Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 75Рубрики 51Авторы 6767Ключевые слова 15834 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ EBSCO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Регрессивные явления в условиях игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра 461

Туревская Р.А., кандидат психологических наук, профессор кафедры «Клинической психологии и психотерапии» факультета «Консультативной и клинической психологии» Московского городского психолого-педагогического университета; доцент кафедры «Психология чрезвычайных и экстремальных ситуаций» отделения «Клинической психологии» психологического факультета Московского государственного университета им. Ломоносова, info@turita.net
Банникова И.М., педагог-психолог, Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Городской психолого- педагогический центр Департамента образования города Москвы» , imbannikova@gmail.com

Аннотация

Изучение регрессивных явлений для расстройств аутистического спектра (РАС) имеет особую важность, так как позволяет приблизиться к пониманию некоторых ключевых механизмов и возможно операционализировать «проникающий» характер этого нарушения развития. Исследование посвящено изучению на модели игрового поведения регрессивных явлений, которые определяются как снижение смысловой и произвольной организации игрового поведения. Цель исследования — выявление условий и факторов, вызывающих регрессивное поведение у детей с РАС. В исследовании участвовали дошкольники 5—7 лет. Была обследована группа детей с отклоняющимся развитием, в которую входили дети с РАС в количестве 18 человек (4 девочки, 14 мальчиков), и контрольная группа в количестве 18 человек (5 девочек, 13 мальчиков). Для исследования была разработана сюжетно-ролевая игра, состоящая из четырех этапов, в каждом из которых перед ребенком ставились определенные задачи. На основе результатов данного исследования был выявлен ряд факторов, которые провоцируют регрессии и влияют на их количество — принятие нового, переключение на другую деятельность, истощение, чувствительность к эмоциональной нагрузке.

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Актуальность темы обусловлена распространенностью раннего детского аутизма. По данным К.С. Лебединской и О.С. Никольской, она составляет 6—10 на 10000 детей [2], согласно зарубежным исследователям, — 45 на 10000 детей, и эта цифра за последние несколько лет выросла в три раза [3; 5]. Данное исследование нацелено на выявление психологических факторов и механизмов нарушений эмоционально-смысловой регуляции поведения в условиях игровой деятельности у высокофункциональных аутистов.

Литература
  1. Клиническая психология: в 4 т. Т. 2. Частная патопсихология / Под ред. А.Б. Холмогорова [и др.]. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2013. 432 c.
  2. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма: Нач. проявления. М.: Просвещение, 1991. 53 с.
  3. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушение психики ребенка. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 384 с.
  4. Никольская О.С. Аффективная сфера человека как система смыслов, органи- зующих сознание и поведение. М.: МГППУ, 2008. 464 с.
  5. Симашкова Н.В. Атипичный аутизм в детском возрасте: автореф. дисс. … докт. мед. наук. М., 2006. 44 с.
  6. Туревская Р.А., Жигэу Е.И. Особенности смысловой переработки эмоцио- нальной информации в норме и патологии // Вестник славянского универ- ситета. 2003. Вып. 10. С. 21—33.
  7. Фрейд А. Регрессия как принцип нормального развития // Теория и практика детского психоанализа. Т. 2. М.: Апрель-Пресс, ЭКСМО-Пресс, 1999. 400 с.
  8. Thomas M.S., Knowland V. C., Karmiloff-Smith A. Mechanisms of developmental re- gression in autism and the broader phenotype: a neural network modeling approach // Psychological review. 2011. Vol. 118 (4). P. 637 — 654. doi: 10.1037/a0025234
  9. Regression, developmental trajectory and associated problems in disorders in the autism spectrum: the SNAP study / G. Baird et al. // Journal of autism and developmental disorders. 2008. Vol. 38 (10). P. 1827—1836. doi: 10.1007/ s10803-008-0571-9
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика