Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования

2448

Аннотация

В статье рассматривается понятие «субъектная позиция», подходы к его пониманию, дается авторский взгляд на субъектную позицию ученика как активное осознанное отношение к учебной деятельности. Приводится описание случая оказания консультативной помощи средствами рефлексивно-деятельностного подхода ребенку с легкой степенью умственной отсталости — помощи, направленной на поддержку субъектной позиции ребенка. Фиксируются изменения в организации мышления, полученные методом «думания вслух», на материале решения творческих задач и в процессе наблюдения. Приводится опросник «Субъектная позиция» и данные обследования учащихся разных возрастов, позволяющие сделать выводы об особенностях позиции учащихся по отношению к учебной деятельности и ее возрастной динамике.

Общая информация

Ключевые слова: субъектная позиция, опросник субъектная позиция, отношение к учебной деятельности, развитие, летняя школа, рефлексивно-деятельностный подход, дети с легкой степенью умственной отсталости, консуальтативаная помощь, консультативная помощь, творческая задача, организация мышления

Рубрика издания: Апробация и валидизация методик

Тип материала: научная статья

Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ

Для цитаты: Зарецкий Ю.В. Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 2. С. 110–128.

Фрагмент статьи

Понятие субъектной позиции начало активно использоваться психологами относительно недавно, в конце 1990-ых — начале 2000Aых. При этом некоторые авторы рассматривают его как отношение одного человека к другому как к субъекту (Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя). Другие рассуждают о субъектной позиции как общей способности человека к творческому преобразованию и освоению окружающей среды и к самоA изменению (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов). Третьи понимают субъектную позицию более узко, рассматривая ее в конкретных условиях (субъектная позиция ученика, студента, преподавателя и т. д.) (Е.Д. Божович, А.С. Обухов, А.В. Леонтович, Г.И. Аксенова, А.М. Трещев). Тем не менее, представления о субъектной позиции разнятся и здесь. Например, Е.Д. Божович определяет субъектную позицию как «психологическую готовность к определенному поведению, деятельности, конкретным акA там, реакциям,  понимаемая через систему установок, смыслов, отношений,  направленности»  [Божович, 2008, стр. 52]. В позиции субъекта учения автор выделяет три компонента: когнитивный, регуляторный и личностно-смысловой. Интересно, что в когнитивный  компонент включаются предметные и «надпредметные» знания. К регуляторной относятся: рефлексия, самостоятельная диагностика причин ошибок и успехов,  а также самостоятельное изменение способов действия. Личностно-смысловой компонент  позиции  субъекта учения выражается через: образование как ценность, познавательную мотивацию, избирательное отношение к предметам, эмоциональное отношение к учению [Божович, 2000]. В тоже время А.В. Леонтович, А.С. Обухов, В.И. Слободчиков указывают на такие составляющие субъектной позиции как: осознанность; целенаправленность;  произвольность; самостоятельность (возможная независимость деятельности от ситуативности); проA дуктивность; культуросообразность; оспособленность; коммуникативность; отличение себя от себя как деятеля [Обухов, 2010].

Литература

Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. Автореф.  дисс. … докт. пед. наук. — Москва, 1998.

Ананьев Б.Г. Избр. психол. тр. М., 1980.

Бандура А. Теория социального научения. М.: Евразия, 2000.

Божович Е.Д. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под ред. Е. Д. Божович. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 400 с.

Божович Е.Д. ПсихологоAпедагогические проблемы развития школьника, как субъекта учения. 2000 г., (колл. мон.)

Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое)  исследование продуктивного мышления. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления.  — М.: Прогресс, 1965.

Зарецкий В.К. Об опыте рефлексивноAдеятельностного подхода на материале коррекционных занятий по русскому языку. — В кн.: Средства и методы  реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью.  — М.: ИПИ РАО. 1998. С. 86—89.

Зарецкий В.К. Что делает консультант по процессу решения проблем — В кн.: Летняя школа для детей с особенностями развития в Нытвенском районе: опыт работы с 1996 по 2001 гг. // РУО Нытвенского района, ИПИ  РАО,. Нытва, 2001.

Зарецкий В.К. РефлексивноAдеятельностный подход в работе с детьми, имеющими, трудности в обучении // Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю.Кулагиной. —М.: ТЦ Сфера. 2008. — 480 с.

Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008, № 6. С. 13—26.

Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой. — М.: Форум. 2011.

Зарецкий В.К., Семенов И.Н. ЛогикоAпсихологический анализ продуктивного мышления при дискурсивном решении  задач // Новые исследования в психологии. — № 1. — М., 1979.

Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К. // Субектная позиция ребенка в преодолении учебных трудностей // Консультативная психология и  психотерапия. —2012, № 2. С. 110—134.

Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: МПСИ, 2010. — 448 стр.

Кордемский Б.А. Математическая смекалка. — М.: Гос. Издательство технико-теоретической литературы, 1956.

Обухов А.С. Возрастной аспект развития исследовательской  деятельности: от спонтанного поведения к становлению субъектности // Исследовательская деятельность  учащихся: от детского сада до вуза: научноAметодический сборник в двух томах / Под общей редакцией к.психол.н. А.С. Обухова. — М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «ИсA следователь»; МПГУ, 2010. — С. 42—48.

Трещев А.М. Педагогические условия становления профессиональноAсубъектной позиции будущего учителя. Автореф. дис. … докт. пед. наук. — Калуга, 2001. — 541 с.

Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов;  Под ред. В.А. Сластенина. — М.:  Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.

Allport G.W. Attitudes // A Handbook of Social Psychology // Worchester, MA: Clark University Press, 1935.

Deci E.L. & Ryan R.M. // The «what» and «why» of goal pursuits: Human needs and the selfAdetermination of behavior // Psychological Inquiry, 2000, vol. 4, 227—268. Deci E.L. & Ryan R.M. Handbook of selfAdetermination  research. Rochester,  NY: University of Rochester Press, 2002.

Griffin Em. A First Look at Communication Theory. New York, New York: McGraw Hill, 2011, pp. 194A204

Hovland C., Sherif M. Social judgment (Reprint from 1961 ed.). Westport: Greenwood, 1980.

Krech D., Crutchfield R.S. Theory and Problems of Social Psychology. N.Y.: McGrawHill, 1948.

Информация об авторах

Зарецкий Юрий Викторович, кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), педагог-психолог, ГБОУ школа-интернат № 8, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8036-4431, e-mail: zaretskiyyuv@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 5756
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 24

Скачиваний

Всего: 2448
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7