Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7468Ключевые слова 17850 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Субъектная позиция ребенка в преодолении учебных трудностей (случай из практики) 1285

Зарецкий В.К., кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета психологического консультирования МГППУ, заведующий лабораторией психолого-педагогических проблем непрерывного образования детей и молодежи с особенностями развития и инвалидностью Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования, Москва, Россия, zar-victor@yandex.ru
Зарецкий Ю.В., Педагог-психолог, ГБОУ школа-интернат № 8, Москва, Россия, zar-victor@yandex.ru

Аннотация

В статье описан случай оказания психолого-педагогической помощи в преодолении учебных трудностей учащемуся школы VIII вида с использованием технологии рефлексивно-деятельностного подхода, одним из основных принципов которого является поддержка и укрепление субъектной позиции ребенка по отношению к учебной деятельности. Проведен качественный анализ хода учебных занятий, а также данных, полученных в результате экспериментов, по решению творческих задач до и после занятий. Анализ показывает, как в ходе занятий возникает и развивается субъектная позиция ученика, и как это позитивно отражается на его способности преодолевать трудности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Психологическое консультирование и педагогика

Возможно, появление статьи с таким названием в журнале, освещающем проблемы консультативной психологии и психотерапии, многим читателям покажется несколько неожиданным. Действительно, в профессиональном сознании психотерапия и педагогика представляют собой разные сферы деятельности, а психолого-педагогическая помощь в преодолении учебных трудностей рассматривается скорее как коррекционно-развивающая деятельность, чем как вид консультативной или психотерапевтической помощи.

Мы же исходим из того, что связь между психотерапией и педагогикой, консультированием и психолого-педагогической помощью, во-первых, несомненно существует, а во-вторых, гораздо более сложная и глубокая, чем это может показаться на первый взгляд. Сложность и глубина их связи обусловлены тем, что соприкосновение (взаимное пересечение) позиций психотерапевта (консультанта) и педагога-психолога возникает в контексте таких проблем, как развитие человека, эффективность помощи (консультативной, психотерапевтической, психолого-педагогической), роль субъекта, которому адресована помощь в процессе изменений, которые, в свою очередь, ведут в случае психотерапевтической деятельности к освобождению от проблем и симптомов, с которыми клиент обращается, а в случае психолого-педагогической деятельности – к преодолению проблем, которые обусловливают учебные трудности. Близость по смыслу последних формулировок видна невооруженным глазом.

Кроме того, практикам хорошо известно, что как психотерапевтическая помощь может иметь эффектом нормализацию учебной деятельности, так и эффективная психолого-педагогическая помощь может способствовать не только преодолению учебных трудностей, но и вести к развитию ребенка, к разного рода позитивным когнитивным и личностным изменениям. Если к этому добавить, что всякая психотерапевтическая и консультативная деятельность содержит элементы обучения клиента, а хорошее – «вдохновляющее» – обучение имеет психотерапевтический эффект, то психотерапия и педагогика оказываются гораздо ближе к друг другу, чем отраслевые ведомства, к которым они относятся (здравоохранение и образование), так как с различных сторон и позиций они выходят на одну и ту же проблему – развитие человека. И если исследование процессов, происходящих в психотерапии, в контексте проблемы развития человека лишь относительно недавно было признано одним из основных вопросов [Холмогорова, 2011], то проблема взаимосвязи обучения и развития является одной из наиболее острых для психологии и педагогики на протяжении уже почти сотни лет [Выготский, 1984].

При обсуждении проблем «обучение и развитие», «психотерапия и развитие», «психолого-педагогическая помощь и развитие» актуальным становится обращение к культурно-исторической концепции Л.С. Выготского [Холмогорова, Зарецкий, 2011], так как в ней заложены и частично сформулированы некоторые положения, выходящие за рамки теоретических вопросов возрастной психологии, и имеющие прямое отношение к обеим указанным выше практикам. Кратко их перечислим, надеясь, что они достаточно широко известны:

  • обучение ведет за собой развитие;
  • развитие происходит в процессе активной деятельности самого человека как субъекта этой деятельности;
  • развитие ребенка происходит в его сотрудничестве со взрослым, в процессе освоения культурно-исторического опыта, носителем которого взрослый является;
  • развитие ребенка в обучении происходит, если его совместная деятельность осуществляется в зоне ближайшего развития, т. е. в зоне того, что ребенок не может сделать сам, но может сделать с помощью взрослого;
  • последнее означает не только (и не столько) овладение учебным материалом, но и (в первую очередь) широкий спектр когнитивных и личностных изменений, которые могут происходить в учебной деятельности;
  • это дало основание Л.С. Выготскому выдвинуть тезис, что «один шаг в обучении может означать сто шагов в развитии».

С нашей точки зрения, центральным тезисом является положение о зоне ближайшего развития, так как оно, во-первых, является ключом к пониманию, как можно операционально помыслить процесс развития[1]; во-вторых, подчеркивает субъектность позиции ребенка, поскольку сотрудничество, на котором делает акцент Л.С. Выготский (1984), возможно только между двумя субъектами; в-третьих, задает критерий эффективности помощи взрослого: организуемая им деятельность должна быть трудной, но доступной ребенку, а помощь должна способствовать расширению области того, что ребенок может сделать сам, т. е. развитию его субъектности [Зарецкий, 2008].


[1] Развитие здесь может быть описано как движение границы зоны ближайшего развития, переход того, что ребенок первоначально мог сделать только совестно со взрослым, в арсенал его внутренних средств.

Литература
  1. Выготский Л.С. Мышление и речь //Собр. Соч.: В 6 т. М.: Педагогика.Т. 2. 1982. С. 5–361.
  2. Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной) психологии // Собр. Соч.: В 6 т. М.: Педагогика. Т. 4. 1984. С. 243–432.
  3. Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. М.: Прогресс, 1965.
  4. Зарецкий В.К. Рефлексивно-деятельностный подход в работе с детьми, имеющими трудности в обучении // Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. М.: ТЦ Сфера, 2008. 480 с.
  5. Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой. М.: Форум, 2011. 64 с.
  6. Зарецкий В.К., Семенов И.Н. Логико-психологический анализ продуктивного мышления при дискурсивном решении задач // Новые исследования в психологии. № 1. М., 1979.
  7. Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13–26.
  8. Кордемский Б.А. Математическая смекалка. М.: Гос. издательство технико-теоретической литературы, 1956.
  9. Коробейников И.А. Феноменология, генезис и критерии диагностики легкой умственной отсталости // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2012. № 1. С. 16–22.
  10.  Обухов А.С. Возрастной аспект развития исследовательской деятельности: от спонтанного поведения к становлению субъектности // Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза: научно-методический сборник в двух томах/ Под общ. ред. канд. психол. наук А.С. Обухова. М.: Общероссийское общественное движение творческих педагогов «Исследователь»; МПГУ, 2010. С. 42–48.
  11. Слободчиков В.И. Серия «Материалы для педагогических размышлений». Вып. 2. Очерки психологии образования. Биробиджан: Изд-во БГПИ, 2003. 160с.
  12. Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. М.: ИД «Медпрактика-М», 2011. 480 с.
  13. Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культурно-историческая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотерапевты? // Культурно-историческая психология. 2011. № 1. С. 108–119.
  14. Grawe K. Agents of Change in the Processes of Psychotherapy. Part I // IFP Newsletter. Zirich, June, 2006.
  15. Seligman M.E.P. Power and powerlessness: Comments on «cognates of personal control». Applied and Preventive Psychology. 1992. 1, Р. 119–120.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика