Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 88Рубрики 51Авторы 7670Ключевые слова 18573 Online-сборники NEW! 1 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Экзистенциальные аспекты возрастной психологии 1748

Шеховцова Л.Ф., доктор психологических наук, профессор кафедры церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской духовной академии и семинарии, Санкт-Петербург, Россия, Laranikpol2007@yandex.ru

Аннотация

Статья посвящена описанию глубинных экзистенциальных радикалов, образующих фундамент психической жизни личности в начальные периоды жизни человека и проявляющихся в осознаваемых и неосознаваемых потребностях, экзистенциальных вопросах бытия и психических травмах.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В православной психологии, которая развивается на основе христианского учения о человеке, личность можно понимать как активное трансцендентное начало, не сводимое к природе и владеющее природой тела-души-духа, инаковое по отношению к природе и проявляющееся в форме самосознания, «Я» [Лосский, 2003].

 С.А. Чурсанов так определяет личность: «несводимая к природе, свободная, открытая, творческая, уникальная, целостная в смысле как неделимости, так и нерушимой идентичности, непознаваемая аналитическими объективирующими методами …..онтологическая основа человека, определяющая образ бытия его индивидуализированной природы и актуализирующая себя в личностных отношениях» [Чурсанов, 2008]. Такое определение личности базируется на богословском понимании того, что личность не сводима к природе, онтологически первична по отношению к природе, ипостазирует сущность, то есть дает ей реальное и конкретное существование.

 Философско-богословская мысль, во многих своих направлениях размышляя об «устройстве», сущности человека, приходит к выводу о необходимости обозначения в ней некого «особого», «инакового» Начала, трансцендентного по отношению к человеку. Это «начало» во множестве концепций, теорий, учений называется по-разному: душой, духом, экзистенцией. В рассматриваемом нами контексте – это « личность», «Я», « самосознание», «метафизическая сущность» [Снегирев, 2008], « метафизическое ядро» [Василий Зеньковский, 1934], «субстанция» [Снегирев, 2008], «самозамкнутая реальность» [Снегирев, 2008], «самосознающее себя бытие» [Карсавин, 1992], «вневременное Я есть Я», «первоначало» [Сапронов, 2008], «тождество субъекта и объекта – отношение бытия к самому себе» [еп. Михаил Грибановский, 2003].

 Осмысление контекстов данных определений показывает, что несмотря на разницу в терминологии, в понимании этого Начала различными авторами, есть нечто схожее: онтологическая инокачественность по отношению к физическому миру, ко всему телесному, что есть у человека; онтологическая первичность этого начала по отношению к природе человека и, следовательно, «способность» этого Начала принимать решения и осуществлять управляющее воздействие на природную тримерию.

Литература
  1. Божович Л. Н. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  2. Василий Зеньковский, прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Имка –Пресс, 1934.
  3. Евдокимов Павел. Этапы духовной жизни. М., 2003.
  4. Зарин С. М. Аскетизм по православно-христианскому учению. М., 1996.
  5. Карсавин Л. О личности. Т.1. М., 1992.
  6. Лосский В.Н. Догматическое богословие. Боговидение. М, .2003
  7.  Кон И. С. Открытие « Я». М.,1978.
  8. Михаил Грибановский, еп. .Лекции по введению в круг богословских наук. Киев, 2003.
  9. Мэй Р. Любовь и воля. М., 1998.
  10.  Мерлин В. С. Проблемы экспериментальной психологии личности // Ученые зап. Пермского пед. Ин-та. Т.77. Пермь, 1970.
  11. М. Пруст. В поисках утраченного времени. 1995.
  12.  Сапронов П.А. «Я»: Онтология личного местоимения. Спб., 2008.
  13. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Авт. дисс. … д.психол.н. М., 1994.
  14.  Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М., 1995.
  15. Снегирев В.А. Психология. СПб, 2008.
  16. Софроний Сахаров, арх. Видеть Бога как он есть. М., 2000.
  17. Феофан Затворник, свт. Страсти и борьба с ними. М., 2004.
  18. Хоружий С.С.После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.
  19. Чурсанов С.А. Лицом к лицу. М., 2008, с. 198.
  20. Шестун Евгений, прот. Православная педагогика. М., 2002, с.415.
  21. Шпрангер Э. Два вида психологии //Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
  22. Эриксон Э. Психология самосознания. Самара, 2000.
  23. Яннарас Х. Вера Церкви. М., 1992.
  24. Ясперс К. Общая психопатология. М., 2001.
Статьи по теме:
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2018 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Индекс цитирования Яндекс.Метрика