В статье обсуждаются некоторые методологические и методические проблемы изучения связи социального и общего познания. Основные затруднения связаны с тем, что современные исследования выполняются в рамках разрозненных концепций социального познания и разных подходов к изучению интеллекта. Описаны два типа исследований связи общего и социального познания: корреляционные и сравнительные, с привлечением в качестве групп сравнения детей и подростков с различными нарушениями развития. Обсуждается проблема использования некоторых типов тестов социального познания, успешность выполнения которых связана со степенью развития вербальных способностей у испытуемых, в частности — прагматического языка. Приводятся результаты эмпирических исследований связи социального познания, общего интеллекта и языковых способностей.
В частности, отсутствует ясность в понимании того, как связано социальное и
общее познание, причем последнее тоже понимается по- разному, в зависимости от
того, методология и терминология какой теории используется при его
описании.
Литература
БеловаС.С. Социальный интеллект: сравнительный анализ
методик измере- ния // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования /
Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С.
109—118.
Белопольская Н.Л., Клейменова Н.В. Исследование зоны ближайшего
эмоци- онального развития у детей с задержкой психического развития // Дефекто-
логия. 2011. № 2. С. 36—43.
Кистенева Е.П. Понимание эмоциональных состояний умственно отсталы-
ми детьми: дисс. … канд. психол. наук, М., 2000. 190 с.
Малюкова Д.А., Пуговкина О.Д. Взаимосвязь коммуникативного и
формаль- ного аспектов мышления у старших подростков в контексте проблемы эмо-
циональной дезадаптации [Электронный ресурс] // Психологическая наука и
образование psyedu.ru. 2015. Том 7. № 1. С. 12—29. URL:
http://psyedu.ru/
journal/2015/1/Malyukova_Pugovkina.phtml (дата обращения: 15.10.2016). doi:
10.17759/psyedu.2015070102
Печникова Л.С., Левикова Е.В. Социальный интеллект и социальные
навыки подростков, больных шизофренией // В сб. «Медицинская (клиническая)
психология: традиции и перспективы (К 85-летию Ю.Ф. Полякова)» / Под общей ред.
Н.В. Зверевой, И.Ф. Рощиной, С.Н. Ениколопова. М., 2013. С. 236—241.
Сергиенко Е.А. Модель психического и теория Ж. Пиаже [Электронный
ре- сурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2009. № 1 (3).
URL:
http://psystudy.ru/index.php/num/2009n1-3/48-sergienko3.html
(дата об- ращения: 28.09.2014).
Ушаков Д.В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный
ин- теллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Уша-
кова. М.: Институт психологии РАН, 2004. С. 11—28.
Хломов Д.Н. Особенности восприятия межличностных взаимодействий
боль- ными шизофренией: дисс ... канд. психол. наук. М., 1984. 177 с.
Холмогорова А.Б., Воликова С.В., Пуговкина О.Д. Социальное познание
и его нарушения в процессе онтогенеза. Часть 1: история и современное состояние
проблемы // Вопросы психологии. 2015. № 5. С. 1—11.
Холмогорова А.Б., Рычкова О.В. Нарушения социального познания —
новая парадигма в исследованиях центрального психологического дефицита при
шизофрении: монография. М.: Форум, 2016. 288 с.
Astington J.W., Jenkins J.M. Theory of mind development and social
un- derstanding // Cognition and Emotions. 1995. Vol. 9. P. 151—165. doi:
10.1080/02699939508409006
Baker C.A., Peterson E., Pulos S., Kirkland R.A. Eyes and IQ: A
meta-analysis of the relationship between intelligence and «Reading the Mind in
the Eyes» // Intel- ligence. 2014. Vol. 44. P. 78—92. doi:
10.1016/j.intell.2014.03.001
Baron-Cohen S., Tager-Flusberg H., Cohen, D.J. Understanding other
minds: Per- spectives from developmental cognitive neuroscience. Oxford,
England: Oxford University Press, 2000. 520 p.
Baron-Cohen S., Wheelwright S., Hill J., Raste Y., Plumb I. The
«Reading the Mind in the Eyes» Test Revised Version: A Study with Normal
Adults, and Adults with Asperger Syndrome or High-functioning Autism // Journal
of Child Psychology and Psychiatry. 2001. Vol. 42 (2). P. 241—251. doi:
10.1111/1469-7610.00715
Cutting A.L., Dunn J. Theory of mind, emotion understanding,
language, and family background: individual differences and interrelation //
Child Development. 1999. Vol. 70. P. 853—865. doi: 10.1111/1467-8624.00061
Czeschlik T., Rost D. Socio-emotional adjustment in elementary
school boys and girls: Does giftedness make a difference? // Roeper Review.
1994. Vol. 16 (4). P. 294—312.
Murphy N.A., Hall J.A. Intelligence and interpersonal sensitivity: A
meta-analysis // Intelligence. 2011. Vol. 39. P. 54—63. doi:
10.1016/j.intell.2010.10.001
Neihart M., Reis S.M., Robinson N.M., Moon S.M. The social and
emotional de- velopment of gifted children: What do we know? Waco, TX: Prufrock
Press, 2002. 312 p.
Phelps-TerasakiD., Phelps-Gunn T. Test of Pragmatic
Language — Second Edition. Austin, TX: ProEd, 2007.
PonsF., de Rosnay M., Andersen B.G., Cuisinier F. Emotional
competence: Develop- ment and intervention // Emotions in research and practice
/ Ed. by F. Pons, M. de Rosnay, P. Doudin. Aalborg, Denmark: Aalborg University
Press, 2010. P. 205—239.
Rogers K.B. Re-forming gifted education: Matching the program to the
child. Scott- sdale, AZ: Great Potential Press, 2002. 528 p.
Rutherford H.J.V., Wareham J.D., Vrouva I., Mayes L.C., Fonagy P,
Potenza M.N. Sex Differences Moderate the Relationship Between Adolescent
Language and Mentalization // Personality Disorders: Theory, Research, and
Treatment. 2012. Vol. 3. № 4. P. 393—405.
Schirvar W.M. Investigating Social Competence in Students with High
Intelligence. Dr. Sci. (Philosophy) diss. Minnesota, 2013. 131 p.
VanRooy D.L., Viswesvaran C. Emotional intelligence:
A meta-analytic investiga- tion of predictive validity and nomological net //
Journal of Vocational Behavior. 2004. Vol. 65. P. 71—95. doi:
10.1016/S0001-8791(03)00076-9
VolkmarF.R., Carter A., Grossman J., Klin A. Social
development in autism // Hand- book of autism and developmental disorders / Ed.
by D.J. Cohen, F.R. Volkmar. New York, 1997. P. 173—194.