Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 80Рубрики 51Авторы 7040Ключевые слова 16987 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ Web of Science PsycINFO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Метод формулирования случая в практико-ориентированном исследовании 823

Бурлакова Н.С., кандидат психологических наук, доцент кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, Москва, Россия, naburlakova@yandex.ru
Федорова Ю.Н., аспирантка кафедры нейро- и патопсихологии факультета психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, svc-fedorova@yandex.ru

Аннотация

Рассматривается метод анализа и формулирования индивидуального случая в рамках практико-ориентированного исследования. Представлен опыт применения данного метода в работе с ребенком с ОНР. Симптомы неблагополучия в сочетании с биографической информацией о ребенке, данными наблюдения и результатами понимания особенностей его внутреннего мира, самосознания рассматриваются в целостности и единстве. Подчеркивается необходимость не только изучения объективно-внешних обстоятельств ситуации развития, но также и специальной разработки процедур анализа переживаемого личного опыта, самосознания, идентификаций, которые проявляются, в том числе, и в поведении ребенка. Показана перспективность применения метода для глубокого понимания сложностей в жизни ребенка, механизмов возникновения его эмоциональных и поведенческих проблем, что определяет цели и стратегию построения помощи.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Различные способы работы с индивидуальным случаем складывались прежде всего в психотерапевтической практике. Необходимость описания этой практики, ее научного исследования, а также планирования характера помощи пациенту подтолкнула исследователей к разработке различных вариантов методов анализа и формулирования индивидуального случая.

Литература
  1. Агранович З.Е. Речевая патология в структуре психического дизонтогенеза у детей // Идеи Виктора Васильевича Лебединского в психологии аномального развития / Под ред. М.К. Бардышевской, Л.С. Печниковой, А.Л. Рыжова. М.: Акрополь, 2012. C. 170—178.
  2. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Преодоление трудностей учения: нейропсихоло- гический подход. СПб.: Питер, 2008. 320 с.
  3. Бурлакова Н.С. Внутренний диалог в структуре самосознания и его динамика в процессе психотерапии: дисс. канд. психол. наук. М., 1996. 256 с.
  4. Бурлакова Н.С. Функционально-структурный анализ деятельности психотерапевта на модели психотерапии пограничных личностных расстройств // Журнал практического психолога. 1997. № 5. C. 84—99.
  5. Бурлакова Н.С. К проблеме сохранения и рефлексии профессионального опыта: фрагменты клинико-психологической работы В.В. Лебединского // Идеи Виктора Васильевича Лебединского в психологии аномального раз- вития / Под ред. М.К. Бардышевской, Л.С. Печниковой, А.Л. Рыжова. М.: Акрополь, 2012. C. 395—428.
  6. Бурлакова Н.С., Олешкевич В.И. Проективные методы: теория, практика при- менения к исследованию личности ребенка. М.: Ин-т общегуманитарных ис- следований, 2001. 352 с.
  7. Бурлакова Н.С., Федорова Ю.Н. Сравнительный анализ группового и индиви- дуального проведения методики «Рисунок семьи»: результаты и перспекти- вы [Электронный ресурс] // Психологические исследования PSYSTUDY.ru. 2013. Т. 6. № 31. С. 5. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2013v6n31/888- burlakova31.html (дата обращения: 15.12.2015).
  8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. Проблемы развития психики. М.: Педагогика. 1983. 368 с.
  9. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с об- щим недоразвитием речи. 2-е изд., испр. и доп. М.: АРКТИ, 2004. 168 с.
  10. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психо- логические аспекты. СПб.: Речь, 2006. 380 с.
  11. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: Нейроп- сихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: Роспедагентство, 1997. 124 с.
  12. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 144 с.
  13. Лебединская К.С., Лебединский В.В. Нарушения психического развития в дет- ском и подростковом возрасте. М.: Академический Проект: Трикста, 2013. 303 с.
  14. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: Просвещение, 1968. 368 с.
  15. Логопедия: учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. 680 с.
  16. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. М.: Просвещение, 1992. 95 с.
  17. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста. СПб.: Питер, 2008. 288 с.
  18. Печникова Л.С. Фундаментальные принципы структурно-функциональной модели дизонтогенеза, сформулированные В.С. Лебединским // Идеи Вик- тора Васильевича Лебединского в психологии аномального развития. М.: Акрополь, 2012. С. 23—32.
  19. Смирнова Е.О. Современная детская субкультура // Консультативная психо- логия и психотерапия. 2015. № 4. С. 25—35. doi:10.17759/cpp.2015230403
  20. Соколова Е.Т., Бурлакова Н.С. К вопросу об обосновании метода диалогиче- ского анализа случая // Вопросы психологии. 1997. № 2. С. 61—76.
  21. Хоментаускас Г.Т. Методика «Рисунок семьи» // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 206—220.
  22. Eells T.D. Handbook of psychotherapy Case Formulation. N.Y.; London: Guilford Press, 2006. 448 p.
  23. Henry L.A., Messer D.J., Nash G. Executive functioning in children with specific language impairment // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2012. Vol. 53 (1). P. 37—45. doi: 10.1111/j.1469-7610.2011.02430.x
  24. Horowitz M.J. Formulation as a Basis for Planning Psychotherapy Treatment. Wash- ington, DC: American Psychiatric Press, 1997. 97 р.
  25. Luborsky L., Barret M.S. The Core Conflictual Relationship Theme. A basic re- formulation method // Handbook of psychotherapy Case Formulation / T.D. Eells (Ed.). N.Y., London: Guilford Press. 2007. Р. 105—134.
  26. Manassis K. Case Formulation with Children and Adolescents. N.Y.; London: Guil- ford Press, 2014. 244 p.
  27. Snowling M.J., Bishop D.V.M., Stothard S.E., Chipchase B. and Kaplan C. Psycho- social outcomes at 15 years of children with a preschool history of speech-language impairment // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2006. Vol. 47 (8). Р. 759—765. doi: 10.1111/j.1469-7610.2006.01631.x
  28. Van Hulle C.A., Schmidt N.L., Goldsmith H.H. Is sensory over-responsivity distin- guishable from childhood behavior problems? A phenotypic and genetic analy- sis // Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2012. Vol. 53 (1). P. 64—72. doi: 10.1111/j.1469-7610.2011.02432.x
Статьи по теме:
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Индекс цитирования Яндекс.Метрика