Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психологической помощи

4157

Аннотация

В статье рассматривается понятие «субъектная позиция», подходы к его пониманию, дается авторский взгляд на субъектную позицию ученика как активное осознанного отношения к учебной деятельности. Приводится описание случая оказания консультативной помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода ребенку с легкой степенью умственной отсталости, - помощи, направленной на поддержку субъектной позиции ребенка. Фиксируются изменения в организации мышления, полученные методом «думания вслух» на материале решения творческих задач и в процессе наблюдения. Приводится опросник «Субъектная позиция» и данные обследования учащихся разных возрастов, позволяющие сделать выводы об особенностях позиции учащихся по отношению к учебной деятельности и ее возрастной динамике.

Общая информация

Ключевые слова: субъектная позиция, опросник субъектная позиция, отношение к учебной деятельности, развитие, летняя школа, рефлексивно-деятельностный подход, дети с легкой степенью умственной отсталости, консультативная помощь, творческая задача, организация мышления

Рубрика издания: История, архив

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Зарецкий В.К. Становление и сущность рефлексивно-деятельностного подхода в оказании консультативной психологической помощи // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 2. С. 8–37.

Фрагмент статьи

Рефлексивно-деятельностный подход (РДП), о котором пойдет речь во вводной статье первоначально  складывался как практика помощи детям с трудностями в обучении,  а также учителям, которые с этими детьми работают. Сам термин мы впервые осознанно употребили в 1997 г., пытаясь осмыслить специфику той работы, которую осуществляли с учащимися коррекционных классов в рамках летних школ [Зарецкий, 1998], помогая им преодолевать учебные трудности и ликвидировать пробелы в знаниях, умениях и навыках. До этого времени,  а также значительное время спустя, мы ни в каких работах такого термина не встречали, ни в указанном нами значении, ни в каком-либо другом. Сейчас уже можно встретить публикации, в которых делается попытка «размыть» специфику РДП, поместить в одну категорию все научные направления, в которых употребляются термины «рефлексия» и «деятельность». Нам такой заход не представляется конструктивным. Во-первых, отечественная психология воспитана на деятельностном подходе, и с этой точки зрения огромное количество работ выполняется в русле идеи понимания психики, как деятельности. Во-вторых, начиная с последней четверти ХХ века, стремительно набирает объяснительную силу и конструктивный потенциал понятие рефлексии, без которого становится уже трудно обходиться не только в научном, но и в обыденном языке. Но в такой логике едва ли не любое направление в психологии можно объявить «рефлексивно-деятельностным» (что, кстати, и делают некоторые авторы), только какой-либо смысл введения подобного термина при этом полностью теряется.

Литература

Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления // Диссертация в виде научного доклада на соискание ученой степени доктора психологических наук. М., 2002.

Алексеев Н.Г. , Юдин Э.Г. О методах психологического изучения творчества // Проблемы научного творчества в современной психологии. М.: Наука, 1971, с. 151—203.

Белопольская Н.Л. Оценка когнитивных и эмоциональных компонентов зоны ближайшего развития у детей с задержкой психического развития // ВопроA сы психологии. 1997, № 1. С. 19—25.

Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. — М.: Наука. 1973. 240 с.

Выгодская Г.Л., Лифанова Т.М. Лев Семенович Выготский. М., Смысл. 1996. 420 с.

Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. Соч. в 6 т. — М.,  Педагогика.— Т. 2.— 1982. — С. 5—361.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. Соч. в 6 т. — М., Педагогика. — Т. 3. — 1983. — С. 5—328.

Выготский Л.С. Проблемы детской (возрастной психологии) // Собр. соч., т. 4. М., 1984. С. 243—432.

Выготский Л.С. Динамика умственного развития школьника в связи с обучением // Л.С. Выготский. Педагогическая психология. М.: ПедагогикаAПресс. 1999. С. 336—354.

Выготский Л.С. Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте // Л.С. Выготский. Педагогическая психология. М.: ПедагогикаAПресс. 1999. С. 355—372.

Выготский  Л.С. О  педологическом анализе педагогического процесса // Л.С. Выготский. Педагогическая психология. М.: ПедагогикаAПресс. 1999. С. 373—392.

Гальперин П.Я.Лекции по психологии: Учебное пособие для студентов вузов.— М.: Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. — 400 с.

Гершензон М.О. П.Я. Чаадаев. Жизнь и мышление. СAП. 1908. 321 с.

Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект деятельности // Вопросы психологии .— 1992. — № 3—4.

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. — М.: ИздAво ВЛАДОСAПРЕСС. 2003. 400 с.

Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления.  — М.: Прогресс, 1965. — с. 86—234.

Ертанова О.Н. Вот и вышел человечек. — В кн.: Развитие и образование особенA ных детей: проблемы, поиски / Серия: Проблемы образования детей с осоA бенностями развития и инвалидностью. Вып. 2. — М.:  ИПИ  РАО. 1999. С. 54—64.

Зальцман К.Г. Книжка  для раков. Книжка  для муравьев. — М.: Издательство «Райхль». 2011. — 264 с.

