Социальная тревожность и перфекционизм у лиц молодого возраста с заиканием

2265

Аннотация

Представлены результаты изучения социальной тревожности и перфекционизма у молодых людей 18—25 лет с заиканием. Обследованы 71 человек, страдающих заиканием, и 51 человек с беглой речью. Уровень социальной тревожности, выражающийся в социальном дистрессе, социальном избегании и страхе негативной оценки, значительно выше у людей с заиканием. Уровень перфекционизма экспериментальной группы приравнивается к выраженности неадаптивного перфекционизма у пациентов с тревожными расстройствами. Заикающиеся склонны воспринимать других как предъявляющих к ним нереалистично завышенные требования и критически оценивающих их деятельность. Они избирательно реагируют на неудачи и ошибки, постоянно селектируя негативную информацию, при этом не замечая и обесценивая собственные достижения и успехи. Им свойственно мыслить дихотомично, поляризованно (по типу «все или ничего»). Выраженность заикания у молодежи связана с социальной тревогой и перфекционизмом. Результаты исследования подтверждают необходимость выделения высокого уровня социальной тревожности и неадаптивного перфекционизма в качестве мишеней психотерапевтической работы.

Общая информация

Ключевые слова: заикание, социальная тревожность, перфекционизм, молодежь

Рубрика издания: Эмпирические исследования

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250104

Для цитаты: Горшкова Е.Н., Воликова С.В. Социальная тревожность и перфекционизм у лиц молодого возраста с заиканием // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 1. С. 40–58. DOI: 10.17759/cpp.2017250104

Фрагмент статьи

В различных источниках указывается, что заиканием страдают около 1,5% взрослых. Специалисты отмечают, что при заикании наблюдаются вторичные эмоциональные нарушения, невротизация, логоневроз [17]. По данным большинства авторов, тревожность является одной из ведущих личностных черт заикающихся [4; 8; 17]. По наблюдениям за взрослыми людьми, страдающими заиканием, можно предположить у них выраженную социальную тревожность.

Литература

  1. Гаранян Н.Г. Перфекционизм и враждебность как личностные факторы депрессивных и тревожных расстройств: дисс. … докт. психол. наук. М., 2010. 429 с.
  2. Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б., Юдеева Т.Ю. Перфекционизм, депрессия и тревога // Консультативная психология и психотерапия. 2001. № 4. С. 18—48.
  3. Егорова Л.В. Исследование личностных и нейропсихологических особен- ностей заикающихся, влияющих на успешность лечения // Семейная груп- повая логопсихотерапия. Исследование заикания / Под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История, 2011. C. 79—85.
  4. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений, 2-е изд. / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. М.: Издательский центр «Акаде- мия», 2007. 320 с.
  5. Кисельникова Н.В., Данина М.М. Стратегическая психотерапия заикания: структура проблемы, направления и техники работы с клиентами // Кон- сультативная психология и психотерапия. 2015. Т. 23. № 2. С. 131—141. doi:10.17759/cpp.2015230208
  6. Краснова В.В. Социальная тревожность как фактор нарушений интерпер- сональных отношений и трудностей в учебной деятельности у студентов: дисс. ... канд. психол. наук. М., 2013. 209 с.
  7. Мерзлякова В.П., Рау Е.Н. Развитие мотивационной сферы заикающихся в процессе логопсихокоррекции. М.: В. Секачев, 2011. 139 с.
  8. Миссуловин Л.Я. Патоморфоз заикания. Изменение картины возникновения и течения заикания, особенности коррекционной работы: учеб. пособие. СПб.: Союз, 2002. 320 с.
  9. Никитина И.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность: содержание по- нятия и основные направления изучения. Часть 1 // Социальная и клиниче- ская психиатрия. 2010. Т. 20. № 1. С. 80—85.
  10. Никитина И.В., Холмогорова А.Б. Социальная тревожность: содержание по- нятия и основные направления изучения. Часть 2 // Социальная и клиниче- ская психиатрия. 2011. Т. 21. № 1. С. 60—67.
  11. Никитина И.В., Холмогорова А.Б., Краснова В.В. Социальная тревожность у пациентов с расстройствами аффективного спектра // Социальная и клини- ческая психиатрия. 2012. Т. 22. № 3. С. 30—35.
  12. Павлова Т.С., Холмогорова А.Б. Психологические факторы социальной тре- вожности в студенческом возрасте // Консультативная психология и психо- терапия. 2011. № 1. С. 29—43.
  13. Пастушкова Л.М. Особенности восприятия незнакомых людей заикающи- мися // Семейная групповая логопсихотерапия. Исследование заикания / Под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История, 2011. C. 109—115.
  14. Семейная групповая логопсихотерапия. Исследование заикания / Под ред. Н.Л. Карповой. СПб.: Нестор-История, 2011. 328 с.
  15. Холмогорова А.Б. Значение классификации психических расстройств для раз- вития методов психотерапии (на примере тревожных расстройств) // Соци- альная и клиническая психиатрия. 2014. Т. 24. № 3. C. 51—56.
  16. Холмогорова А.Б., Гаранян Н.Г. Многофакторная модель депрессивных, тре- вожных и соматоформных расстройств // Социальная и клиническая психи- атрия. 1998. № 1. С. 94—102.
  17. Шкловский В.М. Заикание. М: ICE, 1994. 248 с.
  18. Юдеева Т.Ю. Перфекционизм как личностный фактор депрессивных и тре- вожных расстройств: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2007. 26 с.
  19. Adriaensens S., Beyers W., Struyf E. Impact of stuttering severity on adolescents’ domain- specific and general self-esteem through cognitive and emotional mediating processes // J. of Communication Disorders. 2015. Vol. 58. P. 43—57. doi:10.1016/j.jcomdis.2015.10.003
  20. Amster B.J., Klein E.R. Perfectionism and stuttering: Is there a connection? [Электронный ресурс] // International Stuttering Awareness Day Online Conference. URL: http://www.mnsu.edu/comdis/isad11/papers/ amster11.html (дата обращения:  02.05.2016).
  21. Amster B.J., Klein E.R. Perfectionism in people who stutter: Preliminary findings using a modified cognitive-behavioral treatment approach // Behavioural and Cogni- tive Psychotherapy. 2008. Vol. 36. P. 35—40. doi:10.1017/S1352465807003967
  22. Beck A.T., Steer R.A. Beck Anxiety Inventory. San Antonio: The Psychological Cooperation, 1993.
  23. Beilby J., Byrnes M.L., Yaruss J.S. Acceptance and Commitment Therapy for adults who stutter: Psychosocial adjustment and speech fluency // J. of Fluency Disorders. 2012. Vol. 37. P. 289—299. doi:10.1016/j.jfludis.2012.05.003
  24. Brocklehurst P.H., Drake E., Corley M. Perfectionism and stuttering: Findings of an online survey // J. of Fluency Disorders. 2015. Vol. 44. P. 46—62. doi:10.1016/j. jfludis.2015.02.002
  25. Clark D.M., Wells A. A cognitive model of social phobia // Social phobia: Diag- nosis, assessment and treatment / R.G. Heimberg, M.R. Liebowitz, D.A. Hope, F.R. Schneier (eds.). New York: Guilford Press. 1995. P. 69—93.
  26. Craig A., Tran Y. Trait and social anxiety in adults with chronic stuttering: Conclu- sions following meta-analysis // J. of Fluency Disorders. 2014. Vol. 40. P. 35—43. doi:10.1016/j.jfludis.2014.01.001
  27. Helgadottir F.D., Menzies R.S., Onslow M. et al. A standalone Internet cognitive be- havior therapy treatment for social anxiety in adults who stutter: CBTpsych // J. of Fluency Disorders. 2014. Vol. 41. P. 47—54. doi:10.1016/j.jfludis.2014.04.001
  28. Iverach L., O’Brian S., Jones M. et al. Prevalence of anxiety disorders among adults seeking therapy for stuttering // J. of Anxiety Disorders. 2009. Vol. 23. P. 928—934. doi:10.1016/j.janxdis.2009.06.003
  29. Iverach L., Rapee R.M. Social anxiety disorder and stuttering: Current status and future directions // J. of Fluency Disorders. 2014. Vol. 40. P. 69—82. doi:10.1016/j. jfludis.2013.08.003
  30. Kraaimaat F., Vanryckeghem M., Dam-Baggen R. Stuttering and social anxiety // J. of Fluency Disorders. 2002. Vol. 27. P. 319—331. doi:10.1016/S0094-730X(02)00160-2
  31. Manning W., Beck J.G. The role of psychological processes in estimates of stuttering sever- ity // J. of Fluency Disorders. 2013. Vol. 38. P. 356—367. doi:10.1016/j.jfludis.2013.08.002
  32. Menzies R.S., Onslow M., Packman A., O’Brian S. Cognitive behavior therapy for adults who stutter: A tutorial for speech-language pathologists // J. of Fluency Dis- orders. 2009. Vol. 33. P. 187—200. doi:10.1016/j.jfludis.2009.09.002
  33. Messenger M., Onslow M., Packman A., Menzies R. Social anxiety in stuttering: measuring negative social expectancies // J. of Fluency Disorders. 2004. Vol. 29. P.  201—212.  doi:10.1016/j.jfludis.2004.06.002
  34. Rapee R.M., Heimberg R.G. A cognitive-behavioral model of anxiety in social phobia // Behav. Res. Therapy. 1997. Vol. 35. P. 741—756. doi:10.1016/S0005-7967(97)00022-3
  35. Smith K.A., Iverach L., O’Brian S. et al. Anxiety of children and adolescents who stutter: A review // J. of Fluency Disorders. 2014. Vol. 40. P. 22—34. doi:10.1016/j. jfludis.2014.01.003
  36. Tomaiuoli D., Gado F., Spinetti M. Profiling people who stutter: A comparison be- tween adolescents and adults // Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 193. P. 266—273. doi:10.1016/j.sbspro.2015.03.270

Информация об авторах

Горшкова Екатерина Николаевна, Студентка кафедры клинической психологии и психотерапии факультета консультативной и клинической психологии, ФГБОУ ВО МГППУ, e-mail: mne_Katya@mail.ru

Воликова Светлана Васильевна, кандидат психологических наук, педагог-психолог Психологической службы поликлиники, ФГАОУ ВО «Российский университет транспорта», Доцент кафедры клинической психологии и психотерапии Московского государственного психолого-педагогического университета, Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-8982-226X, e-mail: psylab2006@yandex.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 4044
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 12

Скачиваний

Всего: 2265
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 13