Консультативная психология и психотерапия
2013. Том 21. № 2. С. 110–128
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: субъектная позиция, опросник субъектная позиция, отношение к учебной деятельности, развитие, летняя школа, рефлексивно-деятельностный подход, дети с легкой степенью умственной отсталости, консуальтативаная помощь, консультативная помощь, творческая задача, организация мышления
Рубрика издания: Апробация и валидизация методик
Тип материала: научная статья
Тематический сетевой сборник: 25 лет научных публикаций в журналах издательства МГППУ
Для цитаты: Зарецкий Ю.В. Субъектная позиция по отношению к учебной деятельности как ресурс развития и предмет исследования // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 2. С. 110–128.
Фрагмент статьи
Понятие субъектной позиции начало активно использоваться психологами относительно недавно, в конце 1990-ых — начале 2000Aых. При этом некоторые авторы рассматривают его как отношение одного человека к другому как к субъекту (Б.Г. Ананьев, И.А. Зимняя). Другие рассуждают о субъектной позиции как общей способности человека к творческому преобразованию и освоению окружающей среды и к самоA изменению (В.А. Сластенин, Е.Н. Шиянов). Третьи понимают субъектную позицию более узко, рассматривая ее в конкретных условиях (субъектная позиция ученика, студента, преподавателя и т. д.) (Е.Д. Божович, А.С. Обухов, А.В. Леонтович, Г.И. Аксенова, А.М. Трещев). Тем не менее, представления о субъектной позиции разнятся и здесь. Например, Е.Д. Божович определяет субъектную позицию как «психологическую готовность к определенному поведению, деятельности, конкретным акA там, реакциям, понимаемая через систему установок, смыслов, отношений, направленности» [Божович, 2008, стр. 52]. В позиции субъекта учения автор выделяет три компонента: когнитивный, регуляторный и личностно-смысловой. Интересно, что в когнитивный компонент включаются предметные и «надпредметные» знания. К регуляторной относятся: рефлексия, самостоятельная диагностика причин ошибок и успехов, а также самостоятельное изменение способов действия. Личностно-смысловой компонент позиции субъекта учения выражается через: образование как ценность, познавательную мотивацию, избирательное отношение к предметам, эмоциональное отношение к учению [Божович, 2000]. В тоже время А.В. Леонтович, А.С. Обухов, В.И. Слободчиков указывают на такие составляющие субъектной позиции как: осознанность; целенаправленность; произвольность; самостоятельность (возможная независимость деятельности от ситуативности); проA дуктивность; культуросообразность; оспособленность; коммуникативность; отличение себя от себя как деятеля [Обухов, 2010].
Литература
Аксенова Г.И. Формирование субъектной позиции учителя в процессе профессиональной подготовки. Автореф. дисс. … докт. пед. наук. — Москва, 1998.
Ананьев Б.Г. Избр. психол. тр. М., 1980.
Бандура А. Теория социального научения. М.: Евразия, 2000.
Божович Е.Д. Развитие субъекта образования: проблемы, подходы, методы исследования / Под ред. Е. Д. Божович. — М.: ПЕР СЭ, 2005. — 400 с.
Божович Е.Д. ПсихологоAпедагогические проблемы развития школьника, как субъекта учения. 2000 г., (колл. мон.)
Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления. Психология продуктивного (творческого) мышления // Психология мышления. — М.: Прогресс, 1965.
Зарецкий В.К. Об опыте рефлексивноAдеятельностного подхода на материале коррекционных занятий по русскому языку. — В кн.: Средства и методы реабилитации детей с особенностями развития и инвалидностью. — М.: ИПИ РАО. 1998. С. 86—89.
Зарецкий В.К. Что делает консультант по процессу решения проблем — В кн.: Летняя школа для детей с особенностями развития в Нытвенском районе: опыт работы с 1996 по 2001 гг. // РУО Нытвенского района, ИПИ РАО,. Нытва, 2001.
Зарецкий В.К. РефлексивноAдеятельностный подход в работе с детьми, имеющими, трудности в обучении // Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю.Кулагиной. —М.: ТЦ Сфера. 2008. — 480 с.
Зарецкий В.К. Эвристический потенциал понятия «зона ближайшего развития» // Вопросы психологии. 2008, № 6. С. 13—26.
Зарецкий В.К. Если ситуация кажется неразрешимой. — М.: Форум. 2011.
Зарецкий В.К., Семенов И.Н. ЛогикоAпсихологический анализ продуктивного мышления при дискурсивном решении задач // Новые исследования в психологии. — № 1. — М., 1979.
Зарецкий Ю.В., Зарецкий В.К. // Субектная позиция ребенка в преодолении учебных трудностей // Консультативная психология и психотерапия. —2012, № 2. С. 110—134.
Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М.: МПСИ, 2010. — 448 стр.
Кордемский Б.А. Математическая смекалка. — М.: Гос. Издательство технико-теоретической литературы, 1956.
Обухов А.С. Возрастной аспект развития исследовательской деятельности: от спонтанного поведения к становлению субъектности // Исследовательская деятельность учащихся: от детского сада до вуза: научноAметодический сборник в двух томах / Под общей редакцией к.психол.н. А.С. Обухова. — М.: Общероссийское общественное Движение творческих педагогов «ИсA следователь»; МПГУ, 2010. — С. 42—48.
Трещев А.М. Педагогические условия становления профессиональноAсубъектной позиции будущего учителя. Автореф. дис. … докт. пед. наук. — Калуга, 2001. — 541 с.
Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 576 с.
Allport G.W. Attitudes // A Handbook of Social Psychology // Worchester, MA: Clark University Press, 1935.
Deci E.L. & Ryan R.M. // The «what» and «why» of goal pursuits: Human needs and the selfAdetermination of behavior // Psychological Inquiry, 2000, vol. 4, 227—268. Deci E.L. & Ryan R.M. Handbook of selfAdetermination research. Rochester, NY: University of Rochester Press, 2002.
Griffin Em. A First Look at Communication Theory. New York, New York: McGraw Hill, 2011, pp. 194A204
Hovland C., Sherif M. Social judgment (Reprint from 1961 ed.). Westport: Greenwood, 1980.
Krech D., Crutchfield R.S. Theory and Problems of Social Psychology. N.Y.: McGrawHill, 1948.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5756
В прошлом месяце: 32
В текущем месяце: 24
Скачиваний
Всего: 2448
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 7