Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7486Ключевые слова 17909 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Человек 609

Лоргус А., декан факультета психологии Российского православного университета во имя апостола Иоана Богослова, Москва, Россия, lorgus2009@yandex.ru

Аннотация

Статья носит фундаментальный характер, раскрывая категорию «человек» с христианско-антропологической точки зрения. Значение этой категории – в обосновании других, не менее важных, категорий, и установлении связей с ними. Речь идет о таких понятиях как душа, личность, развитие, свобода, совесть, сознание, творчество, грех, вера, спасение и др. Невозможно составить целостное впечатление о богословском антропологическом учении, не задав основных положений о первой и ключевой категории – «человек». Наполнение этой категории носит аксиологический, гуманитарный и метафизический характер, составляющий особую богословскую парадигму знания, в целом ряде случаев отличную от естественно-научной. Статья, тем не менее, предполагает дискуссию по высказанным в ней положениям, исключая, разумеется, богословско-догматические. Такие положения явным образом в статье не обсуждались и оставлены автором вне поля рассмотрения.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

«Человек» – один из самых употребляемых терминов в философии, в антропологии и в психологии. Между тем, легче найти определение сознания или разума, тела или здоровья, чем определение понятия «человек». Видимо, ответственность здесь столь же велика, как в том, чтобы занять ту или иную мировоззренческую позицию. Ведь давая свое определение, ученый определяет самого себя, заявляет философский и методологический фундамент своего подхода. Многие психологи, сочувствующие христианскому миросозерцанию, не решаются открыто назвать себя таковыми. Объективной причиной здесь может быть трудность сколько-нибудь определенно представить антропологические основания христианской психологии. Тем значимее представляются исходные антропологические понятия, к числу которых, несомненно, относится понятие «человек». Участие в такой фундаментальной работе[1] – призвание и немалая радость, равно как муки творчества и сомнения.

Место понятия «человек» – центральное в богословской антропологии. Его содержание соединяет в себе учение о тварности человека, его онтологическое превосходство над прочими творениями,  двойственность понимания природы человека, духовной и телесной, а также особые свойства человека: свободу, творчество и любовь. Но самое важное антропологическое положение учения – личностность. Человек изначально – личность, что определяет его отношение ко всей окружающей его природе: человек «иное», человек не вещь, человек – личность, по Образу и Подобию Бога.



[1] Имеется в виду завершенная работа на Словарем богословской антропологии, которая продолжалась с лишком 7 лет. Словарь выходит в двух томах, немецком и русском, и представляет Римско-католическое и православное богословские учения о человеке по 59 темам, среди которых и понятие «человек». Одноименная статья из этого словаря стала основой данной статьи.

Литература
  1. Антоний Сурожский (Блум), митр. Человек перед Богом. М.: Центр по изучению религий, 1995
  2. Бердяев Н.А. О назначении человека, М.: Республика, 1993
  3. Евдокимов Павел, Женщина и спасение мира. Мн.: Лучи Софии, 1999
  4. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие. М.: Паломник, 1996
  5. Зарин С.М. Аскетизм по православно христианскому учению М.: Паломник, 1996
  6. Киприан (Керн), архм. Антропология святителя Григория Паламы. М.: Паломник, 1996
  7. Клеман Оливье. Истоки. Богословие отцов Древней Церкви. Тексты и комментарии. Пер. с фран. М.: Центр по изучению религий, Путь, 1994
  8. Кураев А. диакон. Раннее христианство и переселение душ. М.: Гнозис, 1996
  9. Лоргус Андрей, священник. Православная антропология. Курс лекций. Вып.1. М.: Граф-пресс, 2003
  10. Лосский В.Н. По образу и подобию. М.: Изд-во Свято - Владимирского братства, 1995
  11. Лэнгле А. Person. Экзистенциально-аналитическая теория личности. М.:Генезис, 2006
  12. Несмелов В. И. Наука о человеке. Казань: Тан-Заря, 1994
  13. «…О достоинстве, свободе и правах человека», I.1,5 - http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html
  14. Позов А. Основы древне-церковной антропологии. Сын человеческий. Т. 1 (4), Мадрид, 1965
  15. Феофан Затворник, святитель. Душа и ангел. М.: Талан, 1997 Франк С.Л. Реальность и человек. М.: Республика, 1997
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика