Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7040Ключевые слова 16987 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Современная детская субкультура 1767

Смирнова Е.О., доктор психологических наук, руководитель Центра игры и игрушки Московского городского психолого-педагогического университета, профессор кафедры дошкольной психологии и педагогики факультета психологии образования Московского городского психолого-педагогического университета, Москва, Россия, smirneo@mail.ru

Аннотация

В статье представлена попытка выявить основные характеристики детской информационной среды и показать их влияние на особенности психологии современных детей. На материале анализа рынка современных игрушек, книжек и фильмов, автор констатирует некоторые парадоксы современной социокультурной ситуации. Один из них заключается в том, что большая часть информационной продукции для детей не рассчитана на возрастные особенности своего адресата. Другой парадокс заключается в том, что повышенные требования к умственному развитию детей сочетаются с чрезмерно бережным отношением к их физической безопасности и самостоятельности. Стремление облегчить жизнь ребенка, обезопасить его от всяких рисков, усилий и трудностей является доминирующей тенденцией воспитания. В ре¬зультате у детей складывается установка на потребление, которая усиливается экспансией современных СМИ и видеопродукции для детей. Во второй части статьи обсуждаются проблемы современных детей в связи с характеристиками детской субкультуры. Среди них недоразвитие моторной сферы, нарушения речевого развития, дефицит воображения, коммуникативные трудности, отсутствие самостоятельности и самоорганизации. Автор делает вывод о том, что установка взрослых на раннее развитие, которое понимается как «обученность», тормозит развитие целостной личности ребенка и ведет к дефициту мотивационной сферы. Культурные средства, транслируемые взрослыми, не опираются на возрастные особенности мотивационной сферы детей, а их собственные смыслы отсутствуют или лежат вне традиционного культурного контекста.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В последние десятилетия существенно изменились условия жизни и взросления детей. Стремительный переход к постиндустриальному, ин­формационному обществу, который переживаем мы все, с особой остро­той коснулся современного детства. С первых месяцев ребенок сталки­вается с благами цивилизации, о которых не подозревали его сверстники 20—30 лет назад. Памперсы, радио-няни, электронные игры, компью­теры, технически оснащенные интерактивные игрушки, мобильные телефоны, гаджеты и планшеты, свободный доступ к телевизору с его рекламными роликами и кровавыми боевиками — все эти неведомые в нашем детстве явления стали повседневными атрибутами жизни наших детей, начиная с первых месяцев жизни. Что несут с собой эти техни­ческие достижения для маленького ребенка? Какие риски и какие воз­можности? Ответ на эти вопросы остается открытым, поскольку все жи­вущие ныне взрослые имели совершенно другой опыт детской жизни.

Литература
  1. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений. Т. 10. Дневник писателя за 1976 г. СПб.: Издательство А.Ф. Маркса. 1895 г. C. 3—156.
  2. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.
  3. Пацлав Р. Застывший взгляд, М.: Evidentis, 2003. 220 с.
  4. Смирнова Е.О., Абдулаева Е.А. Условия становления пространственного образа «Я» в раннем возрасте как первой формы самосознания // Культурно-исто­рическая психология. 2009. N 3. С. 16—24.
  5. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольни­ков // Вопросы психологии. 2004. N 1. С. 91—103.
  6. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Состояние игровой деятельности современных до­школьников // Вопросы психологии. 2013. N 2. С. 15—23.
  7. Смирнова Е.О., Соколова М.В., Матушкина Н.Ю., Смирнова С.Ю. Исследование возрастной адресации мультфильмов // Культурно-историческая психоло­гия. 2014. Т. 10. N 4. С. 27—36.
  8. Соколова М.В. Исследование домашней игровой среды ребенка дошкольного возраста // Современное дошкольное образование. 2012. N 6. C. 7—13.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика