Включен в Web of Science СС (ESCI)
Рейтинг Science Index РИНЦ 2017 23 место — направление «Психология» 0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX 1,480 — двухлетний импакт-фактор ![]() Консультативная психология и психотерапия Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет ISSN (печатная версия): 2075-3470 ISSN (online): 2311-9446 DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp Лицензия: CC BY-NC 4.0 Издается с 1992 года Периодичность: 4 номера в год Доступ к электронным архивам: открытый EN In English |
Консультативная психология и психотерапия Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических исследований * 1974
Клименкова Е.Н., педагог-психолог,территориально структурное подразделение «Севастопольское», Государственное бюджетное профессионального образовательного учреждение Образовательный комплекс «Юго-Запад», Москва, Россия, klimenkovaliza@gmail.com
АннотацияВ статье рассматриваются основные направления исследований развития процессов ментализации и эмпатии в онотогенезе. Приводятся данные нейровизуляционных и психологических исследований, свидетельствующие об активном формировании способности к ментализации и эмпатии в подрост- ковом возрасте. Освещается дискуссионный вопрос о различиях механизмов эмпатии и ментализации, в том числе о том, какой из двух компонентов эмпатии (когнитивный или эмоциональный) формируется в онтогенезе первым. Рассматриваются результаты исследований, как свидетельствующих о близости этих процессов, так и доказывающих их относительную независи- мость (в том числе на уровне нейронных сетей). Представлены данные о том, что развитая ментализация является фактором-буфером эмоциональной дезадаптации и агрессивного поведения, а ее дефицитарность — фактором буллинга. Рассматриваются современные исследования семейных факторов способности к ментализации и эмпатии. Особое внимание уделяется монографии E. Mains, в которой подводится итог исследованиям факторов развития социального познания в онтогенезе с опорой на культурно-историческую теорию развития психики Л.С. Выготского. Ключевые слова: социальное познание, ментализация, эмпатия, факторы социального познания Рубрика: Научные обзоры Тип: научная статья * Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 14-18-03461) на базе ФГБУ «ФМИЦПН имени В.П. Сербского» Минздрава России. Фрагмент статьи Ментализация включает в себя развитие автономной саморегуляции и приобретение способности эффективно различать эмоциональную экспрессию и намерения других, а также способность увидеть себя как отдельного, способного к саморегуляции субъекта психической деятель- ности [5]. Были получены важные данные о влиянии пола и возраста на развитие способности к ментализации в подростковом и юношеском возрасте. В подростковом возрасте СП активно развивается, независимо от индивидуальных различий в общих познавательных способностях [25]. Литература
Статьи по теме
Психологическая диагностика, Психология искусства и творчества | Петренко В.Ф., Дедюкина Е.А. Психология искусства: психосемантический анализ восприятия и понимания художественного фильма Педагогическая психология, Психологическая диагностика | Шульга Т.И. |
© 2007–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru Все права защищены Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г. Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ |