Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 69Рубрики 51Авторы 6565Ключевые слова 15318 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ EBSCO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Эволюция онлайн-рисков: итоги пятилетней работы линии помощи «Дети онлайн» 818

Солдатова Г.У., доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности, заместитель заведующего кафедры психологии личности факультета психологии ФГБОУ ВО МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Фонда Развития Интернет, soldatova.galina@gmail.com
Шляпников В.Н., кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Центра дополнительного профессионального образования ФГБНУ "Институт стратегии развития образования РАО", старший научный сотрудник Центра стратегии развития образования и организационно-методической поддержки программ ФГАУ «Федеральный институт развития образования», директор по социальным проектам, Фонд Развития Интернет, Москва, Россия, shlyapnikov.vladimir@gmail.com
Журина М.А., младший научный сотрудник Центра мониторинга рисков и социально-психологической помощи ГБОУ ВПО МО АСОУ; координатор проекта «Линия помощи “Дети Онлайн”» Фонда Развития Интернет, zhurina@fid.su

Аннотация

В статье приводится качественный и количественный анализ обращений детей и их родителей на Линию помощи «Дети Онлайн» по вопросам столкновения с различными проблемами в Интернете, а также при использовании цифровых устройств. Проанализировано 7236 звонков и 3117 электронных обращений. Показана динамика обращений за пять лет работы по основным типам онлайн-рисков: коммуникационные, контентные, технические, потребительские, а также по рискам, связанным с чрезмерным использованием Интернета. На основании анализа делаются выводы о частоте столкновения, значимости, осведомлённости, факторах уязвимости, а также эволюции основных онлайн-угроз для детей и подростков.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Риск — неотъемлемая часть человеческого существования и необхо­димое условие развития личности [Бек, 2000]. Сегодня и в отечествен­ной, и зарубежной науке всё больше внимания уделяется проблеме он­лайн-рисков, возникающих в процессе деятельности и общения в Ин­тернете [Finkelhor, 2012; Livingstone, 2012; Soldatova, Zotova, 2013]. По данным исследования Фонда Развития Интернет (прим.: далее — Фон­да), как минимум, половина российских школьников в 2013 г. сталкива­лись с различными онлайн-рисками [Солдатова, Нестик, Рассказова и др., 2013].

Литература
  1. Бек У. Общество риска. На пути к другому модерну / Пер. с нем. Седельникова В., Фёдоровой Н., посл. Филиппова А. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.
  2. Гарнаева М., Чебышев В., Макрушин Д., Унучек Р., Иванов А. Kaspersky Security Bulletin 2014. Основная статистика за 2014 год. [Электронный ресурс] // URL: https://securelist.ru/analysis/ksb/24580/kaspersky-security-bulletin-2014­osnovnaya-statistika-za-2014-god ( дата обращения: 24.06.2015).
  3. Дети России онлайн. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Солдатова Г., Рассказова М., Лебешева М., Зотова Е., Рогендорф П. М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 213 с.
  4. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч. 1. Лекции / Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В.М.: Google, 2013. 165 с.
  5. Солдатова Г., Олькина О. Минусы открытости // Дети в информационном об­ществе. 2015. № 20. С. 26—47.
  6. Cолдатова Г., Рассказова Е. Безопасность подростков в Интернете: риски, со­владание и родительская медиация // Национальный психологический жур­нал. 2014. № 3 (15). С. 39—51.
  7. Солдатова Г., Рассказова Е. Психологические факторы безопасности подростка в ин­тернете: роль совладающего поведения и родительской медиации // Вестник Российского государственного научного фонда. 2014. Т. 2, № 75. С. 126—134.
  8. Солдатова Г., Рассказова Е. Чрезмерное использование интернета: факторы и признаки // Психологический журнал. 2013. Т. 34, № 4. С. 105—114.
  9. Солдатова Г.У., Шляпников В.Н. Не покупать, а скачивать // Дети в информаци­онном обществе. 2014. № 18. С. 26—37.
  10. Солдатова Г.У., Нестик Т.А., Рассказова Е.И., Зотова Е.Ю. Цифровая компе­тентность подростков и родителей. Результаты всероссийского исследова­ния / М.: Фонд Развития Интернет, 2013. 144 с.
  11. Finkelhor D. Childhood Victimization: Violence, Crime, and Abuse in the Lives of Young People / New York: Oxford University Press, 2008.
  12. Livingstone S., Haddon L., and Gorzig A. Children, Risk and Safety Online: Research and policy challenges in comparative perspective / Bristol: The Policy Press, 2012.
  13. Soldatova G., Zotova E. Coping with online risks: The experience of russian school­children // Journal of Children and Media. 2013. Vol. 7, № 1. Pp. 44—59.
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2016 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика