Консультативная психология и психотерапия
2016. Том 24. № 4. С. 171–181
doi:10.17759/cpp.2016240409
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Психологи о значении культурно-исторической теории для психологического консультирования и психотерапии
Общая информация
Рубрика издания: Теория и методология
Тип материала: интервью
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2016240409
Для цитаты: Психологи о значении культурно-исторической теории для психологического консультирования и психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Том 24. № 4. С. 171–181. DOI: 10.17759/cpp.2016240409
Полный текст
Станислав Михайлович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии фа- культета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
Уверен: психологические разработки Л.С. Выготского имеют огром- ное мировоззренческое значение и становятся все более актуальными не только для психологии, но для мира в целом, для человечества, которое сегодня столкнулось с альтернативой — измениться или исчезнуть. Над этой альтернативой трудятся политики и экономисты, размышляющие над «глобальными» вопросами современности: как заработать больше денег, разговаривать ли политикам друг с другом, воевать или не воевать, оставляя этим забавным психологам мелочи: уходить ли жене от мужа, бить или не бить ребенка, в какой цвет покрасить забор, чтобы не обидел- ся сосед. Думаю, проблема «бить или не бить» может найти свое решение, только если мы найдем ответ на более глобальный вопрос: «быть или не быть». А здесь — я глубоко убежден — трудно переоценить роль сгустка мысли, который последователи Л.С. Выготского назвали культурно- исторической теорией.
Сегодня Л.С. Выготский — один из самых востребованных иссле- дователей. И все же уверен: Л.С. Выготский — один из наиболее недо- оцененных мыслителей современности. Мы с удовольствием повторяем его тезисы, в которых формулируется теория интериоризации и высших психических функций, не обращая внимания на тот очевидный факт, что эти концепции стали лишь промежуточным этапом в развитии системы, «крайним» пунктом которой стала теория речевого мышления.
Именно в этой последней теории формулируется экзистенциально- гуманистический подход. За двадцать лет до начала становления экзи- стенциально-гуманистической психологии он обозначил свое видение исследования предмета психологической науки — переживаний челове- ка, что должно было стать, по его мнению, основой новой «гуманистиче- ской психологии» (термин Л.С. Выготского).
Именно в теории речевого мышления Л.С. Выготский излагает свое понимание предмета психологии: это процесс перехода от внутреннего к внешнему и обратно. Этот процесс своим результатом имеет непре- рывное изменение смысловой сферы человека. Человек — не только и не столько «разумный», но смыслопорождающий — вот пафос психотех- ники (так Л.С. Выготский называл свою психологию). Отсюда прямой вывод: непонимание человека человеком — естественное, натуральное, неизбежное явление, ведущее к самым разнообразным конфликтам, иногда наивным, иногда — страшным. Может ли быть что-либо более актуальным и практико-ориентированным? Ссора школьников, семей- ные раздоры, межгосударственные столкновения... Дорога к преодоле- нию противоречий, лежащих в основе этих и любых других конфликтов до сих пор скрыта в глубинах культурно-исторической — а я бы сказал культурно-деятельностной — психологии.
К сожалению, современная психология слишком усердно тратит свои усилия на практическую работу, не учитывая призыв Л.С. Выготского: никакое проникновение психологии в «промышленность» (для Л.С. Вы- готского «промышленность» — самый общий термин, означающий всю практику человека, т. е. человека во всей его целостности) не имеет смысла до тех пор, пока не будут разработаны методологические правила такого проникновения. Однако сегодня, в атмосфере яростных споров о том, кто самый главный — политик или экономист, — думается, решение тех про- блем, над которыми работал Л.С. Выготский, вряд ли достижимо. Человек из смыслопорождающего все быстрее превращается в существо, порожда- ющее конфликты, а отсюда — прямая дорога в пропасть исчезновения.
Конца экономическим и политическим баталиям не предвидится.
Значит, человечество с заметным ускорением движется к осмыслению своей жизни (как сказал бы философ-экзистенциалист). Жаль, что такое осмысление обычно наступает только на пороге вечности.
Впрочем, меня не оставляет надежда, что на самом краю произойдет чудо и возникнет новая мировоззренческая парадигма, которая позволит людям превратиться из существ, стремящихся распространить свою дея- тельность в пространстве и времени, в существа, осознающие ограничен- ность такой экспансии. Думаю, над созданием такого мировоззрения до последней минуты работал один из величайших мыслителей XX века Лев Семенович Выготский.
Зарецкий Виктор Кириллович, кандидат психологических наук, профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии фа- культета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, член исполкома Международного общества культурно-дея- тельностных исследований — ISCAR (International society of cultural- historical research), Москва, Россия
Наследие Л.С. Выготского обширно, бесценно, до конца не изучено и до сих пор даже хорошо известные работы являются предметом дис- куссий. Думаю, что долгое время его не понимали и не могли понять, по- тому что была непонятна его позиция, наиболее последовательно пред- ставленная в работе «Исторический смысл психологического кризиса».
Объявив практику магистральной линией развития психологии, рас- сматривая науку как особый вид обеспечения практики, Л.С. Выготский опередил свое время на многие десятилетия. Не случайно к его работам начали обращаться лишь в последней четверти ХХ столетия, когда психо- логия стала поворачиваться лицом к практике, а фигура психолога-прак- тика стала заметной профессиональной позицией в самых различных об- ластях деятельности.
Именно при этом повороте вдруг начали проявляться преимуще- ства культурно-исторической психологии, основные положения кото- рой формулировались Л.С. Выготским как практиком, который из-за дефицита теоретико-методологического обеспечения был вынужден быть и сам себе методологом, и сам себе теоретиком, и даже филосо- фом. Если до Л.С. Выготского (да и в значительной мере после него) научные психологические понятия создавались для того, чтобы объ- яснять психические явления, то Л.С. Выготский создавал концепту- альные инструменты, дававшие возможность психологу не только описывать реальность, но и действовать в ней. Далеко не любое на- учное понятие может быть инструментом преобразования реальности.
В культурно-исторической психологии любое положение содержит в себе потенциал инструмента. Не случайно теорию Л.С. Выготского называют не только культурно-исторической, но и инструментальной (так он сам ее называл).
Для современной консультативной психологии и психотерапии как сфер психологической практики, на мой взгляд, наиболее ценной является теория развития Л.С. Выготского. Как и большинство своих начинаний, он сам завершить ее не успел. И это не удивительно, так как важнейшие положения этой теории появились в последние полто- ра года его жизни. Так, например, понятие зона ближайшего развития, которое сейчас является одним из наиболее известных и используемых в различных видах психологической практики, впервые упоминается в выступлении Л.С. Выготского 23.03.1933, т. е., менее чем за 15 месяцев до его кончины.
Если попытаться очень компактно представить себе корпус основ- ных положений теории развития Л.С. Выготского, то для современной консультативной психологии (включая психолого-педагогическое кон- сультирование) и психотерапии (в которой, едва ли не во всех видах психотерапии, огромная роль отводится обучению клиента) наибольшее значение имеют взгляды Л.С. Выготского на связь обучения и развития, а именно: 1. Обучение ведет за собой развитие. 2. Развитие происходит в сотрудничестве ребенка со взрослым, как носителем культурно-исторического опыта человечества. 3. Наиболее плодотворным сотрудничество взрослого с ребенком яв- ляется в зоне ближайшего развития последнего, т. е. в той области дей- ствий, которые ребенок не может выполнить сам, но может их понять и выполнить совместно со взрослым. 4. Развитие происходит в процессе присвоения ребенком того, что де- лалось им совместно со взрослым. Знаменитая формула Л.С. Выготско- го — «то, что ребенок сегодня делал вместе со взрослым, завтра сможет делать сам». Иногда, правда, из этой формулы делают не совсем правиль- ные выводы о том, что это «умножение» опыта и есть развитие. Не слу- чайно Л.С. Выготский говорит о том, что развитие происходит в процессе присвоения опыта, а не сводится к этому. Хотя интериоризация, разуме- ется, является важнейшим понятием культурно-исторической психоло- гии, проливающим свет на роль культуры в становлении специфически человеческой психики. 5. Еще одна формула Л.С. Выготского, которой пока что уделяется незаслуженно мало внимания, — формула, выведенная им за несколько месяцев до трагической даты 11 июня 1934 г.: «один шаг в обучении мо- жет означать сто шагов в развитии». И хотя сам Л.С. Выготский пишет, что «это и есть самый положительный момент новой теории», почему-то почти никто из психологов развития не обращает на это внимания1.
Но конструктивный потенциал этого положения, если вдуматься, просто фантастический, о чем, в частности, пишет В.П. Зинченко, указывая, что оно открывает перспективу бесконечного развития ребенка. 6. Развитие — процесс появления новообразований в когнитивной и личностной сферах человека. 7. Дополним этот перечень еще одним важным положением Л.С. Вы- готского о том, что развитие высших психических функций (но можно понимать его и шире) движется по линии произвольности, т. е., овладе- вая культурными инструментами, человек овладевает и своими психиче- скими процессами, становится их «хозяином», а не ареной, на которой разыгрываются «страсти души»… В научном лексиконе Л.С. Выготского почти не встречаются такие слова, как деятельность, рефлексия, субъектность. Но в последние годы жизни он определяет сознание как связь деятельностей. Говоря о разви- тии в процессе сотрудничества ребенка и взрослого, он подчеркивает зна- чение осознанности этого взаимодействия, отмечая, в частности, что зона ближайшего развития имеет «верхнюю» границу, за которой лежит об- ласть действий, где ребенок не может действовать осознанно. А если про- цесс присвоения культурно-исторического опыта протекает осознанно, то здесь уже остается один шаг до рефлексии… Правда, в истории отече- ственной психологии на то, чтобы сделать этот шаг, ушло более 40 лет, так как проблематика рефлексии стала разрабатываться как предмет иссле- дования лишь на рубеже 1970–1980-х гг. Во внимании Л.С. Выготского к проблеме воли, произвольности, способности человека овладевать своей психикой просматривается идея человека как субъекта своей жизнедея- тельности, субъекта саморазвития.
История не терпит сослагательного наклонения, поэтому не будем обсуждать, что было бы, если бы Л.С. Выготский работал не 10 лет, а 20, 30 или 50, как некоторые его соратники и ученики. Главное в том, что в новых исторических условиях, на новых поворотах развития психологии культурно-историческая теория неизменно обнаруживает потенциал ее применения в самых разных областях.
Консультативная психология и психотерапия как сферы практики все в большей степени обращаются к культурно-исторической психологии.
Можно видеть в деятельности консультанта помощь в решении про- блем клиента. Но если в результате оказанной помощи клиент не только справляется с проблемой, но и приобретает способность справляться в дальнейшем с подобными проблемами самостоятельно, разве это не есть развитие? А положение К. Граве о том, что в работе с клиентом не следует актуализировать проблемы, для которых нет средств решения, — разве это не перекликается с понятием «зона ближайшего развития»? А разве появление способности клиента в процессе, например, когнитивно-би- хевиоральной психотерапии обретать власть над своими автоматически- ми мыслями не может быть проинтерпретировано как развитие способ- ности к саморегуляции?
1 Подробнее об этом можно почитать в статье: Зарецкий В.К. Теорема Л.С. Вы- готского «Один шаг в обучении — сто шагов в развитии»: в поисках доказатель- ства // Культурно-историческая психология. 2015. Том 11. № 3. С. 44—63. doi: 10.17759/chp.2015110305
Представляется, что возможность видеть, описывать и понимать ра- боту психолога-консультанта и психотерапевта как специалиста, имею- щего дело с развитием как едва ли не центральным процессом, с которым идет основная работа, является одной из самых ценных «вещей» в насле- дии Л.С. Выготского.
Карягина Татьяна Дмитриевна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории консультативной психоло- гии и психотерапии ФГБНУ «Психологический институт Российской академии образования», Москва, Россия
Мне видится огромная важность идей Л.С. Выготского на совре- менном этапе в связи с тем, что вызовы, с которыми сталкивается пси- хология и, шире, наша человечность в целом, во многом аналогичны вызовам, на которые отвечал Выготский. В частности, я имею в виду стремительное развитие нейронауки и некритичное распространение присущего ей дискурса в психологии, по-прежнему неуверенной в сво- ей идентичности. Идеи Л.С. Выготского являются теми принципами, которые позволяют видеть и понимать специфику психологического, не отвергая достижения нейронауки, а, наоборот, вступая с ней в продук- тивный диалог. Мы, возможно, более чем когда-либо за последние деся- тилетия, нуждаемся в рефлексии наших представлений о предмете пси- хологии. И здесь я вижу большое поле для работы по пониманию идей Л.С. Выготского, несмотря на то что базовые идеи культурно-историче- ского подхода, казалось бы, отечественной психологией были усвоены.
В первую очередь я бы говорила о понимании понятия «переживание» и о его трактовке Л.С. Выготским в качестве единицы психического, предмета психологии. И признаки движения в этом направлении мне, к счастью, удается наблюдать. В мировой консультативной психоло- гии и психотерапии, в ее гуманистической традиции, в последнее вре- мя наблюдается тенденция углубления понимания переживания как предмета работы и того продуктивного процесса в человеке, который «осуществляет» изменения — психотерапевтического упования, как на- зывает его Ф.Е. Василюк.
Говорить о том, что гуманистическая психотерапия переживает сей- час хорошие времена, было бы неправильно. Однако в ней происходит медленная, но верная работа по рефлексии того опыта, который был накоплен во второй половине прошлого века, во времена ее расцвета.
И рефлексия эта осуществляется во многом через обоснование принци- пов «экспириентальности» — опоры на переживание, специфики работы с переживанием. На последней конференции международной ассоциа- ции личностно-центрированной и экспириентальной психотерапии и консультирования (WAPCEPC) одним из важных вопросов был такой: а был ли Карл Роджерс экспириентальным терапевтом? Да, был — таков практически единодушный ответ. Идеи Юджина Джендлина призна- ются в качестве основания гуманистической психологии и психотера- пии, равноценного роджерианскому или экзистенциальному. При этом Ю. Джендлин выстраивал свою экспириентальную философию на ос- нове, в том числе, и тех философских традиций, которые питали мысль Л.С. Выготского. В качестве примера также можно привести тот факт, что одним из основных пленарных докладов на конференции был доклад на тему «Символизация переживания: поиск точных слов». Его автор В. Стайлс (W. Stiles) отметил, что обращается к идеям Л.С. Выготского и М.М. Бахтина в своих размышлениях. С интересом были восприняты участниками конференции идеи и практические принципы отечествен- ного экспириентального подхода — понимающей психотерапии, возник- шей в результате плодотворного диалога роджерианской, экзистенциаль- ной и культурно-исторической традиции.
Наблюдая эти примеры, я смотрю в будущее с умеренным оптимиз- мом. Умеренным — потому что, возвращаясь к тому, с чего я начала, сильны другие тенденции: объективирующие человека, упрощающие, натуралистические. Но все же — с оптимизмом.
Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой школьной психологии факультета психологии образования, ФГБОУ ВО МГППУ, Москва, Россия
Далеко не всякая научная теория продолжает раскрывать свой эври- стический потенциал спустя много десятилетий после ухода из жизни ее создателя. Культурно-историческую теорию Л.С. Выготского в этом отношении нельзя не признать выдающимся явлением. Многочислен- ные публикации о Выготском, доклады участников на конференциях, посвященных научному наследию Л.С. Выготского, на симпозиумах и конгрессах Международного общества культурно-деятельностных иссле- дований (ISCAR) убеждают в том, что во всем мире ширится признание значительных методологических возможностей культурно-исторической теории, в том числе и для практической психологии. Но если в психо- логии развития, педагогической психологии и дефектологии эти огром- ные возможности были осознаны еще при жизни создателя теории, то в некоторых областях психологии эвристический потенциал теории еще предстоит оценить. Необходимо также наметить пути реализации мето- дологического потенциала культурно-исторической теории в этих обла- стях. К ним относятся практика психологического консультирования и психотерапии.
Поскольку культурно-историческая теория была создана в значитель- ной степени на материале дефектологии и уже давно нашла широкое применение в специальной психологии и педагогике, она стала основой для диагностико-консультативной работы психолого-медико-педагоги- ческих комиссий (ПМПК). Особое методологическое значение для раз- вития этой области консультативной практики имела работа Л.С. Вы- готского «Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства», поскольку в ней впервые был раскрыт каузально-динамиче- ский принцип в диагностике аномального развития как альтернатива фе- нотипическому. Важнейшую роль для консультирования по проблемам аномального развития сыграл и детально разобранный Л.С. Выготским пример работы с матерью ребенка-эпилептоида. Проведенный им анализ убедительно показывает, что возврат клиенту его жалоб в виде обобщения при помощи научного понятия не только имеет практическую ценность, близкую к нулю, — он доказывает необходимость разработки представле- ний о динамике нарушений развития.
В той же работе Л.С. Выготский делает еще один важнейший вывод, Он убедительно показывает необходимость исследовать структурный аспект синдрома, т. е. педологическая диагностика должна выявлять, что выступает первичным, что вторичным нарушением. Небесполез- но напомнить также, что к первичным нарушениям Л.С. Выготский относил нарушения элементарных психических функций (например, нарушения ощущений), а не нарушения самих органов чувств или цен- тральной нервной системы. Значение этих идей для практики трудно переоценить.
Один из важнейших для консультативной практики выводов следу- ет из представлений Л.С. Выготского о необходимости учета того соци- ального контекста, в котором развивается ребенок, а также об относи- тельности влияния внешних условий на развитие ребенка. Их влияние опосредовано внутрипсихологической реальностью, и, прежде всего, его значащими переживаниями.
Культурно-историческая теория имеет огромное значение для пока еще недостаточно разработанной практики консультирования в образо- вании, а именно, консультирования по проблемам развития детей в усло- виях образовательной системы. Опираясь на данные о зоне ближайшего развития детей и подростков, анализируя образовательные программы и технологии, можно сделать вывод о том, насколько данная образователь- ная организация (ДОУ, школа, учебный комплекс и т. д.) выполняют раз- вивающие функции.
Неоценимо значение культурно-исторической теории для возрастно- психологического консультирования (Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А. Карабанова и др.,). Продолжением периодизации Л.С. Выготского стали деятельностная периодизация Д.Б. Эльконина и теория личности, созданная Л.И. Божович на основе идей Л.С. Выготского. Благодаря даль- нейшему развитию деятельностных идей Л.С. Выготского, консультиро- вание по проблемам возрастного развития включает в себя как неотъем- лемую часть анализ сформированности у ребенка или подростка ведущей деятельности как движущей силы развития. В консультировании родите- лей по проблемам возрастного кризиса в качестве инструмента практики широко используются представления Л.И. Божович о мотивационно-по- требностных возрастных новообразованиях и об их фрустрированности в социальной ситуации развития ребенка как факторе, который обуслов- ливает выраженность протекания возрастного кризиса.
Рассматривая психологический тренинг как основную форму группо- вого консультирования, отметим значение культурно-исторической тео- рии для данной области практики. Т.В. Зайцева дала новое теоретическое обоснование психологического тренинга с позиций культурно-исто- рического подхода. Тренинг выступает инструментальным действием, направленным на формирование зоны ближайшего развития личности участников тренинга, действия ведущего являются «опосредующими действиями», по терминологии Дж. Верча. В этом отношении социаль- но-психологический тренинг может рассматриваться как содействие «врастанию в культуру» участников группы, точнее, в культуру общения, разрешения конфликтов, поведения в трудных ситуациях, выражения чувств и т. д.
Трактовка личности, заложенная в культурно-исторической теории, дает основу для практики индивидуальной и групповой психотерапии.
Намеченные Л.С. Выготским представления о культурном развитии лич- ности как об овладении собственным поведением позволяют наметить психотерапевтический подход, направленный на развитие овладения че- ловеком своим поведением путем индивидуализации используемых для этого культурных средств. Личность рассматривается Л.С. Выготским как внутренняя инстанция, центральной функцией которой является воля. В таком подходе индивидуальное и групповое консультирование и психотерапия рассматриваются, прежде всего, как психотехническая си- стема средств развития воли. Областью применения такой психотерапии выступают проблемы компульсивности, навязчивого поведения, абули- ческих расстройств, прокрастинации, т. е. множество «проблем души со- временного человека», по выражению К.Г. Юнга.
В некоторых более ранних работах Л.С. Выготский отождествлял лич- ность и самосознание (например, в работе «Педология подростка»). Та- кое понимание личности расширяет намеченные представления о кон- сультировании и психотерапии — совокупность средств для развития воли необходимо дополнить системой культурных средств самопознания и, в том числе, осознания своей мотивации и значащих переживаний.
Правда, в психотерапии наработано множество средств для решения пе- речисленных задач на иных теоретических основах.
Подводя итог, можно сказать, что культурно-историческая теория имеет огромное значение для консультирования и психотерапии в раз- нообразных областях практики, от консультирования по проблемам ано- мального развития детей до психотерапии волевых нарушений.
Метрики
Просмотров
Всего: 2730
В прошлом месяце: 14
В текущем месяце: 3
Скачиваний
Всего: 884
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 0