Портал психологических изданий PsyJournals.ru
Каталог изданий 94Рубрики 51Авторы 8279Ключевые слова 20372 Online-сборники 1 АвторамRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Отношение «Я—Другой» в одной специальной ситуации общения * 626

Кричевец А.Н., доктор философских наук, профессор кафедры методологии психологии факультета психологии, МГУ им. Ломоносова, Москва, Россия, ankrich@mail.ru
Солодушкина М.В., преподаватель кафедры общей и прикладной психологии факультета психологии, Православный Институт Святого Иоанна Богослова Российский Православный Университет, s-tg@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются индивидуальные способы освоения и интерпретации своей ситуации участниками группы логопсихотерапии, задачей которой является коррекция логоневроза (заикания). Мы рассматриваем эту ситуацию как трудную и даже противоречивую, поскольку от участника требуется частично отказаться от самоконтроля и доверить ведущему группы управление своим состоянием. По нашему мнению, в рассматриваемой ситуации этот аспект только лишь ярче выражен, но присутствует во всякой ситуации общения. С другой стороны, не только психология, но и наша культура вообще не выработала достаточных средств осознания и управления в ситуации общении. Анализ интервью показывает, что путь участника группы в большой степени зависит от его установок по отношению к проблеме передачи управления своим состоянием другому человеку.

Ключевые слова: общение, феноменология, активность и пассивность, интерсубъективность

Рубрика: Эмпатия: феномен и метод

Тип: научная статья

* Работа выполнена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда — проект № 13-06-00590 «Вера как общепсихологическая категория» (части 1 и 3.2) и проект № 15-06-10626 «Когнитивные и личностные факторы повышения эффективности речевого общения» (части 2 и 3.1).

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp.2015230513

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Статья посвящена частной конкретизации важной проблемы на стыке философии и психологии — проблемы интерсубъективности. Философия — медленная наука, и писавшие на эту тему в XIX и в середине прошлого века — Э. Гуссерль, Ж.-П. Сартр, М. Бубер, Э. Левинас, М. Мерло-Понти и др. — весьма актуальны и в наше время. В современных работах европейских философов они постоянно служат опорой для дальнейшего продвижения феноменологического подхода к интерсубъективности, для аргументации в обсуждении вопросов когнитивной науки и в полемике с философами аналитической школы [Тенгели 2012; Zahavi 2010; 2003].

Литература
  1. Бусыгина Н.П. Феноменологический и герменевтический подходы в качествен- ных психологических исследованиях // Культурно-историческая психоло- гия. 2009. № 1. С. 57—65.
  2. Ковалев Г.А., Радзиховский Л.А. Общение и проблема интериоризации // Вопро- сы психологии. 1985. № 1. С. 110—120.
  3. Кричевец А.Н. Пассивность в деятельности. За пределы оксюморона // Психо- логические исследования. 2013. Т. 6. № 31. URL: http://psystudy.ru/index.php/ num/2013v6n31/880-krichevets31.html (дата обращения: 20.10.2015).
  4. Кричевец А.Н. Cogito, Другой и представления о психическом // Психологические исследования. 2010. № 5(13). URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2010n5- 13/377-krichevets13.html (дата обращения: 20.10.2015).
  5. Косилова Е.К., Кричевец А.Н. Субъект и Другие // Вестник Московского универ- ситета (Серия 7. Философия). 2011. № 6. С. 78—102.
  6. Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. М.; СПб.: Культурная иници- атива: Университетская книга, 2000. 416 c.
  7. Мальдине А. О сверхстрастности // (Пост)феноменология. Новая феноменология во Франции и за ее пределами. М.: Академический проект, 2014. C. 151—203.
  8. Некрасова Ю.Б. Сеанс психотерапевтического воздействия и некоторые психи- ческие состояния заикающихся // Вопросы психологии. 1980. № 3. C. 32—40.
  9. Новоселова А.С., Косолапова Л.А. Взаимодействие убеждения и внушения в процессе социализации и ресоциализации подростков и молодежи // Вестник ПГГПУ (Серия № 1. Психологические и педагогические науки). 2013. № 2.C. 5—18.
  10. Петровский В.А. Мыслю? — Да! Но существую ли? // Культурно-историческая психология. 2011. № 3. С. 12—26.
  11. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто. М.: Республика, 2000. 636 с.
  12. Скрипкина Т.П. Психология доверия. М.: Academia, 2000. 264 с.
  13. Сокулер З.А. Герман Коген и философия диалога. М.: Прогресс-Традиция, 2008. 312 с. Тенгели Л. Интервью с профессором Ласло Тенгели: Университет Вупперталя: 2 июня 2012 г. Часть 1 / пер. с нем. А. Козыревой, Г. Чернавина // Horizon: Феноменологические исследования. 2012. Т. 1. № 2. С. 232—247.
  14. Шварц И.Е. Внушение в педагогическом процессе // Учитель: Книга о профес- соре Израиле Ефремовиче Шварце / сост. Н.Г. Липкина, Л.А. Косолапова, А.И. Санникова, Б.М. Чарный. Пермь: Книжный мир, 2009. С. 79—387.
  15. Karpova N.L. Lev Vygotsky’s ideas in family group logopsychotherapy // Psychology in Russia: State of the Art. 2014. Vol. 7. № 3. P. 90—99.
  16. Zahavi D. Empathy, Embodiment and Interpersonal Understanding: From Lipps to Schutz // An Interdisciplinary Journal of Philosophy. 2010. Inquire, Vol. 53. № 3. P. 285—306. doi:10.1080/00201741003784663
  17. Zahavi D. Intentionality and Phenomenality: Phenomenological Take on the Hard Problem // The Problem of Consciousness: New Essays in Phenomenological Phi- losophy of Mind. Canadian Journal of Philosophy. 2003. Vol. 29. Special issue (Sup- plement 1). P. 63—92. doi:10.1080/00455091.2003.10717595
Статьи по теме

Педагогическое образование, Психология искусства и творчества  |  Рубцов В.В., Лекторский В.А., Эльконин Б.Д., Асмолов А.Г., Кудрявцев В.Т., Фрумин И.Д., Громыко Ю.В., Болотов В.А., Лазарев В.С., Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е., Цукерман Г.А., Уразалиева Г.К., Ковалева Т.М.

От совместного действия — к конструированиюновых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинарапод руководством В.В. Рубцова, Б.Д. Эльконина)

CrossRef doi:10.17759/chp.2018140302

 
О проекте PsyJournals.ru

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Creative Commons License

Яндекс.Метрика