагает С.Кьеркегор в своем «Страхе и трепете». Он говорит о движении жизни как о прыжке, трактуя сущность экзистенциального пути как потерю равновесия и «неизбежность рывка в неизвестное» [Кьеркегор, 1993, с. 37]. Усилие к выходу за пределы человеческой сущности, по его мнению, это и есть вера. Только благодаря вере человек начинает путь, так как обретает решимость преодолеть точку сомнения [Tам же. C. 51]. Стоит вспомнить слова Б.С. Братуся: «…этот процесс начинается при довольно колеблющихся, почти равных шансах, равной мере веры и неверия. Вера в этих условиях должна преодолеть неверие, оформить и сохранить образ, вопреки неизбежным сомнениям» [Братусь, 2000, с. 65].
Вера рассматривается как «некое усилие» [Кьеркегор, 1993, с. 37], как функция воли, определенный акт решимости, как дерзновение, вольный подвиг, по сути, ничем не обеспеченный [Бердяев, 1994]. Действительно, выход за пределы собственной природы, выход в пространство, где нет принудительного и очевидного знания, дающего уверенность и безопасность, требует от человека риска и напряжения. Речь идет не только о предельных, критических актах решимости человека в экстремальных ситуациях. В любой момент жизни человек выбирает между неизвестностью и безопасностью, между риском и целесообразностью. Часто главным критерием выбора является вера человека в то, что выбор сделан правильно. «Ни доводы разума, ни осознание мотива, ни усилия воли, а «образ будущего» делает «субъективное реальным, осязаемым, недостижимое видимо достижимым, будущее настоящим» [Братусь, 2000, с. 64]. Но образ будущего не является неким умозрительным отвлеченным представлением, он включает образ самого человека, его идеальное представление о себе самом. Именно эта связь осознания реального, наличного себя и представления себя идеального, будущего, позволяет человеку ощутить непрерывность жизни и может быть обеспечена лишь верой.
[Бердяев, 1994] Метод самооценки по Т.В. Дембо и С.Я. Рубинштейну был предложен ученицей К. Левина Т.В. Дембо, содержал 1 шкалу «счастье» и использовался в 40-х годах XX века для исследования инвалидов (ветеранов 2-й мировой войны). В 50-х годах этот метод был значительно модифицирован отечественным патопсихологом С.Я. Рубинштейном. Было добавлено 3 шкалы («ум», «здоровье», «характер») и регламентирована процедура их предъявления. В дальнейшем метод широко применялся в отечественной клинической и общей психологии (Кожеховская И.Д., Тепеницина Т.И., Братусь Б.С., Бороздина Л.В. и др.). Условно можно выделить 2 линии применения этого метода: строго регламентированная и «свободная». В регламентированном методе важна величина предъявленных шкал, вычисляются точные показатели самооценок, производится их последовательная статистическая корреляция (Бороздина, 1991). Свободная форма используется часто как удобный повод для содержательной клинической беседы и представляется для нас наиболее адекватной.
Литература
- Бердяев Н.А. Философия свободы. М., 1994.
- Бороздина Л.В. Уровень притязания. М., 1991.
- Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. М. 2000.
- Братусь Б.С. Заметки психолога на полях философской дискуссии о душе // Психология и философия: возвращение души. М., 2003.
- Квале С. Исследовательское интервью. М., 2003.
- Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент: Учебник. М., 2001.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.
- Несмелов В.И. Наука о человеке. Казань, 1994.
- Сартр Ж.-П., Бытие и ничто. М., 2002.
- Собкин В.С. Проблемы толерантности в подростковой субкультуре. М., 2003.
- Marecek J. 2002. Dancing Through Minefields: Toward a Qualitative Stance in Psychology. Qualitative research in psychology: expanding perspectives in methodology and design / ed. By P.M. Camic, J.E. Rhodes, L. Yardley. – Washington DC: APA.
- Eisner E.W. 2002. Art and Science of Qualitative Research. Qualitative research in psychology: expanding perspectives in methodology and design /ed. By P.M. Camiv, J.E. Rhodes, L. Yardley. – Washington DC: APA.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3412
В прошлом месяце: 20
В текущем месяце: 34
Скачиваний
Всего: 1016
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 15