Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7040Ключевые слова 16987 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Супервизия при подготовке ведущих психологических тренингов 1459

Лавринович Е.В., кандидат социологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, Москва, Россия
Молостова А.Н., доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия

Аннотация

В статье представлена специфика проведения супервизии в условиях подготовки ведущих групп психологического тренинга. Супервизия для тренера рассматривается как необходимый этап профессионального становления специалиста, использующего данный вид психологической работы. Опираясь на практику супервизии в подготовке психологов-консультантов, авторы описывают процедуру и показывают специфику данного вида работы, исходящую из механизмов функционирования тренинговой группы. В статье описан конкретный пример проведения супервизии в тренинговой группе, где показано, как организован данный процесс, в чем его специфика и каковы его возможности.

Ключевые слова: тренинг, супервизия, подготовка тренера

Рубрика: Тема номера

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В настоящее время психологический тренинг прочно укрепился в качестве одного из основных направлений профессиональной психологической работы. Однако до сих пор для программ подготовки тренеров характерно очень большое разнообразие и по форме, и по содержанию, и по длительности обучения. Представление о тренинге как о методе обучения, о методе развития личности, лежащее в основе программ подготовки, продолжает оставаться эмоциональным и неопределенным, что порождает многочисленные краткосрочные курсы, которые создают иллюзию овладения умениями и навыками тренерской работы и приводят к поверхностному отношению к данной практике. Все это ограничивает возможности участников программ в овладении ведущими компетенциями психолога-тренера.

Подготовка тренера-профессионала, с нашей точки зрения, должна обеспечивать формирование профессиональной позиции и профессионального видения и прогнозирования происходящих в группе процессов, как на этапе создания тренинга, так и во время его проведения. Такая подготовка предполагает не только длительный процесс обучения технологии тренинговой работы[1], на котором заканчивается большинство методических программ, но должна включать и этап оказания профессиональной консультативной психологической помощи, поддержки в форме супервизии.

В программе подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов супервизия является обязательным этапом овладения профессией. Однако в практике подготовки ведущих тренинговых групп данный чрезвычайно важный этап обучения почти полностью отсутствует.

Имея многолетний опыт в подготовке психологов-тренеров[2], авторы видят одну из задач этой статьи в описании процедуры и попытке анализа специфики супервизии как одной из форм обучения. Авторская программа подготовки тренеров предполагает три этапа (220 академических часов), из которых первые два проводятся в тренинговой форме и направлены на усвоение знаний и отработку навыков по созданию и проведению тренингов. Затем в программе предусмотрен перерыв для того, чтобы участники могли самостоятельно создать программу и провести тренинг. Анализ особенностей их работы, трудностей, с которыми они столкнулись, и является предметом супервизии, представляющей собой третий (завершающий) этап обучения.

Организационно процесс супервизии осуществляется следующим образом. До начала супервизорской группы, при подготовке к ее работе участникам предлагается сформулировать запрос на супервизию, учитывающий приобретенный опыт создания и проведения тренинга. В запросе могут быть отражены как индивидуальные трудности (например, связанные с ведением группы, управлением коммуникацией и т.п.), так и трудности методического характера, например, в реализации того или иного метода (ролевой игры, дискуссии, упражнения), этапа программы тренинга, или анализа эффективности групповой работы для участников.

Соблюдение рамок работы тренинговой группы в супервизии будущих психологов-тренеров с самого начала этого этапа обучения ставит перед супервизорами задачу повышения работоспособности группы, создания атмосферы доверия и безопасности.

В нашем случае, когда супервизия является завершающим этапом большой групповой работы, от ведущих-супервизоров требуется лишь поддерживать ту атмосферу, которая уже была создана на более ранних этапах обучения. Однако если супервизия проводится в группе незнакомых специалистов, не имеющих совместного опыта, то созданию атмосферы продуктивной групповой работы следует уделить особое внимание, и решению этой задачи может способствовать формулировка индивидуальных целей участия в супервизорской группе.



[1] По нашему опыту такая программа должна охватывать не менее 120 часов (Прим. авт.).

[2] Авторы являются создателями и ведущими программы «Искусство групповой работы: тренинг тренеров» (Прим. ред.).

 
Литература
  1. Булюбаш И.Д. Основы супервизии в гештальт-терапии. М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003.
  2. Кулаков С.А. Супервизия и супервизорство (наставничество) // Балинтовские группы и супервизия в подготовке специалистов, работающих с людьми: учебное пособие / науч. ред. Э.Г. Эйдемиллер. СПб.: Санкт-Петербургская академия МВД России,1998. С. 42-47.
  3. Кулаков С.А. Супервизия и супервизорство // Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии. СПб.: Речь, 2002. С. 7-19, 60-85.
  4. Ховкинс П., Шохет Р. Супервизия. Индивидуальный, организационный и групповой подходы. СПб.: Речь, 2002.
  5. Ялом И. Групповая психотерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001.
  6. Kadushin A. 1992. Supervision in Social Work, 3rd edn. New York: Columbia University Press.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика