Связь социального статуса детей в группе с их психологическими, социально-когнитивными и поведенческими характеристиками

1446

Аннотация

Отношения между сверстниками являются одной из наиболее актуальных проблем современного детства. Исследования показали, что социальный статус ребенка в группе сверстников влияет не только на его текущее благополучие, но и на его будущее психологическое и физиологическое здоровье. Статья посвящена обзору зарубежных исследований социального статуса детей школьного возраста и его корреляции с различными психологическими, социально-когнитивными и поведенческими характеристиками. Особенное внимание уделяется отвергаемым и игнорируемым детям. Несмотря на популярность темы и большое количество исследований, отдельные корреляции требуют дополнительных исследований.

Общая информация

Ключевые слова: социальный статус ребенка в группе, отношения со сверстниками, игнорируемый, отвергаемый, агрессия

Рубрика издания: Теоретические обзоры

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230410

Для цитаты: Аммон А.В., Филиппова Е.В. Связь социального статуса детей в группе с их психологическими, социально-когнитивными и поведенческими характеристиками // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 162–175. DOI: 10.17759/cpp.2015230410

Фрагмент статьи

Одной из наиболее сложных проблем современного детства явля­ются изменившиеся отношения между детьми — усиление «горизон­тальных» связей, «рост цинизма, грубости, жестокости, агрессивно­сти», что особенно проявляется у подростков [Фельдштейн, 2009]. При этом качество взаимоотношений со сверстниками у подростков влияет не только на их текущую жизнь, но и на их благополучие во взрослом возрасте. Низкий социальный статус подростка в группе связан с вы­соким риском заболеваний во взрослом возрасте — и психологических (алкоголизм, наркомания) и физиологических (ишемическая болезнь сердца, диабет), и даже с суицидом [Almquist, 2009].

Литература

  1. Фельдштейн Д.И. Современное Детство: проблемы и пути их решения. Вест­ник практической психологии образования. N 2(19) апрель—июнь, 2009. C. 28—32.
  2. Adler P.A., Kless S.J., Adler P. Socialization to Gender Roles: Popularity among Elementary School Boys and Girls. Sociology of Education. 1992. 65 (3). pp. 169—187.
  3. Almquist Y. Peer status in school and adult disease risk: A 30-year follow-up study of disease-specific morbidity in a Stockholm cohort. Journal of Epidemiology and Community Health. 2009. 63(12). pp. 9—16.
  4. Asher S.R., Wheeler V.A. Children’s loneliness: A comparison of rejected and neglected peer status. Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1985. 53. pp. 500—505.
  5. Boivin M., Begin G. Peer status and self-perception among early elementary school children: the case of the rejected children. Child Development.1989. 60 (3). pp. 591—596.
  6. Borch C., Hyde A., Cillessen A.H. The role of attractiveness and aggression in high school popularity. Social Psychology of Education. 2011. 14(1). pp. 23—39.
  7. Buchanan H.T., Blankenbaker J., Cotten D. Academic and athletic ability as popularity factors in elementary school children. Research Quarterly. 1976. 47 (3). pp. 320—325.
  8. Cadwallader T.W. Sociometry reconsidered: The social context of peer rejection in childhood. International Journal of Action Methods: Psychodrama, Skill Training, and Role Playing. 2000—2001. 53 (3—4). pp. 99—118.
  9. Cassidy J., Asher S.R. Loneliness and peer relations in young children. Child Development. 1992. 63. pp. 350—365.
  10. Coie J.D. Toward a theory of peer rejection / Asher S.R., Coie J.D. Peer rejection in childhood. New York: Cambridge University Press. 1990. pp. 365—399
  11. Coie J.D., Dodge K.A. Multiple sources of data on social behavior and social status. Child Development. 1988. 59. pp. 815—829.
  12. Coie J.D., Kupersmidt J. A behavioral analysis of emerging social status in boys’ groups. Child Development. 1983. 54. pp. 1400—1416.
  13. Coie J.D., Dodge K.A., Coppotelli H. Dimensions and types of status: A cross-age perspective. Developmental Psychology. 1982. 18 (4). pp. 557—570.
  14. Crick N.R. The role of overt aggression, relational aggression, and prosocial behavior in the prediction of children’s future social adjustment. Child Development. 1996. 67 (5). pp. 2317—2327.
  15. Crick N.R., Dodge K.A. A review and reformulation of social information-processing mechanisms in children’s social adjustment. Psychological Bulletin.1994. 115 (1). pp. 74—101.
  16. Crick N.R., Bigbee M.A., Howes C. Gender Differences in Children’s Normative Beliefs about Aggression: How Do I Hurt Thee? Let Me Count the Ways. Child Development. 1996. 67 (3). pp. 1003—1014.
  17. Dodge K.A., Coie J.D. Social-information-processing factors in reactive and proactive aggression in children’s peer groups. Journal of Personality and Social Psychology. 1987. 53(6). pp. 1146—1158.
  18. Dodge K.A., Lansford J., Burks V., Bates J.E., Pettit G., Fontaine R. Peer rejection and social information-processing factors in the development of aggressive behavior problems in children. Child Development. 2003. 74. pp. 374—393.
  19. Dunn J.C., Dunn J.G., Bayduza A. Perceived athletic competence, sociometric status, and loneliness in elementary school children. Journal of Sport Behavior. 2007. 30 (3). pp. 249—269.
  20. Gresham F.M., Evans S., Elliott S.N. Academic and Social Self-Efficacy Scale: Development and Initial Validation. Journal of Psychoeducational Assessment. 1988. 6 (2). pp. 125—138.
  21. Hart C.H., Ladd G.W., Burleson B.R. Children’s expectations of the outcomes of social strategies: Relations with sociometric status and maternal disciplinary styles. Child Development. 1990. 61. pp. 127—137.
  22. Jensen-Campbell L.A., Adams R., Perry D.G., Workman K.A., Furdella J.Q., Egan S.K. Agreeableness, extroversion and peer relations in early adolescence: Winning friends and deflecting aggression. Journal of Research in Personality. 2002. 36 (3). pp. 224—251.
  23. La Greca A.M., Stone W.L. Social Anxiety Scale for Children–Revised: Factor Structure and Concurrent Validity. Journal of Clinical Child Psychology. 1993. 22 (1). pp. 17—27.
  24. LaFontana K.M., Cillessen A. The nature of children’s stereotypes of popularity. Social Development. 1998. 7. pp. 301—320.
  25. Lemerise E.А., Arsenio W.F. An integrated model of emotion processes and cognition in social information. Child Development. 2000. 71. pp. 107—118.
  26. Lopez E.E., Olaizola J.H., Ferrer B.M., Ochoa G.M. Aggressive and nonaggressive rejected stu­dents: an analysis of their differences. Psychology in the Schools. 2006. 43(3). pp. 387—400.
  27. Lubbers M.J., Van Der Werf M.P., Kuype, H., Offringa G J. Predicting Peer Acceptance in Dutch Youth: A Multilevel Analysis. The Journal of Early Adolescence. 2006. 26 (1). pp. 4—35.
  28. Maassen G.H. Stability of three methods for two-dimensional sociometric status determination based on the procedure of Asher, Singleton, Tinsley and Hymel. Social Behavior & Personality: An International Journal. 2004. 32 (6). pp. 535—550.
  29. Orobio de Castro B., Veerman J.W., Koops W.B., Bosch J.D., Monshouwer, H.J. Hostile attribution of intent and aggressive behavior: A Meta-Analysis. Child Development. 2002. 73(3). pp. 916—934.
  30. Parkhurst J.T., Asher S.R. Peer rejection in middle school: Subgroup differences in behavior, loneliness, and interpersonal concerns. Developmental Psychology. 1992. 28 (2). pp. 231—241.
  31. Pettit G.S., Clawson M.A., Dodge K.A., Bates J. E. Stability and Change in Peer-Rejected Status: The Role of Child Behavior, Parenting, and Family Ecology. Merrill-Palmer Quarterly. 1996. 42 (2). pp. 267—294.
  32. Puklek Levpuscek M., Berce J. Social Anxiety, Social Acceptance and Academic Self-Per­ceptions in High-School Students. Društvena istraåivanja. 2012. 21 (2). pp. 405—419.
  33. Putallaz M., Wasserman A. Children’s entry behaviors / Asher S.R., Coie J.D. Peer rejection in childhood. New York: Cambridge University Press. 1990. pp. 60—89 Rabiner D., Gordon L. The coordination of conÀicting social goals: Differences between rejected and nonrejected boys. Child Development. 1992. 63. pp. 1344—1350.
  34. Rubin K., Rose-Krasnor L. Interpersonal Problem-Solving and Social Competence in Children / Hasselt V., Hersen M. Handbook of Social Development: A Lifespan Perspective. New York: Plenum. 1992. pp. 283—323.
  35. Rubin K., Bukowski W., Parker J. Peer interactions, relationships, and groups. Hand­book of child, psychology (6th ed.) (Т. 3: Social, Emotional, and Personality Devel­opment). New York: Wiley. 2006. pp. 571—645.
  36. Salmivalli С., Kaukiaine, A., Lagerspetz K. Aggression and Sociometric Status among Peers: Do Gender and Type of Aggression Matter? Scandinavian Journal of Psy­chology. 2000. 41. pp. 17—24.
  37. Sandstrom M.J., Coie J.D. A developmental perspective on peer rejection: mechanisms of stability and change. Child Development. 1999. 70. pp. 955—966.
  38. Schuster B. Outsiders at School: The Prevalence of Bulling and Its Relation with Social Status. Group Processes & Intergroup Relations. 1999. 2 (2). pp. 175—190.
  39. Wentzel K.R., Asher S.R. The Academic lives of Neglected, Rejected, Popular, and Controversial Children. Child Development. 1995. 66 (3). pp. 754—763.
  40. Wheeler V.A., Ladd, G.W. Assessment of children’s self-ef¿cacy for social interactions with peers. Developmental Psychology. 1982. 18. pp. 795—805.

Информация об авторах

Аммон Анна Валерьевна, психолог, выпускница факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, e-mail: AnnaAmmon@mail.ru

Филиппова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, профессор и заведующая кафедрой детской и семейной психотерапии факультета психологического консультирования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-1328-3041, e-mail: e.v.filippova@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 3298
В прошлом месяце: 15
В текущем месяце: 4

Скачиваний

Всего: 1446
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 5