Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7040Ключевые слова 16987 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Детско-родительские отношения как фактор школьного буллинга 2254

Воликова С.В., кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Московского научно-исследовательского института психиатрии – филиала ФГБУ «Федеральный медицинский исследовательский центр психиатрии и наркологии имени В.П. Сербского» Минздрава России, Москва, Россия, svetlanavv2006@yandex.ru
Калинкина Е.А., выпускница кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии ГБОУ ВПО МГППУ, e.kalinkina@list.ru

Аннотация

Представлены результаты обследования школьников V—VIII классов трех мо¬сковских школ. 13% всех обследованных детей регулярно или эпизодически подвергаются издевательствам одноклассников. Дети-жертвы школьной травли чаще подвергаются вербальной агрессии. Поводом для травли становятся внешность, поведение, национальность, успеваемость, т. е. то, что может отличать их от сверстников. Дети-жертвы школьного буллинга занимают пассивную позицию в ситуации травли (стараются игнорировать ситуацию, никому не жалуются, не ищут помощи, боятся, что будет только хуже). У детей-жертв школьной травли выше уровень депрессии, тревоги, больше суицидальных мыслей. В семьях детей-жертв школьной травли больше нарушений семейных коммуникаций, больше формального контроля и критики. Их матери меньше интересуются жизнью детей, дают меньше поддержки.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

В 70-х гг. XX в. появилось несколько значительных исследований проблемы школьного насилия (буллинга) [Heinemann,1973; Olweus, 1984; Pikas, 1976], в которых было выявлено достаточно большое ко­личество школьников, подвергающихся издевательствам со стороны одноклассников. Складывается впечатление, что эти работы как будто открыли глаза специалистам, хотя в научной, мемуарной и художествен­ной литературе описываются случаи психологической или физической жестокости в детских коллективах.

Литература
  1. Бердышев И.С., Нечаева М.Г. Медико-психологические последствия жестокого обращения в детской среде. Вопросы диагностики и профилактики: Практи­ческое пособие для врачей и социальных работников. Санкт-Петербургское государственное учреждение социальной помощи семьям и детям «Реги­ональный центр «Семья», 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.homekid.ru/bullying/bullyingPart1.html#d. (дата обращения: 20.10.2015).
  2. Бочавер А.А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. N 1. URL: http://psyjournals.ru/psyedu_ru/2014/n1/67994.shtml. (дата обращния: 23.10.2015).
  3. Бочавер А.А., Жилинская А.В., Хломов К.Д. Школьная травля и позиция учите­лей // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. N 1. С. 103—116.
  4. Воликова С.В., Нифонтова А.В., Холмогорова А.Б. Школьное насилие и суици­дальное поведение детей и подростков // Вопросы психологии. 2013. N 2. С. 12—16.
  5. Волкова Е.Н., Гришина А.В. Оценка распространенности насилия в образовательной среде школы // Психологическая наука и образование. 2013. N 6. С. 1 9—28.
  6. Воробьева К. Детская агрессивность как следствие деструктивного семейного вопи­тания // Воспитание школьников. 2008. N 7. C. 48—56.
  7. Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т. 6. N 2. С. 246—256. URL: http://psyedu.ru/ journal/2014/2/Guseinova_Enikolopov.phtml (дата обращения: 13.10.2015).
  8. Кон И.С. Мальчик — отец мужчины. М.: Время. 2010. 704 с.
  9. Лейн Д. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под редакцией Дэвида Лейна и Эндрю Миллера. СПб.: Питер. 2001. C. 240—274.
  10. Малкина-Пых И.Г. Психология поведения жертвы. М.: Эксмо. 2006.1008 c.
  11. Петросянц, В.Р. Психологическая характеристика старшеклассников, участников буллинга в образовательной среде, и их жизнестойкость: автореферат дис. ... канд. психол. наук. СПб: Российский государственный педагогический универ­ситет имени А.И. Герцена. 2011. 29 с.
  12. Петросянц В.Р. Проблема буллинга в современной образовательной среде // Вест­ник ТГПУ. 2011. N 6. С. 108.
  13. Руланн Э. Как остановить школьную травлю: психология моббинга. М.: Генезис. 2012. 264 с.
  14. Собкин В.С., Смыслова М.М. Жертвы школьной травли: влияние социальных фак­торов // Труды по социологии образования. Т. XVI. Вып. XXVIII. М.: Институт социологии образования РАО. 2012. C. 130—136.
  15. Хломов К.Д., Бочавер А.А. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал высшей школы экономики. 2013. Т. 10. N 3. C. 149—159.
  16. Allison S., Roeger L., Smith B., Isherwood L. Family histories of school bullying: im­plications for parent-child psychotherapy // Australasian Psychiatry. 2014. vol. 22. pp. 149—153.
  17. Baldry A.C., Farrington D. P. Bullies and delinquents: Personal characteristics and parental styles. Journal of Community & Applied Social Psychology. 2000. 10(1). pp. 17—31.
  18. Bowers L., Smith P., Binney V. Cohesion and power in the families of children involved in bully/victim problems at school. Journal of Family Therapy. 1992. 14. pp. 371—387.
  19. Bowes L., Arseneault L., Maugan B., Taylor A., Caspi A., Moffitt T. School, Neighborhood, and Family Factors Are Associated With Children’s Bullying Involvement: A Nationally Representative Longitudinal Study // J Am Acad Child Adolesc Psychiatry. 2009 May. 48(5). pp. 545—553. [Электронный ресурс]. http://www. ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4231780/.(датаобращения 15.10.2015).
  20. Christie-Mizell C.A., Keil J.M., Laske М.Т., Stewart J. Bullying Behavior, Parents’ Work Hours and Early Adolescents’ Perceptions of Time Spent With Parents // Youth & Society. December 2011. vol. 43. 4. pp. 1570—1595.
  21. Cook C.R., Williams K.R., Guerra N.G., Kim T.E., Sader S. Predictors of bullying and victimization in childhood and adolescence: A meta-analytic investigation // School Psychology Quarterly. 2010. V. 25. pp. 65—83.
  22. Craig, W.M., Pepler, D.J. Identifying and Targeting Risk for Involvement in Bullying and Victimization. Canadian Journal of Psychiatry. 2003. 48. pp. 577—82.
  23. Craig W., Harel-Fisch Y., Fogel-Grinvald H., Dastaler S., Hetland J., Simons-Morton B. et al. A cross-national profile of bullying and victimization among adolescents in 40 countries // International Journal of Public Health.2009. 54. pp. 216—224. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2747624/
  24. Dishion T.J., Mc Mahon R.J. Parental monitoring and the prevention of child and adolescent problem behaviour: A conceptual and empirical formulation. Clinical Childand Family Psychology Review. 1998. 1. pp. 61—75.
  25. Duncan N. Using disability models to rethink bullying in schools // University of Wolverhampton, UK Education, Citizenship and Social Justice2013 8: 254 originally published online. 2013. pp. 254—262.
  26. Espelage D., Bosworth K., Simon T.Examining the social context of bullying behaviors in early adolescence. JournalofCounseling&Development. 2000. 78. pp. 326—333.
  27. Fanti K.A. and Kimonis E.R. Bullying and Victimization: The Role of Conduct Problems and Psychopathic Traits. Journal of Research on Adolescence. 2012. 22. pp. 617—631.
  28. Faris R., Felmlee D. Casualties of Social Combat: School Networks of Peer Victimization and Their Consequences. AmericanSociogicalRewiew. 2014. 79. pp. 228—257.
  29. Fekkes M., Pijpers F., Verloove-Vanhorick P. Bullying behavior and associations with psychosomatic complaints and depression in victims // J. Pediatr.2004. V. 144. N 1. pp.17—22.
  30. Georgiou S., Fanti K.A. A transactional model of bullying and victimization — ResearchGate. Social Psychology of Education. 2010. 13 (3). pp. 295—311.
  31. Georgiou S.N., Stavrinides Р. Parenting at home and bullying at school // 2012 Received. 2012 Social Psychology of Education. 2013.16 (2), pp. 165—179.
  32. Hair E., Moore K., Garrett S., Kinukawa A., Lippman L. & Michelson E. The parent adolescent relationship scale. In K. Moore & L. Lippman (Eds.) What do children need to flourish. New York: Springer Science. 2005. pp. 183—202.
  33. Hart C.H., Nelson D.A., Robinson C.C., Olsen S.F., Mcneilly-Choque M.K., Porter C.L. and McKee T.R. Russian parenting styles and family processes: Linkages with subtypes of victimisation and aggression. In: K.A. Kerns, J.M. Contreras and
  34. A.M. Neal-Barnett. eds. Family and peers: Linking two social worlds. Praeger, Westport, CT. 2000. pp. 47—84.
  35. Hay C., Meldrum R. Bullying victimization and adolescent self-harm: Testing hypotheses from general strain theory. Journal of Youth and Adolescence. 2010. 39. pp. 446—459.
  36. Healy М. School bullying and suicide // Psychol. Today. 2012. N 2. [Электронный ре­сурс].URL: http://www.psychologytoday.com/blog/creative-development/201202/ school-bullying-and-suicide (дата обращения 20.10.2015).
  37. Heinemann P.P. Mobbing, Oslo: Gyldendal. Herbert, G. A whole curriculum approach to bullying, in D.P. Tattum and D.A. Lane (eds) Bullying in Schools, Stoke-on-Trent: Trentham Books. 1973. 120 p.
  38. Ingoldsby E.M., Shaw D.S. and Garcia M.M. (2001) Intrafamily conflict in relation to boys’ adjustment at school.DevelopmentandPsychopathology. 2001. 13. pp. 35—52
  39. Juvonen J., Graham S. (Eds.). Peer harassment in school: The plight of the vulnerable and victimized. New York: Guilford Press. 2001. P. 440.
  40. Kaltiala-Heino R., Rimpel M., Rantanen P. Bullying, depression, and suicidal ideation in Finnish adolescents: School survey // BMJ. 1999. N 8. P. 319—348. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bmj.com/content/319/7206/348 (дата обращения 10.10.2015).
  41. Kochenderfer-Ladd B., Pelletier M.E. Teachers’ views and beliefs about bullying: Influences on classroom management strategies and students’ coping with peer victimization // Journal of School Psychology. 2008. Vol. 46. pp. 431—453.
  42. Kowalski R.M., Fedina C. Cyber bullying in ADHD and Asperger Syndrome populations // Research in Autism Spectrum Disorders.2011. 5. pp. 1202—1208.
  43. Lee Ch. An Ecological Systems Approach to Bullying Behaviors Among Middle School Students in the United States // Journal of Interpersonal Violence. 2011. vol. 26. 8: pp. 1664—1693.
  44. Lereya S., Samara M., Wolke D. Parenting behavior and the risk of becoming a victim and a bully/victim: a meta-analysis study.Child Abuse & Neglect, Volume 37 (Number 12). 2013. pp. 1091—1108 [Электронный ресурс]. http://wrap.warwick. ac.uk/54524/1/WRAP_Wolke_Parenting.pdf. (датао бращения 12.10.2015).
  45. Losey B. Bullying, suicide, and homicide.Understanding, assessment and reventing threats for victims of bullying. USA: Routledge. 2011. 171 p.
  46. Marées N., Petermann F. Bullying in German Primary Schools: Gender Differences, Age Trends and Influence of Parents’ Migration and Educational Backgrounds // School Psychology International. 2010.vol. 31. 2. pp. 178—198.
  47. Oldenburg Affiliated with Interuniversity Centre for Social Science Theory and Methodology, Department of Sociology, University of Groningen Email author B., Van Duijn M., Sentse M., Huitsing G., Van Der Ploeg R., Salmivalli C., Veenstra R. Teacher Characteristics and Peer Victimization in Elementary Schools: A Classroom-Level Perspective // Journal of Abnormal Child Psychology. N 1. 2015. Vol. 43. pp. 33—44.
  48. Olweus D. Aggressors and their victims: bullying in schools, in N. Frude and H. Gault (eds) Disruptive Behaviour in Schools, Chichester: Wiley. 1984. pp. 57—76.
  49. Olweus D. Victimization by peers: Antecedents and long-term outcomes. In K.H. Rubin & J.B. Asendorpf (Eds.), Social withdrawal, inhibition, and shyness in childhood. Hillsdale, NJ: LawrenceErlbaum. 1993. pp. 315—341.
  50. Orton W.T. Mobbing, Public Health 96. Pikas, A. Sastoppar vi mobbing, Stockholm: Prisma. 1982. pp. 172—174.
  51. Perren S., Alsaker F.D. Social Behavior and Peer Relationships of Victims, Bully– Victims, and Bullies in Kindergarten // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006. 47. pp. 45—57.
  52. Pikas A. Slik stopper vi mobbing, Oslo: Gyldendal. 1976. 124 p.
  53. Rigby K. New perspectives in bullying. Philadelphia, PA: Jessica Kingsley. 2002. 320 p.
  54. Robers S., Zhang J., Truman J., Snyder T.D. Indicators of school crime and safety. 2010. [Электронный ресурс]. URL: http://nces.ed.gov/pubs2011/2011002.pdf. (дата обращения 17.10.2015).
  55. Rodkin P.C., Hodges E.V. E.Bullies and victims in the peer ecology: Four questions for psychologists and school professionals. School Psychology Review. 2003. 32. pp. 384—400.
  56. Schwartz D., Dodge K.A., Pettit G.S., Bates J.E. The early socialization of aggressive victims of bullying. Child Development. 1997. 68. pp. 665—675.
  57. Stattin H., Kerr M. Parental monitoring: A reinterpretation.Child Development. 2000. 71. pp. 1070—1083.
  58. Stavrinides P, Georgiou N.S., Demetriou A. Longitudinal associations between adolescent alcohol use and parents’ sources of knowledge.British Journal of Developmental Psychology. 2010. 28. pp. 643—655.
  59. Stavrinides P. The relationship between parental knowledge and adolescent delinquency: A longitudinal study.International Journal about Parents in Education. 2011. 5 (1). pp. 46—55.
  60. Voices of Young Europe. Child Helpline International 2003—2012, 28 р. [Электрон­ныйресурс] URL: http://www.childhelplineinternational.org/media/60261/eu­rope_10_year_data_publication_final.pdf .(датаобращения 22.10.2015).
  61. Wolke D. Family factors, bullying victimisation and wellbeing in adolescents // Longitudinal and Life Course Studies 2012. Vol. 3. Issue 1. pp. 101—119.
  62. Zablotsky В., BradshawC.Р., Anderson С.М., Law Р. Risk factors for bullying among children with autism spectrum disorders // Autism.2014. vol. 18. 4. pp. 419—427.
  63. Zottis G.A., Salum G.A., Isolan L.R., Manfro G.G., Heldt E. Associations between child disciplinary practices and bullying behavior in adolescents. J Pediatr (Rio J). 2014.
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика