Развивающее консультирование: анализ случая

1882

Аннотация

Что может дать отечественная психологическая наука такой области практики как психологическое консультирование, и можно ли оказывать помощь (обучать) так, чтобы в дальнейшем клиент смог справляться с трудностями самостоятельно? Мы рассмотрим, как пересечение двух отечественных традиций: исследование творческого мышления и представление о зоне ближайшего развития (давшее начало практике развивающего обучение), — может стать теоретической основой, объясняющей гипотетический механизм развития субъекта проблемной ситуации в условиях получения консультативной психологической помощи средствами рефлексивноAдеятельностного подхода. Опишем процедуру проведения психотехнического эксперимента на материале решения творческих задач и приведем пример работы, иллюстрирующий процесс и итог развивающего консультирования.

Общая информация

Ключевые слова: творческая задача, зона ближайшего развития, рефлексивно-деятельностный подход, структурно-динамическая схема организации мышления

Рубрика издания: Анализ случая

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Ассман Е.В. Развивающее консультирование: анализ случая // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 2. С. 88–109.

Фрагмент статьи

Многочисленные исследования  психологов в области творческого мышления (К. Дункер, С.Я. Рубинштейн, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьев, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Д.Б. Богоявленская и др.) способствовали формированию представления о мышлении как о сложно организованной системе. В русле этой тенденции была разработана концептуальная схема уровневой организации мышления Н.Г. Алексеевым, И.Н.  Семеновым, В.К. Зарецким [Алексеев, Семенов, 1979, Зарецкий, Семенов, 1979].

Мышление стало рассматриваться как функциональная взаимосвязь четырех иерархически соподчиненных уровней — личностного, рефлексивного, предметного и операционального [Семенов, 1980]. Данные уровни образуют две сферы мышления:  содержательную (предметный и операциональный уровни) и смысловую (рефлексивный и личностный уровни). При  этом смысловая сфера  регулирует процессы, происходящие в содержательной сфере.

Функции операционального уровня — выработка схем действия и выполнение реализующих их операций по получению решения. На предметном уровне складываются целостные предметные основания для получения  ответа на основе понимания общего смысла и цели задачи. Рефлексивный уровень обеспечивает осознание поискового движения в целом (контроль процесса решения, осознание связей между различными предметными основаниями, средствами и результатами поиска). В личностный уровень включается мотивация решения, прошлый опыт, отношение человека к задаче, экспериментальной ситуации в целом, к себе самому и к своей деятельности в ней.

Литература

Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления // Дисс.: доктора психол. наук в форме доклада. М., 2002.

Алексеев Н.Г., Семенов И.Н. Уровни познавательной деятельности при решении творческих  задач // Новые исследования в психологии, 1979, № 2, с. 3—8.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. — М.: МГУ, 1984.

Выготский Л.С. Динамика и структура личности подростка. — Собр. соч., т. 4.— М: педагогика, 1984. — с. 220—242.

Гальперин П.Я., Данилова В.Л. Воспитание систематического мышления в проA цессе решения малых творческих задач // Вопросы психологии, 1980, № 1, с. 37—38.

Дункер К. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления.  — М.: Прогресс, 1965. — с. 86—234.

Зарецкий В.К., Семенов И.Н. ЛогикоAпсихологический анализ продуктивного мышления при дискурсивном решении  задач // Новые исследования в психологии, 1979, № 1, с. 3—8

Зарецкий В.К., Семенов И.Н, Степанов С.Ю. РефлексивноAличностный аспект формирования решения творческих задач // Вопросы психологии, 1980, № 5, с.112—117.

Зарецкий В.К., Холмогорова А.Б. Смысловая регуляция решения творческих  заA дач // Исследования проблем психологии творчества. — М.: Наука, 1983, с. 62—101.

Зарецкий В.К. Динамика уровневой организации мышления при решении творческих задач // Дисс.: канд. психол. наук. — М., 1984.

Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой. — М.: Ахилл, 1991.

Зарецкий В.К. О чем не успел написать Выготский // Культурно-историческая психология, 2007, № 3, с. 96—104.

Зарецкий В.К. РефлексивноAдеятельностный подход в работе с детьми, имеющими трудности в обучении // Педагогическая психология: учебное пособие / под ред. И.Ю. Кулагиной. — М.: ТЦ Сфра, 2008.

Зарецкий В.К. Как учителю работать с неуспевающим учеником: теория и практика рефлексивноAдеятельностного  подхода. — М.: Чистые пруды, 2011. Зарецкий В.К. Думая о Петре Яковлевиче Гальперине // Культурно-историческая психология, 2012, № 4, с. 73—84.

Корепанова И.А. Зона ближайшего развития как проблема современной  психологии // Психологическая наука и образование, 2002, № 1, с. 42—50.

Семенов И.Н. Системное исследование мышления в решении творческих задач // Автореферат дисс. канд. психол. наук. — М.: 1980.

Холмогорова А.Б. Когнитивная психотерапия и отечественная психология мышA ления. Московский  психотерапевтический журнал. — 2001. — №  4. — С. 165—181.

Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия расстройств аффективного спектра. — М.: МедпрактикаAМ, 2011.

Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли культурноAисторическая концепция Л.С. Выготского помочь нам лучше понять, что мы делаем как психоA терапевты? // КультурноAисторическая психология. 2011. № 1. — C. 108—118.

Информация об авторах

Ассман Евгения Владимировна, преподаватель кафедры индивидуальной и групповой психотерапии МГППУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 3838
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 1882
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 1