Консультативная психология и психотерапия
2016. Том 24. № 1. С. 44–63
doi:10.17759/cpp.2016240104
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Личностные изменения как результат жизнетворческой работы
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: жизнетворчество, эффективность, изменения , неопределенность, возможности , контент-анализ
Рубрика издания: Эмпирические исследования
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240104
Для цитаты: Леонтьев Д.А., Миюзова А.Е. Личностные изменения как результат жизнетворческой работы // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 1. С. 44–63. DOI: 10.17759/cpp.2016240104
Полный текст
Статья посвящена эмпирическому анализу возможных эффектов прохож- дения авторских жизнетворческих мастерских и семинаров открытия эк- зистенциального опыта. В исследовании были применены оригинальные качественные подходы: описание изменений с их последующим контент- анализом и факторным анализом категорий, а также графическая методика «Траектория». Оба метода обнаружили свою вполне удовлетворительную на- дежность, валидность и содержательность. Можно утверждать, что к эффектам жизнетворческой работы относятся изменение отношения к неопреде- ленности и субъективное расширение воспринимаемых возможностей.
Введение
В 2001—2004 гг. первым автором была разработана и с 2005 г. приняла форму регулярных занятий групповая практика жизнетворчества [6; 7; 17]. Эта форма практики определяется автором как нетерапевтическая, хотя ее формат сходен с форматом групповой психотерапии. Идея жиз- нетворчества выросла из понятия онтогогики — введения в реальность жизни, — которым Дж. Бьюджентал обозначал в раннем варианте своей концепции вторую фазу экзистенциально-гуманистической психотера- пии [15], а также из обнаружения ряда общих черт в психотерапевтиче- ских, педагогических и религиозных практиках там, где они направле- ны на расширение жизненного мира, и попыток вычленить их общий знаменатель и построить на этой основе специфическую методологию психологической помощи, которая не предполагает специфического психотерапевтического контекста и не основана на эмоционально заря- женном терапевтическом альянсе трансферентной природы.
Мишенью жизнетворческой работы выступает переработка участ- ником своего жизненного опыта в инварианты картины мира. Соот- ветствующая методология основывается на представлении о том, что подавляющее большинство возникающих у людей проблем является следствием их стремления удовлетворить свои потребности, но застой- ными проблемами их делает неспособность участника извлечь смысл из того, с чем он сталкивается в этом процессе, нарушение механизмов переработки опыта. Жизнетворчество направлено на выявление и устра- нение препятствий в переработке своего опыта, в результате чего про- блемы участников в худшем случае переформулируются и меняют свой смысл, в лучшем случае — просто перестают существовать, оказываются иллюзорными и исчезают.
Целью данного исследования является попытка подойти к оценке из- менений, происходящих в результате групповой жизнетворческой работы.
Начиная с 2005 г. она проводится первым автором в групповом формате (3 дня, 24 часа) в двух основных вариантах: в виде обучающих семина- ров «Открытие экзистенциального опыта» (ОЭО), основная задача кото- рых — дать теоретическое и опытное введение в понимание экзистенци- альной реальности и работу с ней, и в виде жизнетворческих мастерских (ЖТМ) — групп, преследующих исключительно цель продвижения в ре- шении жизненных проблем ее участников. Как правило, в формате ОЭО третий день работы также полностью посвящен жизнетворческой работе с проблемами участников. Несмотря на существенное различие задач и сценариев работы, оба формата объединяет выход на экзистенциальный уровень понимания собственной жизни, или уровень самодетермина- ции, с повседневного уровня детерминированности [7]. Общая атмосфера и отзывы участников групп и того и другого формата схожи, и мы сочли возможным для целей данного исследования объединить их: при поверх- ностном взгляде различия между ними не были заметны, а для статисти- ческой проверки их различий число протоколов было недостаточным.
На сегодняшний день проблема достоверной фиксации результатов психотерапии и иной практической работы психолога остается в числе активно обсуждаемых уже много десятилетий. Попытки сравнения эф- фективности различных психотерапевтических подходов на основании объективных индикаторов [1] не позволили выявить преимущества од- них методов перед другими и даже преимуществ самого факта професси- ональной работы перед спонтанной ремиссией. В противоречии с этим находятся субъективные критерии и мотивация клиентов и адресатов помощи, которые исходят из того, что помощь, как правило, приносит им реальную пользу.
Традиционные подходы основаны на сопоставлении результатов ста- тистических изменений определенной переменной до и после некоторо- го процесса, предполагаемого причиной искомых изменений, например, психотерапии или психологического тренинга. У нас не было оснований априори выдвигать четкие гипотезы о направлениях возможных измене- ний, поэтому мы опирались на качественный подход, использовав два индикатора изменений.
Первым из них явились актуальные описания изменений сразу после окончания группы. Участников групп просили коротко написать, ощу- щают ли они какие-либо изменения за прошедшие три дня, и в чем они заключаются.
Вариантом свободных описаний служили ретроспективные описа- ния. Участникам групп, проводившихся 5—8 лет назад, рассылались письма по электронной почте с аналогичным вопросом по отношению к давно прошедшей группе.
Кроме того, мы предположили, что возможные изменения могут проявиться не столько в сдвигах значений личностных и ситуационно- оценочных переменных, сколько в изменении качественных параметров самой траектории развития, которую возможно попытаться уловить с помощью разработанной нами [10] новой графической методики.
Рассмотрим эти результаты по порядку.
Актуальные описания изменений
В обработке были использованы краткие самоотчеты 121 участника групп, проходивших в ряде городов России, Украины и Казахстана в 2010—2015 гг. Участников сразу после окончания групп просили корот- ко написать ответ на вопрос, ощущают ли они какие-либо изменения за прошедшие три дня, и в чем они заключаются (на это уходило не бо- лее 10 мин.). 102 из 121 участников были женского пола, образование — высшее, возраст от 21 до 62 лет.
Предварительный анализ всего массива описаний позволил выделить 9 основных контент-аналитических признаков, подлежащих фиксации.
Вот список категорий, выделенных при изучении самоотчетов. 1. Запуск. Пример: «Внутренне я ощущаю, что во мне запущен какой- то механизм на изменение…». 2. Изменения. Пример: «Изменения произошли, потому что они не могли не произойти..». 3. Самоподтверждение. Пример: «Обнаружила, что хорошо живу..». 4. Действия. Пример: «Приняла решение уволиться с работы, причем абсолютно уверена в том, что даже не беспокоюсь...». 5. Эмоции. Пример: «Ощущение уверенности возросшей, просветле- ния, заряда творческого». 6. Телесные ощущения. Пример: «Две ночи между нашими занятия- ми я очень хорошо и крепко спала…». 7. Мировоззренческие идеи. Пример: «…рефлексивное сознание во- шло во все сферы моей деятельности». 8. Толерантность к неопределенности (ТКН). Пример: «…оказывается, нужно признать непредсказуемое и принять неопределенности, спасибо...». 9. Познавательные результаты. Пример: «Открыла для себя, что есть два типа людей...».
Для соотнесения самоотчетов с упомянутыми признаками были при- глашены два независимых эксперта с высшим психологическим образо- ванием. Авторы благодарят А. Нечаеву и О. Владимирову, уделивших вре- мя и свои профессиональные знания для экспертной оценки самоотчетов.
Экспертам было предложено независимо друг от друга оценить при- сутствие каждой из 9 категорий в каждом из 121 индивидуального про- токола по трехбалльной системе: определенно есть (2), трудно сказать (1), определенно нет (0). Согласованность экспертных оценок, изме- ренная с помощью коэффициента конкордации Кенделла, составила 15,9 (p<0,05). Число протоколов, в которых эксперты обнаружили при- сутствие тех или иных категорий, варьировало от 22 до 107. Чаще все- го встречались самоподтверждение и познавательные результаты, реже всего — упоминание телесных ощущений (рис. 1).
Факторный анализ контент-аналитической матрицы с вращением Варимакс привел к выделению четырех факторов, объясняющих в сум- ме 64% дисперсии.
Первый фактор, который мы назвали «Осмысление изменений», со- держит положительные нагрузки по категориям 7 и 9. Он охватывает процессы понимания и осмысления происходящих изменений.
Второй фактор — «Чувство изменения» включает категории 3 и 5, го- ворящие о непосредственном переживании процесса изменений и само- подтверждении.
Третий фактор — «Практические изменения» содержит положитель- ные нагрузки по категориям 2 и 4, говорящие о самом наличии измене- ний и о принятии неких решений.
Четвертый фактор — «Ощущение изменений» содержит положитель- ные нагрузки по категориям 1 и 6, говорящие об ощущении процесса изменений и представлении данного процесса в телесном опыте.
Нагрузка категории 8 (Толерантность к неопределенности), т. е. при- нятие неопределенности и непредсказуемости, довольно равномерно распределилась на три из четырех факторов и отрицательно коррелиро- вала с третьим фактором «Практические изменения».
В результате изменения отношения к неопределенности она пере- стает быть каким-то жупелом, чем-то, чего надо бояться и от чего надо бежать, а начинает приносить людям удовольствие, они становятся спо- собны испытывать от этого положительные эмоции. Это изменение от- ношения выступает важным критерием и предпосылкой личностной зрелости и здорового функционирования [8].
Таким образом, можно сказать, что после участия в мастерской участники склонны выделять себя из потока собственной жизни, т. е. они могут отделить себя от объективно разворачивающегося жизненного процесса. Это может говорить о том, что у участников жизнетворческих мастерских повышается осознанность собственной жизни. В кратких самоотчетах участников также прослеживается то, что они начинают видеть возможность управлять собы- тиями своей жизни и активно в них вмешиваться. Наличие толерантности к неопределенности, т. е. принятия непредсказуемости и неопределенности в жизни является важным индикатором изменения, а также является одной из целей экзистенциальной работы. Тем самым это дает человеку в процессе жиз- ни больше знания и свободы. Таким образом, изменения связаны, во-первых, c эмоциональным предвосхищением и с осознанием того, что происходит, а в дальнейшем с практическим применением осознанных возможностей. Лишь тот, кто понимает смысл, предпосылки и условия операции, которую соверша- ет, может изобрести и другую операцию, поменять способ деятельности, это и есть творческий акт, акт смены отношения и дальнейшего проявления в дея- тельности [11]. Акт изменения связан с актом смены отношения, что включает в себя осознание прошлого отношения и реализацию нового в деятельности.
Ретроспективные описания изменений
В ретроспективном исследовании были проанализированы ответы на вопросы людей, участвовавших в сессиях групповой экзистенциальной работы (2005—2010 гг.), у которых в свое время описания изменений по- сле группы не собирались .
Самоотчеты были получены путем индивидуального обращения к каждому по электронной почте. Для респондентов был создан специаль- ный почтовый ящик, где аккумулировались все поступающие данные.
Участников исследования просили написать ответ на два вопроса. 1. Скажите, пожалуйста, отмечали ли Вы какие-либо изменения в себе, в своей жизни или в восприятии мира после мастерской/семинара или нет? 2. Если да, то что можете о них сказать? В чем они заключались, как происходили, как отстояли по времени?
В обработке были использованы краткие самоотчеты 29 участников групп, проходивших в ряде городов России и Украины в 2005—2010 гг. 22 из 29 участников были женского пола, образование — высшее, воз- раст — от 24 до 62 лет. Все самоотчеты написаны в произвольной форме, респонденты писали то, что считали нужным, данные самоотчеты были написаны участниками сессий групповой жизнетворческой работы в 2013 г., т. е. по прошествии от 3 до 8 лет после самой работы.
Предварительный анализ всего массива описаний позволил выделить 6 основных контент-аналитических признаков, подлежащих фиксации. 1. Эмоции, в том числе и эстетические. Пример: «Обострение вну- треннего зрения, нравственной впечатлительности». 2. Изменение. Пример: «…изменения не инсайтного а, скорее, про- лонгированного характера». 3. Действие. Пример: «…прошла курс личной терапии, продолжаю обучение и развитие». 4. Толерантность к неопределенности. Пример: «Стала восприни- мать мир в большей мере как полный возможностей, неопределенности, шансов для развития». 5. Осознание. Пример: «…отозвалась экзистенциальная тревога. Те- перь отслеживаю, знаю о ней, учитываю ее». 6. Знание. Пример: «Начал смотреть на проблемы с учетом новых знаний, следить за статьями и книгами в области экзистенциальной психологии».
Для соотнесения самоотчетов с упомянутыми признаками были при- глашены два независимых эксперта с высшим психологическим образо- ванием. Авторы благодарят М. Савину и Е. Карцеву, уделивших время и свои профессиональные знания для экспертной оценки самоотчетов.
Экспертам было предложено независимо друг от друга оценить при- сутствие каждой из 6 категорий в каждом из 29 индивидуальных протоколов по трехбалльной системе: определенно есть (2), трудно сказать (1), определенно нет (0). Согласованность экспертных оценок, измерен- ная с помощью коэффициента конкордации Кенделла, составила 29,7 (p<0,001). Число протоколов, в которых эксперты обнаружили при- сутствие тех или иных категорий, варьировало от 11 до 27. Чаще всего встречались изменения, реже всего — упоминания эмоций (рис. 2).
Факторный анализ контент-аналитической матрицы с вращением Варимакс привел к выделению двух факторов, объясняющих в сумме 71% дисперсии. Интересно, что, несмотря на небольшую выборку, фак- торная структура оказалась более четкой, чем для актуальных самоот- четов, поскольку за прошедшее время переживания участников под- верглись внутренней переработке; закономерно в этой связи и заметное падение непосредственных эмоциональных переживаний в пользу их более когнитивно проработанных форм.
Первый фактор «Непосредственные изменения» содержит положи- тельные нагрузки по категориям 1, 2, 5. Этот фактор говорит об измене- ниях, которые отмечаются респондентами сразу.
Второй фактор «Опосредованные изменения» включает категории 3 и 6; для данного типа изменений существенной особенностью является практическое воплощение, а также пролонгированность во времени.
Интересно заметить, что нагрузка категории 4 (Толерантность к нео- пределенности), т. е. принятие неопределенности и непредсказуемости, почти равномерно распределилась на оба фактора.
Эти данные соответствуют показателям, которые мы получили в анализе актуальных самоотчетов, написанных сразу после участия ре- спондентов в сессии групповой работы. Одной из целей экзистенци- ально-ориентированной психотерапии является осознание отсутствия предзаданности мира в целом и наличие в нем неопределенности. Глав- ное сформировать конструктивное отношение к неопределенности, толерантность к ней. Почти все респонденты отмечают наличие изме- нений по этому параметру, каждый раскрывает данную категорию по- своему, кто-то начинает говорить об эмоциональной сфере, кто-то об осознании, действиях, о полученных знаниях в отношении к неопре- деленности, о принятии непредсказуемости жизни, что дает им ресурс для выстраивания особенного отношения к действительности. Многие респонденты говорили о пролонгированном характере изменений.
Наиболее представленными категориями во всех самоотчетах явля- ются категории «Осознание» и «Действия»; таким образом, изменения проявляются в осознании чего-то и последующей реализации того, что осознал, в практической деятельности. Респонденты часто говорят об ответственности, о собственных возможностях, о том, чего они реаль- но хотят, часто упоминается словосочетание «внутренний закон», дви- жение сообразно своему внутреннему закону, упоминается осознание какой-то проблемы, за счет чего перестраивается вся структура отно- шений к себе, к миру и к своей жизни в целом. На основе данных от- четов можно выделить два вида осознания: осознание как глобальная характеристика и как частное (в данных самоотчетах на примере про- блем в межличностных отношениях). С. Кьергегор говорил, что знание о чем-то должно приходить с сознанием: чем больше ты узнаешь, тем больше узнает себя «Я». Становление самого себя есть становление собственного пути, это происходит, когда «Я» равным образом нужда- ется в возможности и необходимости. Сфера возможного непрестанно расширяется с расширением собственного знания, но главный пере- ход состоит от возможного к действительному, необходимость реализо- вывать возможные отношения сохраняет чувство реальности, а иначе происходит обратный процесс из-за недостатка возможности или из-за недостатка необходимости претворять свои потенциальные возможно- сти в жизнь [5]. Тем самым осознание соединяется с действием и вы- ступает двумя частями одного и того же, т. е. отношения, в нашей рабо- те — в отношении к собственной жизни.
Данные категории так явно были выявлены только в ретроспектив- ных самоотчетах, в самоотчетах же, написанных сразу после окончания группы, их нет. Сфера изменения представлена в большей части само- отчетов в виде эмоциональных переживаний, каких-то вспышек осоз- нания, озарения, категория «Действия» была представлена планами на будущую жизнь, тогда как сейчас фокус изменений сместился с эмоцио- нальной сферы на познавательную и поведенческую. В данных самоот- четах эмоции описаны эстетически, респонденты переосмыслили свои собственные переживания и результат этого переосмысления можно трактовать как единство аффекта и интеллекта. «Вещи не меняются от того, что мы их мыслим, но аффект и связанные с ним функции изменя- ются в зависимости от того, что они сознаются. Они становятся в другое отношение к сознанию и к другому аффекту, и, следовательно, изменя- ется их отношение к целому и его единству» [4, с. 251].
Единство интеллекта и аффекта обнаруживается во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на человека на всех стадиях психи- ческого развития, данная связь является динамической. В самоотчетах это хорошо прослеживается: если в актуальных самоотчетах преобла- дала фрагментарность как и в описании собственных чувств и эмоций, так и в категориях познания, в ретроспективных самоотчетах появилась четкая структура изменений, эмоции перешли на более высоких уро- вень — эстетические эмоции, а категория «Осознания» соединяется с категорией «Действия», что позволяет респондентам воплощать свои осознанные возможности в практической сфере. Ф.Е. Василюк говорил о самостроительстве личности, об активном и сознательном созидании человеком самого себя, в которое включено не только проектирование, но и чувственно-практическое воплощение собственных проектов и за- мыслов в условиях трудного существования. Это есть жизненное твор- чество как наивысший принцип такого жизненного мира [3]. Категория «Знания» в самоотчетах представлена либо в самом начале, и после нее нет описания изменений в других сферах, либо в конце, где знания вы- ступают в качестве ресурса продолжения поиска себя, собственного ста- новления на своем пути, как подтверждения того, что человек двигается в правильном направлении посредством прочитанной литературы, про- смотренных фильмов, прослушанных лекций.
Приведенные данные, хоть и не являются лонгитюдными, дают кос- венное подтверждение того, что выявленные нами изменения по резуль- татам жизнетворческой работы носят долговременный характер. Для до- стоверных выводов необходимо лонгитюдное исследование.
Изменение жизненной траектории
В исследовании была также использована разработанная первым ав- тором графическая методика «Траектория», позволяющая зафиксировать изменения качественных параметров самой траектории развития [10].
Обоснование использования графических методов в психологических исследованиях. Психология имеет давние отношения с различными ви- зуальными данными: графическими изображениями, фотографиями и видеозаписями, первоначально используемыми для презентации ре- зультатов и объективной фиксации данных наблюдения. В настоящее время визуальные медиа выступают в роли инструмента психологиче- ского исследования [20].
Ряд исследователей используют различные визуальные техники для решения сложных проблем, связанных с исследованием опыта.
Качественные исследования, включающие визуальные методы, с од- ной стороны, изучают две взаимопересекающиеся формы повество- вания: вербальную и визуальную, а с другой — поощряют респон- дентов рефлексировать о социальном и материальном контекстах их опыта [14]. Каждый человек использует мультимодальные формы экспрессии и коммуникации, когда презентует свой опыт в повсед- невной жизни. В настоящее время люди становятся опытнее в ис- пользовании новых коммуникативных технологий, это позволяет им делиться своими идеями и чувствами, вовлекаться в новые формы со- циальной интеракции, реляционности, субъективности. Визуальные методы позволяют получить мультимодальные данные, что позволяет лучше представить эмоциональную составляющую опыта [16]. Бла- годаря использованию визуальных средств у респондентов возникает эмоциональный резонанс и актуализируются воспоминания. Для ре- спондентов использование визуальных данных становится выходом в альтернативную повествовательную позицию, где сталкиваются и интегрируются изначально вербальные воспоминания. Таким образом визуальные данные выступают не только в роли подсказок для памяти, но могут стать интегралами опыта, то есть дают возможность собрать воедино значимые события прошлого в их отношениях с со- бытиями настоящего. Еще одним аргументом использования визуаль- ных данных в качественном исследовании является потенциальное повышение степени участия респондентов в образовании и органи- зации данных, что позволяет респондентам формировать контекст их индивидуальной истории. Как результат, респонденты имеют больше времени для рефлексии собственного опыта, когда им предоставля- ется возможность быть более включенными в организацию данных и процесс исследования. Для некоторых исследователей включение респондентов в организацию данных является способом демократи- зации процесса исследования. Использование визуальных данных также становится всё более популярным в исследованиях идентично- сти, общения, взаимодействия и телесности [19].
Также в западной психологии появилось немало интересных работ, в которых ассимилируются новые представления об образе [18]. В от- ечественных исследованиях к визуальным подходам довольно часто об- ращаются социологи, в отечественной психологии визуальные образы используются преимущественно в рамках исследований с применением традиционных проективных методик, однако и другие, не сводимые к проективной психодиагностике подходы к пониманию образов, хотя и фрагментарно, но все же представлены [2]. Использование и интер- претация визуальных данных в исследовании зависит от тех вопросов, которые исследователь изучает, и от теоретических рамок, в которых он работает.
Методика «Траектория». Материал методики «Траектория» представ- ляет собой набор картинок, символически изображающих ход жизни человека в виде разных вариантов ее траектории (рис. 3); участникам предлагается выбрать из них ту, которая лучше всего соответствует ощу- щению ими динамики своей жизни, а если такой не найдется, само- стоятельно изобразить соответствующую траекторию в чистом окошке.
Эта процедура занимает несколько минут. В первичном исследовании [9] было предложено 9 изображений, обозначенных буквами латинского алфавита, и одно поле для своего варианта. Некоторые из исходных ва- риантов не были выбраны ни разу, и два из оригинальных изображений в первом исследовании оказались повторяющимися у разных участников 2 и 6 раза, что дало нам основание использовать их в количественной обработке, а также включить их в новую версию методики: изображе- ния «l» (зигзагообразная линия с множественными переходами разной амплитуды, переходящая в прямую, направленную резко вверх) и «m» (направленная вверх спираль в боковой проекции).
В рамках психометрической апробации методики «Траектория» [10] была сделана попытка посмотреть распределение выбора гра- фических изображений и сопоставить данные «Траектории» с клас- сическим опросником «Большая пятерка» (BFQ; русская адаптация Е.Н. Осина) [12]. Сравнение частоты двенадцати изображений в двух срезах по непараметрическому критерию Вилкоксона дало значение W=0,783 при уровне значимости 0,05, что фиксирует отсутствие зна- чимых различий между двумя выборками парных изменений. Сопо- ставление данных «Траектории» с опросником «Большая пятерка» также выявило значимые различия. Для сопоставления данных был выбран метод сравнения средних по каждому фактору для каждого выбора траектории.
Результаты и обсуждение. После отсева протоколов с неточным соблю- дением инструкции в обработке был использован 121 протокол с двой- ными срезами (до и после групповой работы). 101 из 121 участника были женщины, образование у всех высшее, возраст — от 21 до 62 лет. Инструк- ция, предъявляемая участникам исследования: «Выберите, пожалуйста, из предложенных изображений то, которое лучше всего выражает ход вашей жизни в настоящий момент и подчеркните или обведите его. Если ни одно не подходит, изобразите Ваш собственный вариант в последней клеточке».
Мы предположили, что изменения отразятся в сдвигах частотности выбираемых изображений.
Сравнение частоты двенадцати изображений до и после групповой рабо- ты по непараметрическому критерию Вилкоксона дало значение W=0,008 при уровне значимости 0,05, что фиксирует наличие значимых различий между двумя выборками парных изменений. Данные показывают, что на- блюдается существенный сдвиг в выборе двух изображений («k», «o») после участия в групповой работе. Распределения представлены на рис. 4.
По данным нашего апробационного исследования [10], респонден- ты, выбирающие вариант «k», отличаются меньшей способность по- нимать и чувствовать потребности других людей и эффективно с ними кооперироваться (субшкала Эмпатия методики BFQ), но при этом они также отличаются большим радушием, доверием и открытостью другим людям (субшкала Вежливость), меньшим упорством в достижении со- вершенства в делах, старании избежать неудач (субшкала Скрупулез- ность), характеризуются меньшим интересом к новой информации, чтению, овладению новым знанием (субшкала Открытость культуре), но при этом положительным отношением к вызовам, новому, способ- ностью рассматривать любое явление с разных точек зрения, доброже- лательной открытостью различным стилям, способам жизни, разным культурам (субшкала Открытость опыту).
Параллельно вторым автором проводится исследование вербальных ассоциативных описаний использованных в методике «Траектория» гра- фических изображений; в настоящий момент собрано 76 протоколов с их ассоциативными описаниями. Ключевыми ассоциациями, описыва- ющими вариант «k», по нашим данным, являются: жизненные возмож- ности и выборы, открытость новому, самоконцентрация.
Таким образом, выявленные сдвиги выбора графической конфигу- рации можно рассматривать как показатель сдвига отношения к соб- ственной жизни, что хорошо согласуется с данными, полученными в результате анализа вербальных описаний изменений. Резкое увеличение частоты выбора графической конфигурации «k» связано с расширением собственных возможностей и выборов, что хорошо согласуется с целями участия в сессии групповой экзистенциально-ориентированной работы.
Значимое увеличение частоты выбора варианта «o» (свой вариант изо- бражения) может свидетельствовать об индивидуализации отношения к собственной жизни, выходе за рамки шаблонов.
Подтверждением этой интерпретации служит использованный нами дополнительный вопрос на бланке методики, на который респонденты давали ответ до и после группы. Вопрос формулировался так: «Как бы Вы оценили число открывающихся перед Вами возможностей выбора жизненного пути?» Предлагалось выбрать один из трех вариантов отве- та: «Их мало», «Их много» или «Затрудняюсь ответить». В табл. 3 представлено распределение ответов до и после групповой работы.
Как видно, уже перед началом работы убедительное большинство ре- спондентов видело много возможностей, так что возможности для еще большего сдвига ответов в этом направлении были невелики. Тем не менее, оценка значимости полученного сдвига по критерию знаковых рангов Уил- коксона (Z=-2,522) свидетельствует о статистической достоверности сдвига при уровне значимости p=0,012. Увеличение воспринимаемых возможно- стей, видимо, также является одним из эффектов жизнетворческой работы.
Заключение
Представленные данные иллюстрируют возможности двух новых под- ходов к оценке эффективности групповой формы психологической помо- щи: контент-анализ описаний изменений и методика «Траектория». Оба метода могут быть, по-видимому, применимы к самым разным формам психологической помощи. Конечно же, они не дают прямого ответа на вопрос об эффективности или реальных последствиях соответствующей формы работы, однако помогают сделать шаг в решении методической за- дачи поиска индикаторов и средств диагностики личностных изменений в процессе психотерапевтической или личностно-развивающей работы.
В том, что касается оценки жизнетворческих мастерских, приведен- ные результаты позволяют заключить, что при работе в таком формате происходят сдвиги отношения к собственной жизни по двум взаимос- вязанным параметрам. Первый из них — большее принятие и осознание неустранимой неопределенности, что, согласно современным представ- лениям, наиболее продуктивно для личностного развития и сопротив- ляемости стрессам [8]. Суть подобного отношения в том, чтобы отка- заться от детской иллюзии стабильности и однозначности картины мира и вырабатывать более взрослую позицию принятия неопределенности, другой стороной которой выступает обнаружение новых возможностей.
Рост открытости к новым возможностям — это второй аспект выявлен- ных изменений. По сути, эти два аспекта изменений объединены в важ- ном для современного мира понятии антихрупкости [13] — способности жить и действовать в условиях неопределенности, не стремясь (тщетно) избежать ошибок, а реагируя на них развитием.
Литература
- Айзенк Г.Ю. Парадоксы психологии. М.: Эксмо-Пресс, 2009. 352 c.
- Бусыгина Н.П. Качественные и количественные методы исследований в пси- хологии: учебник для бакалавриата и магистратуры. М.: Юрайт, 2015. 443 c.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических си- туаций). М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 200 c.
- Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 5. Основы дефектологии. М.: Педагогика, 1984. 369 c.
- Кьеркегор С. Болезнь к смерти. М.: «Академический проект», 2012. 157 с.
- Леонтьев Д.А. Жизнетворчество как практика расширения жизненного мира // 1-я Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений. М.: Смысл, 2001. С. 100—109.
- Леонтьев Д.А. Опыт методологического осмысления практик работы с лично- стью: фасилитация, ноотехника, жизнетворчество // Консультативная пси- хология и психотерапия. 2012. № 4. С. 164—185.
- Леонтьев Д.А. Вызов неопределенности как центральная проблема психоло- гии личности [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2015.
- № 40. URL: http://psystudy.ru/index.php/num/2015v8n40/1110-leontiev40.html (дата обращения: 24.04.2015).
- Леонтьев Д.А., Миюзова А.Е. Методический подход к фиксации изменений личности в результате экзистенциальной работы // Пятая Всероссийская на- учно-практическая конференция по экзистенциальной психологии. Москва, 6—8 мая 2013 г. Материалы сообщений. М.: Смысл, 2013. С. 138—141.
- Леонтьев Д.А., Миюзова А.Е. Разработка графической методики диагности- ки индивидуальной траектории развития // Современная психодиагностика России: Преодоление кризиса: сборник материалов III Всероссийской кон- ференции по психологической диагностике: в 2 т. Т. 1. Челябинск: Издатель- ский центр ЮУрГУ, 2015. С. 186—192.
- Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рационально- сти. СПб.: Азбука, 2010. 288 с.
- Осин Е.Н., Рассказова Е.И., Неяскина Ю.Ю., Дорфман Л.Я., Александрова Л.А. Операционализация пятифакторной модели личностных черт на российской выборке // Психологическая диагностика. 2015. № 3. С. 80—104.
- Талеб Н.Н. Антихрупкость: как извлечь выгоду из хаоса. М.: КоЛибри, 2014. 768 с.
- Banks M. Using Visual Data in Qualitative Research. London: Sage, 2008. 152 p.
- Bugental J.F.T. The search for authenticity: An existential-analytic approach to psy- chotherapy. 2nd ed., enlarged. New York: Irvingston publs, 1981. 477 p.
- Frith H., Riley S., Archer L., Gleeson K. Editorial: Imag(in)ing Visual Method- ologies // Qualitative Research in Psychology. 2005. Vol 2 (3). P. 187—198. doi: 10.1191/1478088705qp037ed
- Leontiev D. Experience Processing as an Aspect of Existential Psychotherapy: Life Enhancement Methodology // Journal of Contemporary Psychotherapy. 2015. Vol. 45 (1). Р. 49—58. doi: 10.1007/s10879-014-9284-x
- Reavey P. Васk to experience. Material subjectivities and the visual. Presentation at the first Visual Psychologies Conference, University of Leicester, 4 june 2008.
- Reavey P., Johnson K. Visual approaches: using and interpreting images // The Sage handbook of qualitative research / C. Willig, W. Stainton-Rogers (eds). London: Sage, 2008. Р. 296—314.
- Visual Methods in Psychology: Using and Interpreting Images in Qualitative Re- search / P. Reavey (ed.). London: Routledge, 2011. 416 p.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 5305
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 6
Скачиваний
Всего: 2152
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 2