Зарецкий В.К. Путь к самовоспитанию творческих способностей // Техника и наука. 1980. № 12. С. 8—10.

Зарецкий В.К. Динамика уровневой организации мышления при решении творческих задач // автореф. Дисс. … канд. психол.н. М.: 1984.

Зарецкий В.К. Об опыте рефлексивноAдеятельностного подхода на материале коррекционных занятий по русскому языку. — В кн.: Средства и методы  реA абилитации детей с особенностями развития и инвалидностью.  — М.: ИПИ РАО. 1998. С. 86—89.

Зарецкий В.К. Десять конференций по проблемам развития особенных детей — десять шагов от инновации к норме // Психологическая наука и образование. — № 1, 2005 — С. 83—94.

Зарецкий В.К. Использование рефлексии в практике организации решения проA блем. — В кн:  Чтения памяти Г.П.Щедровицкого  2004—2005  гг.  / Сост. В.В. Никитаев. — М.: Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого». 2006. С. 305—320.

Зарецкий В.К. О чем не успел написать Л.С. Выготский // КультурноAисторическая психология, 2007, № 3. С. 96—104.

Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008. № 6. С. 13—25.

Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой. —М.: Форум. 2011.

Зарецкий В.К., Гордон М.М. (редAсост.). Опыт первой Летней интегрированной школы для детей с особенностями развития и инвалидностью. — М.: ИПИ РАО. 1996.

Зарецкий В.К., Каменский Р.Г., Краснов С.И. Опыт использования организациA онноAдеятельностных игр в проектировании регионального образования // Содержание, формы и методы обучения в высшей школе. Обзорная инфорA мация. Вып. 2. М.: НИИВО, 1995.

Зарецкий В.К., Семенов И.Н. ЛогикоAпсихологический анализ продуктивного мышления при дискурсивном решении  задач // Новые исследования в псиA хологии, 1979, № 1.

Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростка с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? —М.: Форму. 1011. — 208 с.

Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К. Субъектная позиция ребенка в преодолении учебных трудностей // Консультативная психология и психотерапия. — 2012, № 2. С. 110—134.

Лефевр В.А. Рефлексия. —М.: «КогитоAЦентр».  2003. — 496 с.

Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки:  учебноAметодическое пособие.—М.: Мирос. —2001. — 2008 с.

Обухова Л.Ф., Корепанова И.А. ПространственноAвременная  схема зоны ближайшего развития // Вопросы психологии. — 2005, № 5.

Пономарев Я.А. Психология творческого мышления. М., 1960.

Рубцов В.В. СоциальноAгенетическая психология развивающего образования: деятельностный подход. М.: МГППУ, 2008.

Слободчиков В.И., Исаев Г.И. Психология человека. М. 1995.

Соловейчик С.Л. Педагогика для всех.  — 2Aе изд.  — М.: Первое сентября. 2000. 496.

Титков Е.П. Обьразовательная политика Екатерины Великой. Монография. М.: Изд-во МПГУ.  1999. 481 с.

Холмогорова А.Б. Отечественная психология мышления и когнитивная психотеA рапия // Московский психотерапевтический журнал. Специальный выпуск по когнитивной психотерапии. 2001. № 4. С. 165—181.

Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культурноAисторическая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психотераA певты// КультурноAисторическая психология. 2011. № 1. С. 108—118.

Цукерман Г.А., Венгер А.Л. Развитие учебной самостоятельности. — М., ОИРО, 2010. — 432 c.

Чаадаев П.Я. Сочинения.—М.: Издательство «Правда». 1989. 656 с.

Чтения памяти Г.П. Щедровицкого 2004—2005 гг. / Сост. В.В. Никитаев. — М.:

Фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого». 2006. 368 с.

Школа сотрудничества: манифесты. — М.: Первое сентября, 2001.

Юдин Э.Г. Методология науки.  Системность. Деятельность.  М.,  Эдиториал УРС, 1997. 442 с.

Bandura A.A. SelfAefficacy:  Toward a  unifying  theory of  behavior change // Psychological Review. — 1977. — Vol. 84. — P. 191—215.

Caspar F. Modeling  the Therapeutic Relationship and Resource Orientation: Introduction. Abstract. FMPP Annual Congress of Psychiatry and Psychotherapy.

20th IFP World Congress of Psychotherapy. June 16th —19th 2010, KKl,  Luzerne, Switzerland, P. 47.

Fonagy P., Steele H., Moran, G., Steele M., Higgitt A. The capacity for understanding mental states: The reflective self in parent and child and its significance for securiA ty of attachment // Infant Mental Health Journal. 1991. Vol. 13. P. 200—217.

Grawe K. Agents of Change in  the Processes  of Psychotherapy,  Part I.  In:  IFP Newsletter, Zurich, June 2006, p. 7—17.

Seligman M.E.P. Power and powerlessness: Comments on «cognates of personal control». Applied and Preventive Psychology, 1992, 1, p. 119—120.

Информация об авторах

Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8831-6127, e-mail: zaretskiyvk@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 6903
В прошлом месяце: 29
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 4157
В прошлом месяце: 28
В текущем месяце: 17