Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7040Ключевые слова 16987 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Роль модных кукол в усвоении нереалистичных социальных стандартов телесной привлекательности у девочек-дошкольниц 1391

Холмогорова А.Б., доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией клинической психологии и психотерапии ФГБУ «ФМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, декан факультета консультативной и клинической психологии ГБОУ ВПО МГППУ, Москва, Россия, kholmogorova@yandex.ru
Шалыгина О.В., педагог дополнительного образования детского государственного бюджетного образовательного учреждения детский сад № 1003, Москва, Россия, gosteva-shalygina@yandex.ru

Аннотация

Усвоение социальных стандартов и ценностей является одним из важнейших аспектов процесса социального познания, который происходит с ранних лет и касается разных сфер жизни, включая представления о физической привлекательности. В статье описываются результаты исследования факторов формирования представлений о внешней привлекательности у девочек дошкольного и младшего школьного возраста. Показано, что пропагандируемые в современном обществе ценности худобы и стройности усваиваются детьми очень рано, и уже 5–6-летние девочки отдают предпочтение ультратонким телесным стандартам, воплощенным в образах современных модных кукол (таких как Барби, Братц, Монстер Хай, Винкс и др.) по сравнению с более реалистичным телесным образом, отраженным в кукле-девочке с обычными пропорциями. По результатам экспериментального исследования на основе авторской методики «Выбор куклы» наименьший рейтинг по количеству выборов с большим негативным отрывом от четырех модных кукол получила именно эта кукла. Обоснованием отвержения чаще всего служили указания на ее полноту и недостаточную длину и худобу ног, а также чрезмерную величину рук. Делается вывод, что воплощенные в образах популярных модных кукол нереалистичные телесные стандарты худобы и стройности могут восприниматься девочками как телесная норма, в то время как реалистичные объемы воспринимаются как чрезмерные и трактуются ими как «толстые», «большие» и «некрасивые». Анализ речевой продукции девочек показывает, что образ модной куклы соотносится у них не только с телесными стандартами, но и с определенным образом жизни, связанным с развлечениями, праздностью и социальной успешностью.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В настоящее время в отечественной психологической науке практически отсутствуют исследования механизмов формирования представлений о телесной привлекательности у девочек  дошкольного возраста. Проведенные недавно популяционные исследования молодежных выборок указывают на широкую распространенность феномена недовольства своим телом среди молодежи и тесную связь этого феномена с симптомами депрессии и тревоги [Тарханова, 2011; Тарханова, 2014; Холмогорова, Тарханова, 2014]. Закономерно возникает вопрос, в каком возрасте закладываются столь нереалистичные стандарты телесной привлекательности,  которые впоследствии приводят к эмоциональной дезадаптации современной молодежи. Между тем, данные немногочисленных зарубежных исследований свидетельствуют о том, что недовольство собственной внешностью у девочек может появляться  очень рано [Dittmar, Halliwell, Ive, 2006]. Так,  L. Smolak (2004) считает, что понимание телесных стандартов появляется уже к 3 годам, S. Harter (1999) сообщает об установленной связи между общей самооценкой и восприятием физической внешности у детей в возрасте от 4 до 7 лет.  K.K. Davison и L.L. Birch (2002) подтверждают, что самооценка девочек 5–7-летнего возраста  страдает при избыточной массе тела и связывают это с социальным давлением: критикой взрослых и насмешками сверстников [Рамси, Харкорт, 2011]. Н. Рамси и Д. Харкорт  пишут, что культуральные предубеждения относительно людей с избыточным весом дети усваивают к 5 годам [там же, с. 89];  результаты исследования J. Lowes и M. Tiggemann (2003) показывают, что в среднем уже 5-летние девочки  хотели бы иметь более тонкую фигуру, чем есть на самом деле, а к 6–8 летнему возрасту  расхождение между реальным и идеальным телесным образом становится  значительно более выраженным [Lowes, Tiggemann, 2003].

         Некритично   усвоенные в раннем детстве  идеалы красоты и стройности, пропагандируемые в современной культуре, могут воздействовать на  формирование  у  девочек нереальных представлений о физической привлекательности и зарождать впоследствии  недовольство собственной внешностью, что, в свою очередь, является причиной рискованного поведения, наносящего прямой вред как физическому, так и психическому здоровью (чрезвычайно строгие диеты,  изнурительные тренировки, курение с целью контроля веса, использование различного рода энергетиков для заглушения чувства голода, бесконтрольный прием лекарственных препаратов для снижения веса,  необоснованное обращение  к пластической хирургии). Кроме того, недовольство собственной внешностью – фактор риска эмоциональной дезадаптации и психической патологии.  Результаты исследований показывают,  что  существует  высокая положительная корреляция между удовлетворенностью телом и общей удовлетворенностью собой, а также  высокая зависимость между выраженным уровнем симптомов депрессии и степенью неудовлетворенности телом [Холмогорова, Гаранян, 1999; Тарханова, Холмогорова, 2011; Тарханова, 2014; Холмогорова, Тарханова, 2014].   

         Беспокойство по поводу внешности   может   быть причиной  тревоги[1] и ухудшения социального функционирования [Рамси, Харкорт, 2011].  Чрезмерная озабоченность внешним видом, фигурой и весом, а также усилия по ограничениям в питании типичны для таких клинических расстройств как  расстройства пищевого поведения, прежде всего нервной булимии и нервной анорексии[2] [Перре,  Бауманн, 2002; Карсон, Минека, Батчер, 2004; Комер, 2007; Скугаревский, 2007].  Плата за стремление соответствовать модному телесному стандарту  оказывается очень высокой и зачастую оборачивается потерей здоровья, а иногда и жизни[3].

         Н. Рамси и Д. Харкорт указывают на очевидность того, что усвоение социальных стандартов, касающихся внешности, начинается в раннем детстве и отмечают крайнюю недостаточность исследований, посвященных данной теме. «Это методологический вызов, – пишут они, – выяснить, на каком точно этапе  детства неудовлетворенность телом становится проблемой» [Рамси, Харкорт, 2011, с. 88].

          Целью настоящего исследования стало прояснение представлений о внешней привлекательности  у девочек дошкольного и младшего школьного возраста.  В процессе работы предполагалось ответить на следующие вопросы: как современная культура  через повседневную обыденную жизнь может оказывать влияние на формирование  представлений о внешней привлекательности у девочек младшего возраста; на каком возрастном этапе стандарты внешности, пропагандируемые в  обществе, становятся личными стандартами; каким образом культуральные ценности, касающиеся стандарта телесной привлекательности,  транслируются детской популяции;  какова роль модных кукол в формировании представлений о телесной привлекательности у девочек дошкольного возраста.

           Методологической основой систематизации эмпирических и теоретических данных настоящего исследования послужила разработанная А.Б. Холмогоровой и Н.Г. Гаранян интегративная  многофакторная  психосоциальная модель расстройств аффективного спектра, которая включает макросоциальный, семейный, личностный и интерперсональный уровни [Холмогорова, Гаранян, 1998].

         Согласно этой модели культуральные факторы (макросоциальный уровень) в виде патогенных стандартов и ценностей транслируются ребенку через разные каналы коммуникации, в первую очередь семью (семейный уровень), и затем в форме различных дисфункциональных убеждений и представлений (личностный уровень) способствуют нарушениям в отношениях с другими людьми (интерперсональный уровень) и разным формам эмоциональной дезадаптации, включая депрессивные и тревожные состояния, а также расстройства пищевого поведения  у детей и взрослых.

         Были выдвинуты следующие гипотезы исследования, соответствующие макросоциальному (гипотеза № 1), личностному (гипотеза № 2) и интерперсональному (гипотеза № 3) уровням модели:

Гипотеза № 1. Современные модные куклы используются торговыми компаниями в качестве агентов патогенных ценностей и установок в виде  пропаганды нереалистичных стандартов идеального тела, фиксированности на внешнем облике и изощренных способов его оформления.

Гипотеза № 2. К старшему дошкольному возрасту у большинства девочек уже   интернализованы  современные стандарты женской внешности, в том числе сформирована ценность  худобы и стройности, пропагандируемые в современной культуре.

Гипотеза № 3. Оформление телесного образа на модели кукол может превращаться в специальную деятельность у девочек, вовлеченных в интернет-сообщества [4], когда детскую дружбу подменяет конкуренция за обладание наиболее красивой куклой и аксессуарами.

         Процедура исследования включала анализ теоретических исследований, эмпирического материала и эксперимент.



[1] Например, Д. Харрис и А. Карр (Harris and Carr, 2001), опираясь на результаты собственного исследования,  сообщают,  что 69 % респонденток в возрасте 18–30 лет  были подвержены высоким уровням тревоги по поводу своей внешности (прив. по Рамси, Харкорт, 2011).

[2] В последнее время в российских СМИ  увеличилось количество сообщений о смертельных исходах в результате стремлений  школьниц достичь физического совершенства (см., например: Вечерние новости на 1 канале от 25.10.2013. URL: http://www.1tv.ru/news/health/24479325; Трагедия в Ярославле – к чему может привести борьба за идеальную фигуру. Новости на 1 канале от 13.01.14.  URL: http://www.1tv.ru/news/health/250010

[3] В частности, G.S. Sullivan (1995) свидетельствует, что  из всех расстройств нервная анорексия наиболее часто приводит к летальному исходу и является основной причиной смерти среди женщин 15–24-летнего возраста (приводится по: Мэш, Вольф, 2007, с. 460).

[4] Результаты анализа детских журналов и интернет-ресурсов, выполненного в рамках данного исследования, авторы представят в отдельной статье. 

Литература

Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / М.: Культурная революция; Республика, 2006. 269 с.

Бруннер Дж. О действенном и наглядно-образном представлении мира ребенком // Общая психология. Тексты: В 3 т. Т.3: Субъект познания. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. М.: УМК «Психология»;  МПСИ, 2005. С. 117–126.

Золотоносов М. Телоцентризм // Вечерний Петербург, 29 марта 1996. с. 4.

Карсон Р., Минека С., Батчер Дж. Анормальная психология/ Науч. ред. пер. с англ. Б.В. Овчинников. 11-е изд. СПб.: Питер, 2004.  1168 с.

Клиническое руководство по психическим расстройствам / Под ред.    Д. Барлоу. 3-е изд.  СПб.: Питер, 2008.  912 с.

Клиническая психология и психотерапия / под ред. М. Перре, У.  Бауманна. 2-е  междунар. изд.  СПб. : Питер, 2002. 1312 с.

Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики / 4-е  изд. СПб.: Прайм–ЕВРОЗНАК, 2007. 640 с.

Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития: учебник для студ. высш. учеб. заведений / М.: «Академия», 2006. 608 с.

Прихожан А.М. Влияние электронной информационной среды на развитие личности детей младшего школьного возраста [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N 1(9). URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 05.11.2013г).

Рамси Н., Харкорт Д. Психология внешности / СПб.: Питер,  2011. 256 с.

Свендсен Л. Философия моды / М.: Университетская книга, 2012.  254 с.

Скугаревский О.А. Нарушения пищевого поведения / Минск: БГМУ,  2007. 

340 с.

Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Куклы нашего времени // Вестник        практической психологии образования. 2006. № 2. C. 81–85.

Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А., Соколова М.В. Игрушки детей Европы [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2010, № 5. С. 106–117.  URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2010/n5/ Smirnova_Abdulaeva_Sokolova.shtml (дата обращения:14.10.2013).

Тарханова П.М. Исследование влияния макро - и микросоциальных факторов на уровень физического перфекционизма и эмоционального благополучия у молодежи // Культурно-историческая психология. 2014.  №1. С. 89–95.

Тарханова П.М., Холмогорова А.Б. Социальные и психологические факторы физического перфекционизма и неудовлетворенности своим телом // Психологическая наука и образование. 2011. № 5. С. 52–60.

Тульчинский Г.Л. Слово и тело постмодернизма. От феноменологии 

 невменяемости к метафизике свободы // Вопросы философии. 1999. № 10. С. 35–53.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных, тревожных и соматоформных расстройств // Социальная и клиническая психиатрия. 1998. № 1. С. 94—102.

Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Эмоциональные расстройства и современная культура  // Московский психотерапевтический журнал. 1999. № 2. С. 61–90.

Холмогорова А.Б., Дадеко А.А. Физический перфекционизм как  фактор расстройств аффективного спектра в современной культуре  [Электронный ресурс] // Медицинская психология в России:    электрон.   науч. журн. 2010. N 3. URL: http://www.mprj.ru/archiv_global/2010_3_4/ nomer/nomer13.php. (дата обращения: 14.06.2013)

Холмогорова А. Б., Тарханова П. М. Стандарты внешности и  культура: 

роль физического перфекционизма и его последствия для здоровья подростков и молодежи // Вопросы психологии.  2014. №  2. С. 52–65 .  Dittmar Н.  Dolls and Action Figures //  Encyclopedia of   Body Image  and Human Appearance / Edited by Thomas F. Cash New York: Elsevier, 2012. Pp. 386–391. 

Dittmar H., Halliwell E., Ive S. Does Barbie make girls want to  be  thin? 

The effect of experimental exposure to images of dolls on the body  image of 5–8-year-old girls // Developmental Psychology.  2006. Vol. 42 (2). Pp. 283–292.

Lowes J., Tiggemann M. Body dissatisfaction, dieting awareness and the  impact of parental influence in young children // British journal of health  Psychology. 2003. Vol. 8 (2). Pp. 135–147.

 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика