Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7040Ключевые слова 16987 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Нарушения социального познания при депрессии: теоретические подходы, методы изучения и выделенные дефициты * 1470

Пуговкина О.Д., кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории клинической психологии и психотерапии ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, Москва, Россия, olgapugovkina@yandex.ru

Аннотация

Важность нарушений в интерперсональной сфере и, в частности, в сфере социального познания при депрессии особо подчеркиваются разными специалистами: психиатрами, клиническими психологами, психотерапевтами. В данной статье рассматриваются как подходы, прямо связанные с социальным познанием, так и ряд неспецифических когнитивных факторов, затрудняющих процессы переработки социальной информации при депрессии. Описываются методические приемы изучения социального познания в рамках подходов, основанных на различных теоретических конструктах (ментализация, «теория психического» (Theory of Mind – ТоМ), социальный интеллект, социальные навыки, эмоциональный интеллект, эгоцентризм и др.), а также результаты эмпирических исследований нарушений социального познания при депрессии. Делается ряд выводов, намечающих перспективы дальнейших исследований. В частности, фиксируется, что когнитивные аспекты нарушений социального познания изучаются в некотором разрыве с данными феноменологических наблюдений и эмпирических исследований нарушений мотивации общения, саморегуляции и направленности мышления на другого человека (интенциональности).

Ключевые слова: депрессия, социальное познание, теория психического, ментализация, социальный интеллект, социальные навыки, социальная ангедония

Рубрика: Нарушения социального познания: теоретические модели и эмпирические исследования

Тип: научная статья

* Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского Научного Фонда (грант № 14-18-03461)

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Введение

Сфера социального познания у больных депрессиями является объектом интенсивного изучения в последнее время. В рамках различных  подходов, основанных на целом ряде теоретических конструктов  (эмоциональный интеллект [Hansen, 2007], ментализация [Alsarraf, Nilsson, 2009], «теория психического» (ToM) [Zobel  et al., 2010], социальные навыки [Segrin, 2000], социальный интеллект [Пуговкина, Паламарчук, 2013] и др.) изучаются способности человека к построению, осмыслению, исправлению внутренних репрезентаций психических состояний как своих, так и другого человека [Холмогорова, Зарецкий, 2010]. Показано, что дефицит перечисленных способностей играет существенную роль в возникновении симптомов эмоциональной дезадаптации и депрессии. Проблема нарушений социального познания обсуждается также в связи с проблемой высокой частоты хронификации депрессии. Наблюдения психотерапевтов [Мак-Каллоу, 2003;  Weissman, Markowitz, Klerman, 2007] свидетельствуют о существенной роли дефицита в сфере социального познания и несформированности социальных навыков в формировании затяжного типа течения депрессии.

Ряд упомянутых выше  подходов изначально был предметом изучения психологических факторов других видов психической патологии. Например, концепция ТоМ подробно разрабатывалась в исследованиях аутизма и шизофрении, концепция ментализации – в исследованиях личностной патологии. Концепции социального и эмоционального интеллекта, эмпатии пришли в поле исследования депрессии из общей и социальной психологии. Существует также несколько концепций, описывающих относительно более специфические для депрессии механизмы нарушения социального познания: Interpersonal Stress Model of Depression – модель, связывающая возникновение депрессии с особенностями переработки стресса в межличностных отношениях [Rudolf , et al., 2000; Gunthert, Kohen, Butler, Beck, 2007]; КБАСП – когнитивно-бихевиоральная аналитическая модель хронической депрессии [Мак-Каллоу, 2003]; интерперсональная модель психотерапии депрессии Дж. Клерман и М. Вейсманн [Weissman, Markowitz, Klerman, 2007].

Помимо непосредственно нарушений социального познания, в литературе подробно описан также ряд неспецифических когнитивных факторов, или общих особенностей мышления больных депрессиями, которые способствуют хронификации заболевания (например, снижение гибкости мышления, когнитивная ригидность [Teasdale, Segal,  Williams, 1956, 2000], руминации [Nolen-Hoeksema, 1991], снижение осознанности своих внутренних психических процессов и опыта [Пуговкина, 2014], глобализация и сверхобобщение текущей оценки событий и автобиографической памяти [Kuyke, Brewin, 1995; Raesa, Hermansa, Mark,  et al., 2006], невнимание к логической аргументации, эгоцентричность в видении себя и других, отсутствие привычки выдвигать гипотезы [Мак-Каллоу, 2003] и др. С точки зрения Дж. Мак-Каллоу [2003], описанные особенности мышления наиболее существенно затрудняют именно процессы социального познания, в то время как в отношении других явлений больные способны рассуждать более динамично и продуктивно.

 

  Отдельного упоминания заслуживают исследования мотивации общения при депрессии и эмоциональной дезадаптации. Эти исследования не содержат комплексной концептуализации нарушений социального познания, однако, предположительно, составляют некий ядерный дефицит, или нарушение, лежащее в основе других когнитивных и поведенческих интерперсональных нарушений.

Существует и еще одна достаточно разнородная область исследований поведенческого аспекта социального познания – исследования социальных навыков (ассертивных, навыков разрешения конфликтов, распознавания и конструктивного выражения  негативных чувств, копинг-стратегии), характеристик социальных сетей и социальной поддержки, – в рамках которой накоплено значительное количество данных о различных дисфункциях интерперсональной сферы у больных депрессиями.

Литература

Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств. Автореф. дисс. ... докт. психол. наук. М.: МГУ, 2010. 42 c.

Гаранян Н.Г., Васильева М.Н. Личностные характеристики больных рекуррентной депрессией, резистентных к медикаментозному лечению // Сибирский психологический журнал. 2009. № 31.  С. 27–33.

Грибкова Ю.М., Пуговкина О.Д. Исследование ментализации у больных депрессией // Материалы Всероссийской конференции «Повышение эффективности лечебно-реабилитационной помощи психически больным» / Москва, 12–14 декабря 2011г. С. 305.

Зейгарник Б. В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция в норме и патологии // Психол. журнал. 1989. № 2. С. 34–38.

Мак-Каллоу Дж. Лечение хронической депрессии /М., 2003. 368 c.

Михайлова Е.С. Методика исследования социального интеллекта (Адаптация теста Дж. Гилфорда и М. Салливена) / Руководство по использованию. СПб.,1996. 50 c.

Плужников И.В. Нарушения эмоционального интеллекта при расстройствах аффективного спектра и шизофрении // Психология и педагогика.  2009.  № 3. С. 211–213.

Пуговкина О.Д. Mindfulness-based cognitive therapy: когнитивная психотерапия, основанная на осознанности в лечении хронической депрессии // Современная терапия психических расстройств. 2014. № 2. С. 26–32.

Пуговкина О.Д., Паламарчук Л.С. Социальный интеллект и хронификация депрессии // Консультативная психология и психотерапия. 2013.  № 1. С. 114–125.

Пуговкина О.Д., Холмогорова А.Б. Влияние мотивационно-личностных характеристик на когнитивное функционирование у больных терапевтически резистентными депрессиями (тезисы) // Материалы российской конференции «Реализация подпрограммы «Психические расстройства» Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007–2011гг.)» / М., 2008. С. 473.

Пуговкина О.Д., Холмогорова А.Б. Терапевтический альянс в психотерапии // Современная терапия психических расстройств. 2011. № 3. С. 14–21.

Пуговкина О.Д., Холмогорова А.Б. Нарушения социального познания при депрессиях // Ж-л неврологии и психиатрии им. С.С.Корсакова. 2015. № 1. (в печати).

Рычкова О.В., Холмогорова А.Б. «Социальный интеллект» в патопсихологической диагностике // Экспериментальные методики патопсихологии / Под ред. Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной. М., 2011. С. 130–134.

Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11– 28.

Холмогорова А.Б. Нарушения рефлексивной регуляции познавательной деятельности при шизофрении: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1983. 17 c.

Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Пуговкина О.Д. Социальное познание и его нарушения в процессе онтогенеза: история и современное состояние проблемы,  модели и методы исследования // Вопросы психологии. 2015 (в печати).

Холмогорова А.Б., Зарецкий В.К. Может ли быть полезна российская психология в решении проблем современной психотерапии: размышления после ХХ конгресса интернациональной федерации психотерапии (IFP). [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. 2010. N 4. URL: www.medpsy.ru/mprj/archiv_global/2010_4_5/nomer/nomer09.php (дата обращения: 06.11.2014).

Alsarraf J.J., Nilsson Y. Reflecting around the functions behind depression – A correlational study of depression, mentalization and attachment // Linkoping University,  Department of Behavioural Sciences and Learning. 2009. 29 p.

Baron-Cohen S., Jolliffe T., Mortimore C., Robertson M. Another advanced test of theory of mind: evidence from very high functioning adults with autism or Asperger Syndrome // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 1997. V. 38. Pp. 813–822.

Fischer-Kern M., Fonagy P., Kapusta N., et al. Mentalizing in Female Inpatients With Major Depressive Disorder // Journal of Nervous and Mental Disease. 2013. V. 201. №. 3. Pp. 202–207.

Frith U., Happe F., Siddons  F. Autism and theory of mind in everyday life // Social Development. 1994. V. 3. Pp. 108–124.

Gunthert K.C., Cohen L.C., Butler A.C., Beck J.S. Depression and Next-day Spillover of Negative Mood and depressive cognitions following interpersonal stress // Cogn. Ther. Res. 2007. V. 31. Pp. 521–532.

Hansenne М. Emotional intelligence and personality in major depression: Trait versus state effects  // Psychiatry Research.  2007.  №  1.  Рp. 63–68

Hausberg M.C., Schulz H., Piegler T., et al. Is a self-rated instrument appropriate to assess mentalization in patients with mental disorders?  Development and first validation of the Mentalization Questionnaire (MZQ) // Psychotherapy Research. 2012. V. 22. Pp. 699–709.

Kanba S. Deficit in theory of mind is a risk factor for relapse of major depression // European Psychiatry. 2009. V. 24. Р. 294.

Karlsson R., Kermott A. Reflective-functionning during the process in brief psychotherapies // Psychotherapy: Theory, Research, Practice, Training,  2006. V. 43. N. 1. Рp. 65–84.

Kuhnen T. et al. Chronic depression: development and evaluaton of the luebeck questionnaire for therecording preoperarional thinking (LQPT) // BMC Psychiatry. 2011. V. 11. P. 199.

Kuyken W., Byford S., Taylor R.S., Watkins E. et al. Mindfulness-based cognitive therapy to prevent relapse in recurrent depression // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2008. Vol. 76. Pp. 966–978.

Kuyken W., Brewin C.R. Autobiographical memory functioning in depression and reports of early abuse // Journal of Abnormal Psychology. 1995. Vol. 104. Pp. 585–591.

Landa J. Predictive validity of Perceived Emotional Intelligence on nursing students’ self-concept // Nurse Education Today. 2009.  № 7. Рp. 801–808.

Nolen-Hoeksema S. Responses to depression and their effects on the duration of depressive episodes // Journal of Abnormal Psychology. 1991. Vol. 100. Pp. 569–582.

Nolen-Hoeksema S. The role of rumination in depressive disorders and mixed anxiety/depressive symptoms // Journal of Abnormal Psychology. 2000. Vol. 109. Pp. 504–511.

Raesa F., Hermansa D., Mark J., Williamsb G., Demyttenaere K., et al. Is overgeneral autobiographical memory an isolated memory phenomenon in major depression? // Memory. 2006. Vol. 14. Pp. 584-594.

Rudolf K.D.  et al. Toward an interpersonal life-stress model of depression: The developmental context of stress generation // Developmental and Psychopathology. 2000. V. 12. Pp. 215–234.

Segrin C. Social skills deficits associated with depression // Clinical Psychology Review. 2000. № 3. Рp. 379–403.

Staun L., Kessler H., Buchheim A., Kächele H., Taubner S. Mentalisierung und chronische Depression // Psychotherapeut. 2010. V. 55. Pp. 299–305.

Taubner S. Working with Unconscious and Explicit Memories in Psychodynamic Psychotherapy in Patients with Chronic Depression // Hurting Memories and Beneficial Forgetting. 2013. Pp. 153–163.

Taubner S., Kessler H., Buchheim A., et al. The Role of Mentalization in the Psychoanalytic Treatment of Chronic Depression // Psychiatry – Interpersonal and Biological Processes. 2011. V. 74. Pp. 49–57.

Teasdale J.D., Segal Z., Williams J. How does cognitive therapy prevent depressive relapse and why should attentional control (mindfulness) training help // Behaviour Research and Therapy. 1995. V. 33. Pp. 25–39.

 Teasdale J.D, Segal Z.V., Williams J,. et al. Prevention of relapse/recurrence in major depression by mindfulness-based cognitive therapy // Journal of Consulting and Clinical Psychology. 2000. V. 68. Pp. 615–623.

Wang Y.  et al. Theory of mind disability in major depression with or without psychotic symptoms: A componential view // Psychiatry Research. 2008. V. 161. Pp. 153–161.

Weissman M., Markowitz J., Klerman G. Clinician’s Guide to Interpersonal Psychotherapy / Oxford UP, 2007. 183 p.

Zobel I., Werden D., Linster H., Dykierek P., Drieling T., Berger M., Schramm E. Theory of mind deficits in chronically depressed patients // Depression and Anxiety. 2010. № 27. Рp. 821–828.

Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика