Консультативная психология и психотерапия
2017. Том 25. № 2. С. 188–193
doi:10.17759/cpp.2017250212
ISSN: 2075-3470 / 2311-9446 (online)
Случаи суицидов среди подростков как социальная проблема: по следам V всероссийского форума «Наши дети здоровье детей и факторы, его формирующие»
Аннотация
Общая информация
Ключевые слова: подростки, суициды, профилактика
Рубрика издания: Философия, антропология, культура
Тип материала: научная статья
DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250212
Для цитаты: Фесенко Ю.А., Холмогорова А.Б. Случаи суицидов среди подростков как социальная проблема: по следам V всероссийского форума «Наши дети здоровье детей и факторы, его формирующие» // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 2. С. 188–193. DOI: 10.17759/cpp.2017250212
Полный текст
Представлены итоги работы секции «Профилактика асоциальных явлений: случаи суицидов среди подростков как социальная проблема современного общества» V Всероссийского форума «Наши дети. Здоровье детей и факторы, его формирующие», прошедшего 30—31 марта 2017 г. в Санкт-Петербурге. По результатам работы секции сформулированы решения по первичной, вторичной и третичной профилактике суицидов среди детей и подростков.
С 30 по 31 марта 2017 года в Санкт-Петербурге прошел V Всероссийский форум «Наши дети. Здоровье детей и факторы, его формирующие», объединивший ведущих экспертов в области детского здоровья. Суицидальное поведение подростков стало одной из ключевых проблем, поднятых на этом форуме в рамках работы секции «Профилактика асоциальных явлений: случаи суицидов среди подростков как социальная проблема современного общества» (модераторы — доктор медицинских наук, профессор Фесенко Юрий Анатольевич, доктор психологических наук, профессор Холмогорова Алла Борисовна).
На секции были заслушаны доклады представителей различных регионов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Волгоградской, Нижегородской, Новосибирской, Самарской, Тюменской областей, Алтайского края, Приморского края, Республики Бурятия и Ханты-Мансийского автономного округа.
На основании заслушанных докладов и их обсуждения участниками секции выдвинут ряд предложений в качестве возможных итогов и решений прошедшего Форума.
- В системе первичной, вторичной и третичной профилактики суицидального поведения особая роль должна принадлежать продуманной системе взаимодействия специалистов: педагогов, психологов, медиков и социальных работников.
1.1. В связи с этим необходимо восстановить психологическую службу в системе образования (не менее одной ставки психолога на 500 учащихся). Сделать наличие такой службы одним из критериев оценки эффективности работы региональной администрации.
1.2. Вернуть в службы психологической помощи ставки детских психиатров, а в детские поликлиники — кабинеты психолога.
1.3. Вернуть в реестр подготовки специалистов субспециальность «детская психиатрия» и усилить профессиональную подготовку детских психиатров, в частности, в аспекте овладения современными методами оказания помощи детям и подросткам с повышенным риском суицидального поведения.
2. Признать необходимой мерой разработку региональных программ профилактики суицидального поведения детей и подростков с учетом специфики конкретных регионов. Обеспечить на государственном уровне финансирование таких программ для наиболее неблагополучных в плане уровня детских суицидов регионов России.
3. Признать необходимым — при обучении специалистов и разработке конкретных программ профилактики и предотвращения суицидального поведения — акцентировать в качестве общего принципа субъ- ект-субъектные отношения взрослого (учителя, психолога, психиатра, родителя) с ребенком, противопоставив этот принцип широко распространенному объектному (запретительному, директивному, инструктивному) стилю взаимодействия.
4. При разработке тренинговых программ и программ оказания психологической и педагогической помощи детям и подросткам обратить особое внимание на специфику кризиса современного подростка в форме поиска своей идентичности, ценностно-смысловых ориентаций. Наиболее опасными являются попытки навязывания системы ценностей, а не бережное сопровождение ребенка в процессе собственного поиска идентичности и самоопределения. В силу психологической специфики подросткового возраста навязывание может привести к утрате контакта с ребенком, к росту его сопротивления и риску ухода в альтернативные системы мировоззрения и субкультуры.
5. Признать особо важным для профилактики кризисных состояний и суицидального поведения подростков развитие социальной компетентности в форме лучшего понимания эмоциональных и психологических процессов, как собственных, так и других людей . Признать неэффективными исключительно запретительные меры, связанные с ограничениями пользования интернетом подростками. Использовать интернет-технологии для развития социальной компетентности подростков, в частности, компьютерные программы тренингов социальных навыков, распознавания и выражения чувств, а также программы, способствующие когнитивному и личностному развитию , например, программу «Шахматы для общего развития».
6. В образовательные программы для родителей включить вопросы об эффективных и неэффективных формах взаимодействия с подростком в ситуации повышенного внимания общества к проблеме рисков суицидального поведения детей и подростков.
7. Рекомендовать средствам массовой информации избегать широкого освещения случаев суицида, так как согласно исследованиям, проведенным в различных странах, это неизбежно ведет к всплеску суицидального поведения.
Информация об авторах
Метрики
Просмотров
Всего: 3271
В прошлом месяце: 5
В текущем месяце: 7
Скачиваний
Всего: 1015
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1