Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7486Ключевые слова 17909 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Становление профессиональной идентичности христианского психотерапевта как проблема 735

Гаврилова Т.П., кандидат психологических наук, Старший научный сотрудник ПИ РАО, профессор кафедры детской и семейной психотерапии МГППУ, Москва, Россия, tatpg9@rambler.ru

Аннотация

В статье анализируются трудности, возникающие в процессе работы психотерапевта с семьями верующих. Психотерапевт оказывается перед дилеммой: разрешать проблемы семьи, оставаясь в профессиональном пространстве, исходя из реалий современной социо-культурной ситуации, или помогать членам семьи в их душевно-духовной жизни и таким образом вести семью к христианскому идеалу. В зависимости от того, какой выбор делает психолог, оформляются два вида практики: христианская семейная психотерапия или христианская семейная психагогика.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

С возрождением православия в России возник – и по сей день сохраняется – устойчивый интерес психологов к возможности воцерковления психологической науки, переосмыслению ее назначения, целей и методов в свете христианской антропологии и учения Церкви, поиск статуса христианской психологии в ряду наук о человеке. Поток публикаций на эти темы не иссякает, на конференциях и семинарах выступления психологов не теряют остроты, не угасает интерес к ним как психологической общественности, так и просвещенных христиан.

В области психологической практики, в рамках которой и располагается проблема психологической помощи верующим клиентам верующими специалистами, ситуация иная: отсутствует конфронтация позиций, нет критического отношения к точке зрения оппонента. В то же время среди психологов, помогающих верующим, нет единого мнения о том, на каких основаниях строится эта работа: укоренена ли она в традициях научной психологии, или христианской антропологии, осуществляется в классических моделях психологической помощи или формах христианского общения.

В настоящее время христианская психотерапия существует под различными названиями: синергийная, религиозно-ориентированная, православная. Выступления христианских психотерапевтов можно услышать по радио, увидеть по телевидению, они объединяются в профессиональные группы, разрабатывают обучающие программы.

Все возрастающая активность христианских консультантов и психотерапевтов робко продвигается в пространство церкви: ни клир, ни паства не слишком доверяют психологам, и лишь редкие священники работают в контакте с ними.

На фоне внутрицерковного скепсиса к психотерапии, которая по мнению священства особенно сомнительна и по целям и по методам работы с духовной точки зрения, выделяются два незаурядных суждения, принадлежащих выдающимся и неоспоримым авторитетам Церкви: митрополиту Антонию Сурожскому и отцу Александру Меню.

По мнению Митрополита Антония, «если человек верующий, который не может найти в себе корень зла, начинает лечиться у психиатра и перед ним раскрывает мрачные глубины своей души, он может их осознать не только как душевное расстройство, у которого всегда есть какие-нибудь причины, но и как расстройство, за которое он в значительной мере ответственен. В таком случае он может обратиться к священнику, к духовному наставнику уже на новых началах. То, чего он раньше не понимал, он теперь понимает и может обратиться к Богу с покаянием» [Митрополит Антоний Сурожский, 2002, с. 123]. Отец Александр Мень оценивает психотерапию как самую христианскую профессию, «…инструмент психотерапевта – его собственная душа», «и психоаналитик работает перед лицом Бога» [Зик, 2003, с. 6].

Нет сомнений в том, что доверие Церкви и к психотерапии, и к консультированию будет расти по мере того, как христианские психологи-практики будут осмысливать свои профессиональные позиции, цели и средства своей работы, со всей честностью и прямотой сопоставят свою деятельность и ее мировоззренческие и теоретические основания с учением Церкви о человеке, его назначении, зададутся вопросом о соотношении душепопечения и психологической помощи, поймут, какие перспективы личного и профессионального изменения открываются им в новом виде деятельности.

Накопленного христианскими психотерапевтами и консультантами практического опыта достаточно для того, чтобы исследовать становление профессиональной идентичности психолога-практика, помогающего верующим, выявить его точки роста и, наоборот, те трудности и проблемы, перед которыми он останавливается в недоумении.

Литература
  1. Антоний, митрополит Сурожский. Труды. М.: «Практика», 2002.
  2. Антоний, митрополит Сурожский. Ценности нашего общества / Вестник русского христианского движения, 2010, № 197.
  3. Белорусов С.А. Психопатологическая систематика личностных расстройств и уче­ние о «страстях» в аскетической православной традиции // Московский психотерапевтический журнал, 2009, № 3.
  4. Бердяев Н.А. Метафизики пола и любви. Русский Эрос или философия любви в России. М.: «Прогресс», 1991.
  5. Бердяев Н.А. Смысл творчества. Харьков: ФОМО, М.: ACT, 2002.
  6. Берн Ш. Гендерная психология. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
  7. Гаврилова Т.П. Интеграция личности как цель психотерапевтической помощи веру­ющим // Московский психотерапевтический журнал, 2007, № 3.
  8. Добротолюбие. Т. 2. М.: «Артос-Медиа», 2008.
  9. Гиппиус З.Н. О любви. Русский Эрос или философия любви в России. М.: «Прогресс», 1991.
  10. Зик С. Звезда на карте // Приходские вести, 2003, № 15.
  11. Козырев Ф.Н. Брак и семья в православной традиции. Как на самом деле относится Церковь к плотской любви. М.: «ЭКСМО», 2008.
  12. Кырлежев А. Что такое богословие? // Континент, 2009, № 140.
  13. Лепахин В. Страсти и лествица страстей // Вестник русского христианского движе­ния, 1998, № 179.
  14. Машкова И.Н. Что есть «Семейное благо»? // Московский психотерапевтический журнал, 2007, № 3.
  15. Протоиерей Николай Балашов. Актуальные вопросы этики пола в свете «Основ соци­альной концепции православной церкви». Православное учение о челове­ке. М., Клин: «Христианская жизнь», 2004.
  16. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 1998.
  17. Розанов В.В. Уединённое. М.: Издательство «Правда», 1990.
  18. Стома В.В. К православной психотерапии // Московский психотерапевтический жур­нал, 2007, № 3.
  19. Тареев М.М. Философия жизни. Сергиев Посад, 1916.
  20. Тиллих П. Избранное. Теология культуры. М.: Юрист, 1995.
  21. Фасхиев Р.Г. Трансформация мужского гендерного конструкта в современных российских условиях: Дисс. … канд. социол. наук. Екатеринбург, 2001.
  22. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии. М.: Владос, 2001.
  23. Церковь есть мир Божий. Беседа с отцом Георгием Кочетковым // Континент, 1992, 73.
  24. Шеховцова Л.Ф. Особенности православной психотерапии и консультирования // Московский психотерапевтический журнал, 2009, № 3(2).
  25. Шеховцова Л.Ф. Христианское мировоззрение как основа психологического консультирования и психотерапии. СПб.: Храм Воскресения Христова, 2009 (I).
  26. Шмеман Александр, протоиерей. Дневники. 1973-1983. 2-изд., испр. М.: Русский путь, 2007.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика