Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7670Ключевые слова 18573 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Супервизия на дистанции 771

Меновщиков В.Ю., кандидат психологических наук, докторант Психологического Института РАО, Москва, Россия, helpletter@mail.ru
Постников И.В., психолог Московской службы психологической помощи населению, Москва, Россия, inpost@live.com

Аннотация

В статье представлен анализ различных форм использования компьютерных подходов в супервизии на дистанции: живая супервизия, электронная почта, комнаты для дискуссий, синхронная коммуникация, киберсупервизия с использованием видеоконференций. Обозначены новые теоретические вопросы, возникающие в связи с работой в киберпространстве. Обсуждаются преимущества и ограничения различных компьютерных приложений в Интернет-супервизии, описываемые зарубежными психологами, а также отдельные результаты авторских исследований и перспективы дальнейшего развития киберсупервизии.

Ключевые слова: супервизия, интернет-технологии, компьютерные приложения

Рубрика: Тема номера

Тип: научная статья

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

«Супервизия» (supervision) в переводе с английского языка означает надзор, но в настоящем и лучшем смысле слова супервизия – это наблюдение за чьей-то работой [Хэмбли, 1992]. Супервизия может быть направлена как на личные качества консультанта, так и на развитие консультативных умений. Г. Хэмбли подчеркивает, что «главным в супервизии являются отношения доверия и откровенности между супервизором и консультантом. Хороший супервизор – это человек, верящий в уникальность, обучаемость и потенциальные возможности своего подопечного; человек, который высоко ценит человеческие взаимоотношения» [Там же. С. 48]. Соответственно, у супервизируемого должна быть возможность обращения к достаточному количеству супервизоров и возможность выбора «своего» супервизора.

Классификация видов супервизии дает представление о том, что она может проходить в разных условиях и обстоятельствах. Так, А.Н. Моховиков различает следующие виды супервизии в телефонном консультировании: а) в зависимости от участия или неучастия абонента – очная и заочная; б) в зависимости от времени, прошедшего после консультативного случая – немедленная и отсроченная; в) в зависимости от количества супервизируемых – индивидуальная и групповая. Он также отмечает, что чаще встречается заочная супервизия, когда консультант излагает тревожащие его аспекты беседы без участия абонента. Кроме того, «к заочной форме супервизии относятся случаи обращения к супервизору по телефону» [Моховиков, 2001, с. 84], к которым в последние десятилетия присоединились и обращения к супервизору через Интернет.

Немедленная супервизия проводится сразу после завершения дежурства консультанта или, реже, после окончания беседы с абонентом (клиентом), например, в случаях суицидальной интервенции или обращения жертвы насилия и т.п. Исходя из того, что консультанту в любой момент времени может понадобиться немедленная супервизия, одна из самых известных в мире телефонных служб «Befrienders International» отмечает, что «супервизор должен находиться в центре или быть доступным по другому телефонному номеру» [Там же. С. 472].

В настоящее время большинство консультативных психологических служб и в России, и за рубежом приветствуют и обычно обеспечивают какую-либо форму супервизии со своими консультантами, профессионалами и добровольцами.

Однако, по нашему мнению, в России доступности и регулярному взаимодействию супервизируемых и супервизоров мешает, с одной стороны, недостаточная сформированность института супервизии, а с другой, недостаток профессиональных супервизоров, занятость самих супервизируемых и супервизоров, нередко вынужденных совмещать разноплановую работу или учебу. Решению этих проблем могут способствовать современные информационные технологии, которым под силу сделать супервизора действительно доступным и расширить возможности применения различных форм супервизии.

Литература

Меновщиков В.Ю., Постников И.В. Способы супервизии через Интернет: сравнительная оценка супервизируемым // Психологическое консультирование Онлайн. 2010. № 2. С. 39-44.

Моховиков А.Н. Телефонное консультирование. М.: Смысл, 2001.

Постников И.В. Супервизия на дистанции (впечатления супервизируемого) // Психологическое консультирование Онлайн. 2010. № 1. С. 77-80.

Хэмбли Г. Телефонная помощь. Одесса, 1992.

Bellman R., Friend M. B., Kurland L. 1966. Simulation of the initial psychiatric interview // Behavioral Science. № 11. Р. 389-399.

Bernar J. M. 1981. Inservice training for clinical supervisors // Professional Psychology. № 12. Р. 740-748.

Casey J. A., Bloom J. W., Moan E. R. 1994. Use of technology in counselor supervision (Report No. EDO-CG-94-25). Greensboro. NC: ERIC Clearinghouse on Counseling and Student Services.

Coursol D.H., Lewis J. 2000. Cybersupervision: Close encounters in the new millennium. Cybercounseling [On-line]. Р.1-12. http://cybercounseling.uncg.edu/manuscripts/cybersupervision.htm

Coursol D.H., Woitte S. 1998. Cybersupervision: Strategies for improving the internship experience. Paper presented at the Annual Meeting of the North Central Association of Counselor Educators and Supervisors, Kansas City, MO.

Fetterman D. 1996. Videoconferencing on-line: Enhancing communication over the Internet // Educational Researcher. № 25. Р. 23-27.

Myrick R.D., Sabella R.A. 1995. Cyberspace: New place for counselor supervision // Elementary School Guidance & Counseling. № 30. Р. 35-44.

Neukrug E.S. 1991. Computer-assisted live supervision in counselor skills training // Counselor Education and Supervision. № 31. Р. 132-138.

Roblyer M.D. 1997. Videoconferencing // Learning and Leading with Technology. № 24. Р. 58-61.

Scherl C.R., Haley J. 2000. Computer monitor supervision: A clinical note // The American Journal of Family Therapy. № 28. Р. 275-282.

Watson J.C. 2003. Computer-based Supervision: Implementing computer technology into the delivery of counseling supervision // Journal of Technology and Counseling. № 3. http://jtc.colstate.edu/vol3_1/Watson/Watson.htm.

 

Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика