Понятие профессиональности позиции принимающего родителя

1170

Аннотация

Статья посвящена обсуждению феномена профессиональности родителя в сфере семейного устройства. Производится обзор отечественной и зарубежной литературы на тему психолого-социальных различий и особенностей принимающих семей в зависимости от формы семейного устройства. Анализируется актуальность потребности в профессионализации принимающих семей как в зарубежных странах, так и в России, описывается динамика изменений идентичности и мотивации к принятию детей в сообществе принимающих семей в течение нескольких десятилетий. Обозначается проблема несоответствия юридической формы семейного устройства и психологических установок родителей, а также несогласованности в требованиях к про-фессиональным родителям со стороны общества. На основе анализа зарубежной литературы и отечественного опыта авторами предлагаются критерии и характеристики профессиональной принимающей семьи, по сравнению с семьями, имеющими усыновительские тенденции в построении детско-родительских отношений. Обозначается перспектива дифференциации путей сопровождения принимающих семей, в зависимости от уровня профессионализации, а также развития социальной поддержки таких семей, расширения возможностей сообщества принимающих родителей в выполнении новых функций (устройство детей с особенностями развития, подбор семьи для ребенка, временное размещение детей).

Общая информация

Ключевые слова: семейное устройство, усыновление, приемная семья, принимающая семья, профессиональная позиция принимающей семьи

Рубрика издания: Теоретические обзоры

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2015230406

Для цитаты: Жуйкова Е.Б., Панюшева Т.Д. Понятие профессиональности позиции принимающего родителя // Консультативная психология и психотерапия. 2015. Том 23. № 4. С. 83–101. DOI: 10.17759/cpp.2015230406

Фрагмент статьи

В последнее десятилетие в России активно проводится политика укрепления сферы семейного устройства детей, оставшихся без роди­тельской заботы. Отечественный и мировой опыт исследований за мно­гие годы доказал негативное влияние институционального воспитания на психическое развитие ребенка и констатировал преимущества се­мейных форм воспитания детей [Боулби, 2003; Бриш, 2012; Прихожан, Толстых, 2005].

Литература

  1. Боулби Дж. Привязанность. М.: Гардарики, 2003. 477 с.
  2. Бриш К.Х. Терапия нарушений привязанности: От теории к практике. М.: Когито-Центр, 2012. 316 с.
  3. Жуйкова Е.Б., Печникова Л.С. К вопросу о психологических особенностях семей, сохраняющих тайну усыновления // Вестник Южно-Уральского Государ­ственного Университета, Серия «Психология». 2014. Т. 7. N 2. С. 22—29.
  4. Махнач А.В., Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психологическая диагностика кан­дидатов в замещающие родители: практическое руководство. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2013. 219 с.
  5. Петрановская Л.В. Дитя двух семей. М.: Студио-Диалог, 2012. 88 c.
  6. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Психология сиротства. СПб.: Питер, 2005. 400 с.
  7. Рудов А. Приемная семья: цели, задачи, особенности [Электронный ресурс] // Родные люди. 2010. URL: http://www.mydears.ru/n/349 (дата обращения: 28.07.2015).
  8. Семейное устройство в Роcсии. Издательский проект программы «Семья и дети» Благотворительного фонда Елены и Геннадия Тимченко. Серия «В фокусе: ребенок—родитель—специалист». М.: ООО «РПФ НИК», 2014. 262 с.
  9. Семейный кодекс РФ URL: http://www.semkod.ru/ (дата обращения: 30.11.2015).
  10. Скворцова Е.И., Подготовка профессиональной приемной семьи к приему ре­бенка-сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей // Особый ребенок в приемной семье и в учреждении: социализация, интеграция, об­щественное мнение. М.: БФ «Здесь и сейчас», 2015. С. 28—38.
  11. Численность детей, состоящих на учете в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс // Усыновление в России. Интернет-проект Министерства образования и науки РФ. Депар­тамент государственной политики в сфере защиты прав детей. URL: http: / www.usynovite.ru/statistics/2014/2/ (дата обращения: 30.11.2015).
  12. Fostering and Adoption. [Electronic resource] BAAF: British Association for Adop­tion and Fostering. URL: http://www.baaf.org.uk/info (дата обращения: 21.07.2015).
  13. Hoksbergen R.A.C. Changes in Motivation for Adoption, Value Orientations and Be­havior in Three Generations of Adoptive Parents // Adoption Quarterly. 2008. Vol. 2 (2). P. 37—55.
  14. Keefer B., Schooler J.E. Telling the Truth to Your Adopted or Foster Child. Making Sense of the Past. Westport, CT: Bergin and Garvey. 2000. 235 р.
  15. The different types of adoption. [Electronic resource] FindLaw. URL: http://fam­ily.findlaw.com/adoption/the-different-types-of-adoption.html (дата обращения: 21.07.2015).
  16. The Psychology of Adoption / Edited by D. Brodzinsky, M. Schechter. N.Y.: Oxford, Oxford University press. 1990. 396 p.
  17. Thomas M., Philpot T. Fostering a Child’s Recovery: family placement for traumatized Children / London: Jessica Kingsley, 2009. 156 p.
  18. Training Support and Development Standards. [Electronic resource] Lighthouse Fos­tering Agency. URL: http://www.lighthousefostering.co.uk/4845-2/ (дата обраще­ния: 23.07.2015).
  19. Training, support and development standards for foster carers. Guidance. Department for Education. 2012. 73 p.
  20. Types of Adoptions, What is foster care [Electronic resource] The National Adop­tion Center Philadelphia. URL: http://www.adopt.org/learn (дата обращения: 23.07.2015).

Информация об авторах

Жуйкова Екатерина Борисовна, клинический психолог, АНО «Институт интегративной семейной терапии», младший научный сотрудник, «Научно-практического центра психического здоровья детей и подростков», Москва, Россия, e-mail: e.b.zhuykova@gmail.com

Панюшева Татьяна Дмитриевна, кандидат психологических наук, психолог, Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам», Москва, Россия, e-mail: tatiana_pan@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2864
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2

Скачиваний

Всего: 1170
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 2