Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7646Ключевые слова 18463 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Богословское понимание человека как образа Божия и антропологические модели христианской психологии 1089

Чурсанов С.А., кандидат богословия, доцент кафедры Систематического богословия и патрологии Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, Россия, s-a-chursanov@yandex.ru

Аннотация

В статье представлены перспективные направления использования богословского понимания человека как образа Божия при построении антропологических моделей христианской психологии, нацеленных на решение актуальных теоретических и практических проблем и открытых для плодотворного диалога с представителями современных гуманитарных научных сообществ. Автор рассматривает шесть основных богословских линий, связанных с характеристикой образа Божия в человеке и опирающихся на различение образа и подобия, учение о совершенствах человеческой природы как отображении совершенств природы Божественной, «психологические» и «социальные» образы Пресвятой Троицы, понимание образа Божия в человеке как образа Христа, а также богословское понимание человеческой личности.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Современная православная психология испытывает острую потребность в методологических принципах, которые, с одной стороны, были бы богословски обоснованы и, с другой стороны, позволяли бы эффективно взаимодействовать с разнообразными светскими гуманитарными научными школами. В таком взаимно обогащающем взаимодействии православные психологи могли бы представлять христианское видение человека, а также следующие из него решения как теоретических, так и практических актуальных гуманитарных проблем. При этом формализованное выражение ключевых принципов, определяющих христианское видение человека, дало бы в распоряжение представителей современных светских психологических школ действенный методологический инструмент обоснованного соотнесения с этим видением разнообразных теоретических наработок и практических методик.

Для успешного решения указанной задачи методология православной психологии должна быть выражена в категориях, доступных восприятию широкого круга адресатов, владеющих базовым набором понятий современной гуманитаристики. В свою очередь, для православной психологии современные гуманитарные науки интересны, прежде всего, в качестве источников фактических материалов, а также примеров рефлексивных языковых практик, позволяющих выявить особенности ценностной, мотивационной и деятельностной сфер, характерные для человека нынешней культурно-исторической эпохи.

Методологические принципы, удовлетворяющие названным критериям богословской обоснованности и доступности, могут быть предоставлены в распоряжение православных психологов богословской антропологией. При этом богословская обоснованность православной антропологии XX–XXI веков обеспечивается ее преимущественно дедуктивным характером. Основные линии богословского видения человека выводятся здесь из трех основных источников – из Священного Писания, из святоотеческих свидетельств, выражающих непосредственный опыт пребывания в единстве с Божественными Лицами и человеческими личностями, и из ключевых богословских учений [Лосский, 1991, с. 87; 2000, с. 570; Софроний (Сахаров), архим., 1999, с. 71; 2009, с. 91; Иоанн (Зизиулас), митр., 2012, с. 180–181, 227–228]. Что касается доступности выражения предпосланных богословских основ, аргументации и полученных результатов, то в богословской антропологии она выступает в качестве одной из основных методологических ценностей [Иоанн (Зизиулас), митр., 2012, с. 229; Zizioulas, 2011, p. 174].

Узловое положение в современной православной антропологии занимает учение о человеке как образе и подобии Божием [Быт. 1: 26–27; 5: 1; 9: 6; Прем. 2: 23; Сир. 17: 1–13; Иак. 3: 9; 1 Кор. 11: 7; Кол. 3: 8–10; Еф. 4: 24. Ср.: Пс. 81: 6; Мф. 5: 48; Ин. 10: 34–35; 1 Ин. 4: 17; Еф. 3: 14–15; 5: 1]. Именно это учение позволяет укоренить антропологию в основополагающих разделах православного богословия — триадологии и христологии, а также представить ключевые характеристики христианского видения человека в форме, доступной для восприятия современными гуманитариями.

В настоящей статье из шести основных богословских линий, выражающих понимание человека как образа и подобия Божия, выделены и рассмотрены аспекты, которые имеют особое значение для построения антропологических моделей православной психологии.

Литература
  1. Августин Иппонский, блаж. Исповедь. М.: Гендальф, 1992.
  2. Августин Иппонский, блаж. О граде Божием. В 4 т. М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь, 1994.
  3. Августин Иппонский, блаж. О Троице. В 2 ч. М.: Образ, 2005.
  4. Анастасий Синаит, преп. Избранные творения. М.: Паломник, Сибирская благозвонница, 2003.
  5. Антоний (Блум), митр. Труды. М.: Практика, 2002.
  6. Афанасий Великий, свт. Творения. В 4 т. М.: Спасо-Преображенский Валаамский Ставропигиальный монастырь, 1994.
  7. Григорий Богослов, свт. Собрание творений. В 2 т. М.: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994.
  8. Григорий Нисский, свт. Догматические сочинения: В 2 т. Краснодар: Текст, 2006.
  9. Григорий Нисский, свт. Об устроении человека. СПб.: Аксиома, 1995.
  10. Иларион (Троицкий), свмч. Без Церкви нет спасения. М.: Сретенский монастырь; СПб.: Знамение, 2000.
  11. Иоанн Дамаскин, преп. Точное изложение православной веры. М.: Братство святителя Алексия; Ростов-на-Дону: Приазовский край, 1992.
  12. Иоанн Дамаскин, преп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993.
  13. Иоанн (Зизиулас), митр. Бытие как общение: Очерки о личности и Церкви. М.: Свято-Филаретовский православно-христианский институт, 2006.
  14. Иоанн (Зизиулас), митр. Общение и инаковость: Новые очерки о личности и Церкви. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2012.
  15. Каллист (Уэр), еп. Православная Церковь. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2001.
  16. Каллист (Уэр), еп. Святая Троица — парадигма человеческой личности // Альфа и Омега. 2002. № 2 (32). С. 110–123.
  17. Кассиан (Безобразов), еп. Водою и кровию и духом: Толкование на Евангелие от Иоанна. Париж: Bibliothèque Slave de Paris, 1996.
  18. Кирилл Александрийский, свт. Толкование на Евангелие от Иоанна. В 2 т. М.: Сибирская благозвонница, 2011.
  19. Киприан (Керн), архим. Антропология св. Григория Паламы. М.: Паломник, 1996.
  20. Лосский В.Н. Богословие и боговидение: Сборник статей. М.: Свято-Владимирское братство, 2000.
  21. Лосский В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. Догматическое богословие. М.: Центр «СЭИ», 1991.
  22. Мейендорф Иоанн, протоиер. Византийское богословие: Исторические тенденции и доктринальные темы. Минск: Лучи Софии, 2001.
  23. Мейендорф Иоанн, протоиер. Православие в современном мире. Клин: Христианская жизнь, 2002.
  24. Неллас П. Обожение: Основы и перспективы православной антропологии. М.: Никея, 2011.
  25. Софроний (Сахаров), архим. Видеть Бога как Он есть. Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь, 1985.
  26. Софроний (Сахаров), архим. О молитве: Сборник статей. Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2003.
  27. Софроний (Сахаров), архим. Рождение в Царство Непоколебимое. Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; М.: Паломник, 1999.
  28. Софроний (Сахаров), архим. Таинство христианской жизни. Эссекс: Свято-Иоанно-Предтеченский монастырь; Сергиев Посад: Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2009.
  29. Чурсанов С.А. Лицом к лицу: Понятие личности в православном богословии XX века. М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2011.
  30. Яннарас Х. Вера Церкви: Введение в православное богословие. М.: Центр по изучению религий, 1992.
  31. Яннарас Х. Избранное: Личность и эрос. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005.
  32. Harrison N.V. Human Community as an Image of the Holy Trinity // St. Vladimir’s Theological Quarterly. 2002. Vol. 46. № 4. P. 347–364.
  33. Staniloae D. The Experience of God. Vol. 1: Revelation and Knowledge of the Triune God. Brookline (Massachusetts): Holy Cross Orthodox Press, 1994.
  34. Zizioulas J.D. Lectures in Christian Dogmatics. Edinburgh: T&T Clark, 2008.
  35. Zizioulas J.D. The Eucharistic Communion and the World. Edinburgh: T&T Clark, 2011.
  36. Zizioulas J.D. The One and the Many: Studies on God, Man, the Church, and the World Today. Alhambra (California): Sebastian Press, 2010.
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика