Проективная методика исследования стратегий утешения

2441

Аннотация

В статье рассматривается «утешение» как понятие, описывающее интерпсихологическую форму переживания. Делается вывод о том, что психологу необходимо опираться в своей работе на те стратегии утешения, которые сложились у клиента в процессе его становления как личности. Представлены новая проективная методика исследования стратегий утешения, анализ результатов пилотажного исследования.

Общая информация

Ключевые слова: утешение, эмпатия, совладание, переживание, сопереживание

Рубрика издания: Апробация и валидизация методик

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Шерягина Е.В. Проективная методика исследования стратегий утешения // Консультативная психология и психотерапия. 2013. Том 21. № 2. С. 212–224.

Фрагмент статьи

Описание методики

Идея создания методики принадлежит Ф.Е. Василюку, а описанная ниже методика была разработана нами совместно. Первоначально проводилась в форме интервью и состояла из двух этапов — констатирующего и формирующего. Констатирующий этап был направлен на диагностику способности к утешению по отношению к ребенку и взрослому; формирующий  — на развитие этой способности.

На первом, констатирующем  этапе, предъявлялись 19 реплик ребенка, описывающих разные неурядицы и затруднения из его жизни. Испытуемому предлагалось придумать реплику с позиции взрослого, уместную в этой ситуации. Например, дать ответ взрослого на следующую реплику  ребенка:

«Я подрался с Андреем и теперь мы с ним враги. Я потерял своего лучшего друга». Затем предлагается еще одна серия из 19 реплик, на этот раз взрослого человека, попавшего в сложную ситуацию, с просьбой придумать уместный ответ из позиции взрослого человека. Например, дать ответ взрослого на реплику  другого взрослого: «Я разругалась с лучшей подругой. Теперь я жалею, что так получилось, но поздно: ведь это навсегда». Таким образом, предъявлялось 19 типов трудных ситуаций в двух вариантах для разных типов коммуникации (взрослыйAребенок и взрослый-взрослый).

На констатирующем этапе давалась следующая инструкция.

«Мы изучаем стрессы у детей и у взрослых и помощь, которую им оказывает другой человек. Сейчас я прочту реплики разных детей, которые оказались в трудной ситуации и обращаются  за помощью к взрослому. Дайте Ваш вариант ответа. Долго не размышляйте, не старайтесь искать правильный  ответ». После того как испытуемый ответил на реплики в ситуациях, когда в помощи нуждается ребенок, ему предъявляются ситуации (реплики), когда в помощи нуждается взрослый. Инструкция менялась соответствующим  образом. Все ответы испытуемого записываются в протокол исследования.

Литература

Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: «Филинъ», 1996.

Борисенко С.Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Л.: ЛГУ, 1988.

Будаговская Н.А., Дубровская С.В., Карягина Т.Д. Адаптация многофакторного опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психотерапия. 2013. № 1.

Василюк Ф.Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций — М.: ИздAво Моск. унAта, 1984. 191 с.

Василюк Ф.Е. Семиотика и техника эмпатии // Вопросы психологии. 2007. № 1.

Василюк Ф.Е. Переживание и молитва: опыт общепсихологического исследования. М.: Смысл, 2005. 191 с.

Грановская  Р.М.,  Никольская И.М.  Психологическая защита у детей. СПб.: «Речь». 2010. 352 с.

Демидова Л.Ю. Понимание эмоциональных состояний лицами, совершившими сексуальные действия в отношении несовершеннолетних // Тезисы всеросA сийской научноAпрактической конференции «Психическое  здоровье насеA ления как основа национальной безопасности России» // Под ред. Н.Г. НеA знанова, К.К. Яхина). СПб., 2012.

Демидова Л.Ю., Шерягина Е.В. Возможности и перспективы изучения эмпатии у лиц с аномалиями сексуального влечения // Психология и право. 2013. № 3. Донец В.В., Федунина Н.Ю., Шерягина Е.В. Мотив утешения у передвижников // Консультативная психология и психотерапия. 2007. № 3.

Иванова А.В. Структура и развитие эмпатических способностей в ходе обучения психологическому консультированию. Дипломная работа. М.: МГППУ, 2013.

Карягина Т.Д. Философские и научные контексты проблемы эмпатии // Московский психотерапевтический  журнал. 2009. № 4. С. 50—74.

Квасова И.И. Проблема развития эмпатии в процессе подготовки консультантов и психотерапевтов. Дипломная работа. М.: МГППУ, 2007.

Нартова4Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности //Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 5. С. 20—30.

Немец Н.Г. Утешение как механизм изменения структуры самосознания личности: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. Ярославль, 2007.

Огнянникова Е.Н. Культурные формы сопереживания. Дипломная работа, М.: МГППУ, 2009. 95 с.

Сопиков А.П. Экспериментальная методика для исследования эмпатии к ощуA щениям партнера по общению // Вопросы психологии познания людьми друг друга и общения. Краснодар, 1978. С. 52—63.

Стручкова А.А. Психологический анализ стратегий утешения (на материале русских и английских пословиц). Дипломная работа. М.: МГППУ, 2011.

Федунина Н.Ю. Тема утешения в русском классицизме XVIII века // Консультативная психология и психотерапия. 2008. № 2. С. 183—186.

Федунина Н.Ю. «Горе» и «утешение» в русской языковой картине мира // Консультативная психология и психотерапия. 2008. № 4. с. 124—137.

Федунина Н.Ю. Речевые формулы утешения // Консультативная психология и психотерапия. 2009. № 4. С. 98—123.

Фрейд А. Психология «Я» и защитные механизмы / Пер. Р. Гинзбурга. М.: «Педагогика»,  1993. 144 с.

Ханский А.О. Коммуникативные стратегии вербального утешения: Дисс. … канд. филол. наук. Тверь, 2002. 126 с.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г., Петрова Г.А. Социальная поддержка как предмет научного изучения и ее нарушения у больных с расстройствами аффективного спектра // Социальная и клиническая психиатрия. 2003. № 2. С. 15—23.

Холмогорова А.Б., Петрова Г.А. Методы диагностики социальной поддержки при  расстройствах аффективного спектра // Медицинская  технология. МНИИ психиатрии Росздрава. М., 2007. 24 с.

Шерягина Е.В. Переживание и утешение в психологической практике // Молодые ученые — московскому образованию. Материалы V городской научно-практической конференции молодых учёных и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. — М.: МГППУ, 2006. С. 289—290.

Юсупов И.М. Психология эмпатии // Дисс…  дAра психол. наук. СПб., 1997.

Brant R. Burleson, Meina Liu, Yan Liu, Steven T. Mortenson Chinese evaluations of emotional support skills, goals, and behaviors // Communication  Research. Vol. 33. № 1. February 2006.

Brant R. Burleson Explaining Recipient Responses to supportive messages: development and tests of a Dual-Process theory // New directions in Interpersonal Communication Research, 2009.

Carkhuff R.R. Helping and human relations, Vol. II.: Practice and research. N.Y., 1969.

Gordon T. Parent effectiveness training. Penguin books Canada Limited, Markham, Ontario, 1970.

Lazarus R.S. Coping theory and research: past, present and future // Psychosomatic Medicine, 1993. N 55. P. 237–247.

Susanne M.Jones Attachment style Differences and similarities in evaluations of affective communication skills and person-centered comforting messages // Western Journal of Communication. Vol.69, No. 3, July 2005, pp. 233-249.

Truax C.B., Carkhuff R.R. Toward effective counseling and psychotherapy: training and practice. Chicago: Aldine, 1967.

Freud Anna Das Ich und die Abwehrmechanismen, 1936.

Информация об авторах

Шерягина Елена Владимировна, доцент кафедры индивидуальной и групповой психотерапии факультета «Консультативная и клиническая психология», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4840-8297, e-mail: sheryagina@gmail.com

Метрики

Просмотров

Всего: 4583
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 7

Скачиваний

Всего: 2441
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 8