Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 75Рубрики 51Авторы 6825Ключевые слова 16126 АвторамИздателямRSS RSS
ВАК РИНЦ ВИНИТИ EBSCO Ulrichsweb DOAJ

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических исследований * 271

Клименкова Е.Н., Педагог-психолог Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Образовательный комплекс «Юго-Запад», klimenkovaliza@gmail.com

Аннотация

В статье рассматриваются основные направления исследований развития процессов ментализации и эмпатии в онотогенезе. Приводятся данные нейровизуляционных и психологических исследований, свидетельствующие об активном формировании способности к ментализации и эмпатии в подрост- ковом возрасте. Освещается дискуссионный вопрос о различиях механизмов эмпатии и ментализации, в том числе о том, какой из двух компонентов эмпатии (когнитивный или эмоциональный) формируется в онтогенезе первым. Рассматриваются результаты исследований, как свидетельствующих о близости этих процессов, так и доказывающих их относительную независи- мость (в том числе на уровне нейронных сетей). Представлены данные о том, что развитая ментализация является фактором-буфером эмоциональной дезадаптации и агрессивного поведения, а ее дефицитарность — фактором буллинга. Рассматриваются современные исследования семейных факторов способности к ментализации и эмпатии. Особое внимание уделяется монографии E. Mains, в которой подводится итог исследованиям факторов развития социального познания в онтогенезе с опорой на культурно-историческую теорию развития психики Л.С. Выготского.

Ключевые слова: социальное познание, ментализация, эмпатия, факторы социального познания

Рубрика: Научные обзоры

Тип: научная статья

* Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-03461) на базе ФГБУ «ФМИЦПН имени В.П. Сербского» Минздрава России.

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp.2016240406

Ссылка для цитирования

Фрагмент статьи

Ментализация включает в себя развитие автономной саморегуляции и приобретение способности эффективно различать эмоциональную экспрессию и намерения других, а также способность увидеть себя как отдельного, способного к саморегуляции субъекта психической деятель- ности [5]. Были получены важные данные о влиянии пола и возраста на развитие способности к ментализации в подростковом и юношеском возрасте. В подростковом возрасте СП активно развивается, независимо от индивидуальных различий в общих познавательных способностях [25].

Литература
  1. Зарецкий В.К., Смирнова Н.С., Зарецкий Ю.В., Евлашкина Н.М., Холмогорова А.Б. Три главные проблемы подростков с девиантным поведением. Почему возникают? Как помочь? М.: Форум, 2014. 208 с.
  2. Карягина Т.Д., Будаговская Н.А., Дубровская С.В. Адаптация многофакторно- го опросника эмпатии М. Дэвиса // Консультативная психология и психоте- рапия. 2013. № 1. С. 202—227.
  3. Холмогорова А.Б. Природа нарушений социального познания при психиче- ской патологии: как примирить «био» и «социо»? // Консультативная психо- логия и психотерапия. 2014. Т. 22. № 4. С. 8—29.
  4. Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы со- циального познания в современной психологии: обзор зарубежных иссле- дований и обсуждение перспектив // Культурно-историческая психология. 2015. Т. 11. № 3. С. 25—43. doi: 10.17759/chp.2015110304
  5. Cotler T.B. The Relationship Among Attachment Patterns, Mentalization, and Em- pathy. Dr. Sci. (Philosophy) diss. Adelphi, 2012. 231 p.
  6. De Vignemont F., Singer T. The empathic brain: how, when and why? // Trends in Cognitive Sciences. 2006. Vol. 10. № 10. P. 435—441. doi: 10.1016/j.tics.2006.08.008
  7. de Wied M., Branje S.J.T., Meeus H.J.W. Empathy and conflict resolution in friend- ship relations among adolescents // Aggressive Behavior. 2007. Vol. 33 (1). P. 48— 55. doi: 10.1002/ab.20166
  8. Dinić M.B., Kodžopeljić S.J., Sokolovska T.V., Milovanović Z.I. Empathy and peer violence among adolescents: Moderation effect of gender // School Psychology In- ternational. 2016. Vol. 37 (4). P. 359—377.
  9. Dunn J., Brown J., Beardsall L. Family Talk About Feeling States and children`s Later Understanding of Other`s Emotions // Developmental Psychology. 1991. Vol. 27 (3). P. 448—455. doi: 10.1037/0012-1649.27.3.448
  10. Eisenberg N., Zhou Q., Spinrad T.L., Valiente C., Fabes R.A., Liew J. Relations Among Positive Parenting, Children’s Effortful Control, and Externalizing  Prob- lems: A  Three-Wave  Longitudinal  Study  // Child  Development.  2005.  Vol.  76. P. 1055—1071. doi: 10.1111/j.1467-8624.2005.00897.x
  11. Ferreira-Valente A., Monteiro J.S., Barbosa R.M. et al. Clarifying changes in student empathy throughout medical school: a scoping review // Advances in health scienc- es education: theory and practice. 2016. P. 1—21. doi: 10.1007/s10459-016-9704-7
  12. Feshach N. Empathy training: a field study in affective education. N.Y.: Praeger, 1979. 36 p.
  13. Fonagy P., Steele M., Steele H., Moran G.S., Higgitt A.C. The capacity for understand- ing mental states: The reflective self in parent and child and its significance for security of attachment // Infant Mental Health Journal. 1991. Vol. 12. Issue 3. P. 201—218. doi:      10.1002/1097-0355(199123)12:3<201::AID-IMHJ2280120307>3.0.CO;2-7
  14. Garlick D. Understanding the nature of the general factor of intelligence: the role of individual differences in neural plasticity as an explanatory mechanism // Psycho- logical Review. 2002. Vol. 109. № 1. P. 116—36.
  15. Hoffman M.L. Empathy and moral development: Implications for caring and justice. N.Y.: Cambridge University Press, 2000. 331 p.
  16. Jensen A. The G Factor: The Science of Mental Ability. Westport, CT: Greenwood Publishing, 1998. 700 p.
  17. Kanske P., Bockler A., Trautwein1 F.-M. et al. Are strong empathizers better mental- izers? Evidence for independence and interaction between the routes of social cog- nition // Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2016. Vol. 11. № 9. P. 1—10.
  18. Kilford E.J., Garrett E., Blakemore S.J. The development of social cognition in ado- lescence: An integrated perspective // Neuroscience and biobehavioral reviews. 2016. Vol. 70. P. 106—120. doi: 10.1016/j.neubiorev.2016.08.016
  19. Meins E. Security of attachment and the social development of cognition. Hove: Psychology Press, 1997. 177 p.
  20. Sebastian C.L. Social cognition in adolescence: Social rejection and theory of mind // Psicología Educativa. 2015. Vol. 21. Issue 2. P. 125—131.
  21. Sutton J. ToM goes to school: social cognition and social values in bulling // Indi- vidual differences in theory of mind: implications for typical and atypical develop- ment / Repacholi B., Slaughter V. (Eds.). N.Y.: Psychology Press, 2003. P. 99—120.
  22. Taubner S., White L.O., Zimmermann J., Fonagy P., Nolte T. Attachment-related mentalization moderates the relationship between psychopathic traits and proactive aggression in adolescence // Journal of abnormal child psychology. 2013. Vol. 41. № 6. P. 929—938. doi: 10.1007/s10802-013-9736-x
  23. Van Lissa C.J., Hawk S.T., de Wied M. et al. The Longitudinal Interplay of Affective and Cognitive Empathy Within and Between Adolescents and Mother // Develop- mental Psychology. 2013. Vol. 50. №. 4. P. 1219—1225. doi: 10.1037/a0035050
  24. Van Lissa C.J., Skyler T.H., Susan B., Koot H.M., Wim H.J. Common and unique as- sociations of adolescents’ affective and cognitive empathy development with conflict behavior towards parents // Journal of Adolescence. 2016. Vol. 47. P. 60—70. doi: 10.1016/j.adolescence.2015.12.005
  25. Vetter N.C., Leipold K., Kliegel M., Phillips L.H., Altgassen M. Ongoing develop- ment of social cognition in adolescence // Child neuropsychology: a journal on nor- mal and abnormal development in childhood and adolescence. 2013. Vol. 19. № 6. P. 615—629. doi: 10.1080/09297049.2012.718324
 
Webometrics
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2017 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика