Помощь в самоисследовании подросткам с синдромом Аспергера: методика Тони Этвуда

1776

Аннотация

Представлена программа «Исследование чувств», разработанная австралийским психологом Тони Этвудом для работы с подростками с синдромом Аспергера. Описаны направления психологической помощи при расстройствах аутистического спектра, обоснована ее необходимость, изложены и прокомментированы занятия по данной программе. Рассмотрены процедурные и методические особенности программы: работа с чувствами, методика «Сумка с эмоциональными инструментами», с помощью которой обсуждаются «инструменты» приведения чувств в порядок (физические, социальные, мыслительные). В курсе занятий участники группы учатся распознавать «ядовитые мысли», которые мешают стабилизировать душевное состояние, и сочинять альтернативные «мысли-противоядия». Изложение содержания программы «Исследование чувств» сопровождается комментариями о значении подобного курса занятий как при расстройствах аутистического спектра и других нарушениях психического развития, так и при нормативном психическом развитии.

Общая информация

Ключевые слова: чувства, тревога, расстройства аутистического спектра, мысли

Рубрика издания: Философия, антропология, культура

Тип материала: научная статья

DOI: https://doi.org/10.17759/cpp.2017250208

Для цитаты: Костин И.А. Помощь в самоисследовании подросткам с синдромом Аспергера: методика Тони Этвуда // Консультативная психология и психотерапия. 2017. Том 25. № 2. С. 134–143. DOI: 10.17759/cpp.2017250208

Фрагмент статьи

При расстройствах аутистического спектра (РАС) психологическая помощь в большинстве случаев требуется человеку и его близким не только на протяжении периода детства, но и в подростковые и юношеские годы. Такая помощь не сводится к формированию у аутичного человека социально приемлемого, социотипического поведения.

Литература

  1. Аспергер Г. Аутистические психопаты в детском возрасте // Вопросы психи- ческого здоровья детей и подростков. 2010. № 2. С. 91—117.
  2. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути по- мощи. М.: Теревинф. 1997. 342 с.
  3. Костин И.А. Взросление человека, страдающего РАС: направления психо- коррекционного сопровождения // Дефектология. 2016. № 4. С. 25—35.
  4. Кулешова И.И. Правила написания Социальной Истории // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2017. № 3 (в печати).
  5. Фрит У. Лекция памяти Эммануэля Миллера: синдром Аспергера — вопросы и дискуссии. [Электронный ресурс] // URL: http://www.aspergers.ru/node/163 (дата обращения: 21.04.17).
  6. Attwood T. Exploring feelings: cognitive behavior therapy to manage anxiety. Arlington, TX: Future Horizons Inc., 2004.79 р.

Информация об авторах

Костин Игорь Анатольевич, доктор психологических наук, ведущий научный сотрудник, Институт коррекционной педагогики (ФГБНУ «ИКП»), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-0309-5266, e-mail: kostin@ikp.email

Метрики

Просмотров

Всего: 3770
В прошлом месяце: 12
В текущем месяце: 27

Скачиваний

Всего: 1776
В прошлом месяце: 8
В текущем месяце: 24