От главного редактора

582

Общая информация

Рубрика издания: Колонка редактора

Тип материала: редакторская заметка

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230201

Для цитаты: Холмогорова А.Б. От главного редактора // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 2. С. 6–8. DOI: 10.17759/cpp.2015230201

Полный текст

ОТ ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

Вопреки обычному для традиционного предисловия описанию содержания номера с его начала, на этот раз мне хочется выбрать обратную последовательность и начать с последней, новой для нашего журнала рубрики, которой мы дали название «Лекторий». Эта рубрика создана в связи с новым, важным для нашей редколлегии проектом. Мы начинаем публиковать цикл лекций по истории психотерапии, прочитанный на факультете консультативной и клинической психологии МГППУ Игорем Борисовичем Гриншпуном, безвременный уход которого в 2013 году заставил всех — его коллег, учеников и друзей — острее осознать масштаб личности Игоря Борисовича.

Я не буду подробно останавливаться на том, как возникла идея публикации его лекций, которые сохранились у многих слушателей в виде аудиозаписей, и на том, как он реализовывался, — об этом речь в предисловии к тексту первой лекции из представляемого курса, посвященной истокам психотерапии. Это предисловие написали главные инициаторы проекта, близкие друзья и коллеги И.Б. Гриншпуна — В.К. Зарец­кий и В.В. Семенов. Я уверена, что читателей журнала ожидает большое интеллектуальное удовольствие от следования живой мысли Игоря Борисовича, и от имени редколлегии журнала хочу выразить глубокую признательность всем, кто приложил усилия для реализации этого проекта.

Для меня открытием была идея Игоря Борисовича относительно критерия, который позволяет развести психотерапию и психологическое консультирование. Такой убедительный содержательный критерий без особого успеха пытаются сформулировать в фундаментальных монографиях отечественные и зарубежные авторы, а тут он просто сообщается студентам между делом. Но не буду лишать читателя возможности самому прочитать эти строки в контексте всей лекции и отнестись к высказанной Игорем Борисовичем идее, а только сообщу о том, что расшифровка второй лекции готовится для публикации в третьем номере этого года, и что мы намерены напечатать весь цикл лекций полностью. Это представляется нам особенно важным в виду отсутствия учебника по этому курсу и очень высоких требований, которые он предъявляет к эрудиции лектора в самых разных областях знания — психологии, философии, антропологии и, разумеется, в самой психотерапии, представленной столь многочисленными и разными направлениями.

Приятно отметить, что в этом номере наполнены такие живые и неформальные рубрики нашего журнала, как «Эссе» и «Анализ случая». В них авторы могут поделиться своими размышлениями и опытом в области консультирования и психотерапии, привести живые примеры из своей практики и помочь нам ощутить тонкую феноменологию душевной жизни, которая не заменима никакими строгими научными исследованиями. Эссе «Эмоциональные дискурсы в психотерапии» В.Р. Дорожкина несомненно обогатит практиков новым интересным различением и заставит посмотреть на межличностные трудности и конфликты, а также компетенции психотерапевта под новым углом зрения. Несомненно, вдохновит на профессиональные дерзания тех, кто пытается помочь детям, испытывающим трудности в обучении, случай, описанный В.К. Зарецким и Ю.В. Зарецким.

Три статьи содержит рубрика «Мастерская и методы». Так получилось, что все три посвящены очень трудным для практиков-психотерапевтов проблемам — наркозависмость, нарушения коммуникации при инвалидизирующих психических заболеваниях, заикание. Не все из предлагаемых методов прошли пока серьезную проверку на эффективность, тем не менее, они обогатят читателей идеями и техниками, которые могут быть полезны в повседневной практической работе.

Темы эмпирических исследований, предлагаемых вниманию читателя в соответствующей рубрике весьма разнообразны: специфика решения творческих задач детьми, роль психологической реабилитации в лечении больных туберкулезом и мотивация волонтерской деятельности, направленной на помощь пожилым людям. В статье В.К. Зарецкого и Т.М. Черниковой приведены эмпирические данные о различиях в организации процесса мышления у школьников с разной академической успеваемостью при решении творческой задачи, которая рассматривается как модель проблемной ситуации. Анализ полученных результатов позволяет сформулировать целый ряд важных мишеней в оказании помощи детям с трудностями в обучении. В.В. Стрельцов с соавторами уже не в первый раз публикуются в нашем журнале и убедительно доказывают необходимость психологической помощи в преодолении рецидивов такого тяжелого инфекционного заболевания как туберкулез. Концепция организации такой помощи на протяжении многих лет развивается этим авторским коллективом на базе их богатой и уникальной практики работы во фтизиатрической клинике. Мы рады, что можем представить нашим читателям очередной шаг в создании этой концепции. Особым гуманистическим пафосом проникнуто исследование Е.Л. Корнеевой, убедительно показавшее, как помощь одиноким пожилым людям и регулярные встречи с ними могут приносить чувство радости и полноты жизни самим волонтерам, которые начинают ждать этих встреч не меньше, чем их подопечные.

Закончить предисловие в соответствии с выбранной логикой обратного движения по содержанию номера приходится презентацией статьи Т.В. Поддубной, вошедшей в традиционную рубрику «Теория и методология» и посвященной одной из вечных и не теряющих свою актуальность тем — способности к сопереживанию больному человеку со стороны профессионалов, работающих в медицине. Автор представляет читателю широкое поле современных исследований в этой области.

В заключение я должна проинформировать наших читателей, что обещанный в предисловии к первому номеру журнала спецвыпуск «Современное детство» находится в процессе «сборки» и мы будем рады новым материалам для него в любом формате — научная статья, эссе, анализ случая, описание метода или аналитический обзор.

А.Б. Холмогорова

Информация об авторах

Холмогорова Алла Борисовна, доктор психологических наук, профессор, декан факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), ведущий научный сотрудник, ГБУЗ «НИИ СП имени Н.В. Склифосовского ДЗМ», Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-5194-0199, e-mail: kholmogorova@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 1386
В прошлом месяце: 4
В текущем месяце: 3

Скачиваний

Всего: 582
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0