Портал психологических изданий PsyJournals.ru
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП К НАУЧНЫМ ИЗДАНИЯМ 
Каталог изданий 96Рубрики 51Авторы 8060Ключевые слова 19701 Online-сборники 1 АвторамИздателямRSS RSS

Включен в Web of Science СС (ESCI)

ВАК

РИНЦ

Рейтинг Science Index РИНЦ 2017

23 место — направление «Психология»

0,638 — показатель журнала в рейтинге SCIENCE INDEX

1,480 — двухлетний импакт-фактор

CrossRef

Консультативная психология и психотерапия

Издатель: Московский государственный психолого-педагогический университет

ISSN (печатная версия): 2075-3470

ISSN (online): 2311-9446

DOI: http://dx.doi.org/10.17759/cpp

Лицензия: CC BY-NC 4.0

Издается с 1992 года

Периодичность: 4 номера в год

Доступ к электронным архивам: открытый

 

Качество привязанности и способность к эмпатии в подростковом возрасте 295

Клименкова Е.Н., педагог-психолог,территориально структурное подразделение «Севастопольское», Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Образовательный комплекс «Юго-Запад», Москва, Россия, klimenkovaliza@gmail.com

Аннотация

Представлен обзор эмпирических исследований влияния различных факторов (в основном семейных) на развитие способности к сопереживанию у детей и подростков, в которых подтверждается тесная связь эмпатии и привязанности у подростков. Родительская чувствительность к состоянию ребенка показана как основа формирования надежной привязанности и развития эмпатии в подростковом возрасте. Стиль родительского воспитания рассмотрен как один из важнейших факторов, влияющих на развитие эмпатии и формирование безопасной привязанности. Описана теоретическая модель связи эмпатии и привязанности Дж. Стерн, а также приведены результаты эмпирических исследований, подтверждающих эту модель. Выводы: существует связь между качеством привязанности и способностью к эмпатии у подростков; стиль родительского воспитания является фактором, опосредующим и определяющим связь эмпатии и привязанности; эмпатия и привязанность имеют общие филогенетические корни — чувствительность родителя к настроению и потребностям ребенка. Психообразовательная работа при планировании семьи, а также с родителями должна быть направлена на развитие способности к установлению надежной привязанности с ребенком.

Ссылка для цитирования

Литература
  1. Авакян Т.В. Тип привязанности и особенности социального познания у детей- сирот [Электронный ресурс] // Психолого-педагогические исследования. 2015. Т. 7. № 3. С. 119—132. doi:10.17759/psyedu.2015070312
  2. Красило Т.А., Кежватова Е.А. Взаимосвязь между типом привязанности и уровнем конфликтности у студентов // Социальная психология и общество. 2017. Том 8. № 2. С. 85—100. doi:10.17759/sps.2017080206
  3. Социальное познание как высшая психическая функция и его развитие в онтогенезе / А.Б. Холмогорова [и др.] / Под ред. А.Б. Холмогоровой. М.: НЕОЛИТ, 2016. 312 с.
  4. Холмогорова А.Б. Значение культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского для разработки современных моделей социального познания и методов психотерапии // Культурно-историческая психология. 2016. Т. 12 (3). С. 58—92. doi:10.17759/chp.2016120305
  5. Allen J.P., Tan J.S. The multiple facets of attachment in adolescence // Handbook of attachment: Theory, research, and clinical applications. 3rd / J. Cassidy, P.R. Shaver (eds.). New York: Guilford Press, 2016. P. 399—415.
  6. Calkins S.D., Leerkes E.M. Early attachment processes and the development of emotional self-regulation // Handbook of self-regulation: Research, theory, and applications. 2nd / K.D. Vohs, R.F. Baumeister (eds.). New York: Guilford Press, 2011. P. 355—373.
  7. Cassidy J., Berlin L.J. The insecure/ambivalent pattern of attachment: Theory and research // Child Development. Vol. 65 (4). P. 971—991. doi:10.2307/1131298
  8. Denham S.A., Caverly S., Schmidt M., Blair K., DeMulder E., Caal S., Hamada H., Mason T. Preschool understanding of emotions: Contributions to classroom anger and aggression // Journal of Child Psychology and Psychiatry. Vol. 43 (7). P. 901—916. doi:10.1111/1469-7610.00139
  9. Eisenberg N. Emotion, regulation, and moral development // Annual Review of Psychology. Vol. 51 (1). P. 665—697. doi:10.1146/annurev.psych.51.1.665
  10. Garner P.W. Child and family correlates of toddlers’ emotional and behavioral responses to a mishap // Infant Mental Health Journal. 2003. Vol. 24 (6). P. 580— 596. doi:10.1002/imhj.10076
  11. Groh A.M., Roisman G.I. Adults’ autonomic and subjective emotional responses to infant vocalizations: The role of secure base script knowledge // Developmental Psychology. Vol. 45 (3). P. 889—893. doi:10.1037/a0014943.
  12. Hastings P.D., Miller J.G. Autonomic regulation, polyvagal theory, and children’s prosocial development // The multidimensionality of prosocial behavior: Biological, socialization, and contextual perspectives / L.M. Padilla-Walker, G. Carlo (eds.). New York: Oxford University Press, 2014, P. 112—127.
  13. Laghi F., D’Alessio M., Pallini S., Baiocco R. Attachment representations and time perspective in adolescence // Social Indicators Research. Vol. 90 (2). Р. 181— 194. doi:10.1007/s11205-008-9249-0
  14. Laible D.J., Carlo G., Raffaelli M. The differential relations of parent and peer attachment to adolescent adjustment // Journal of Youth and Adolescence. Vol. 29 (1). Р. 45—59. doi:10.1023/A:1005169004882
  15. Li X., Bian C., Chen Y., Huang J., Ma Y., Tang L., Yu Y. Indirect aggression and parental attachment in early adolescence: Examining the role of perspective taking and empathetic concern // Personality and Individual Differences. Vol. 86. Р. 499—503. doi:10.1016/j.paid.2015.07.008
  16. Luke M.A., Maio G.R., Carnelley K.B. Attachment models of the self and others: Relations with self-esteem, humanity-esteem, and parental treatment // Personal Relationships. Vol. 11 (3). Р. 281—303. doi:10.1111/j.1475-6811.2004.00083.x
  17. Markiewicz D., Doyle A.B., Brendgen M. The quality of adolescents’ friendships: Associations with mothers’ interpersonal relationships, attachments to parents and friends, and prosocial behaviors // Journal of Adolescence. Vol. 24 (4). Р. 429—445. doi:10.1006/jado.2001.0374
  18. McGinley M. Can hovering hinder helping? Examining the joint effects of helicopter parenting and attachment on prosocial behaviors and empathy in emerging adults // Journal of Genetic Psychology. Vol. 179 (2). P. 102—115. doi:10.1080/00221 325.2018.1438985.
  19. Mikulincer M., Shaver P.R. Attachment theory and intergroup bias: Evidence that priming the secure base schema attenuates negative reactions to out-groups // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 81 (1). Р. 97—115. doi:10.1037/0022-3514.81.1.97
  20. Murphy T.P., Laible D.J., Augustine M., Robeson L. Attachment’s links with adolescents’ social emotions: The roles of negative emotionality and emotion regulation // Journal of Genetic Psychology. Vol. 176 (5). Р. 315—329. doi: 10.1080/00221325.2015.1072082
  21. Oppenheim D., Koren-Karie N., Sagi-Schwartz A. Emotion dialogues between mothers and children at 4.5 and 7.5 years: Relations with children’s attachment at 1 year // Child Development. Vol. 78 (1). Р. 38—52. doi:10.1111/j.1467-8624.2007.00984.x
  22. Padilla-Walker L.M., Christensen K.J. Empathy and self-regulation as mediators between parenting and adolescents’ prosocial behavior toward strangers, friends, and family // Research on Adolescence. Vol. 21 (3). P. 545—551. doi:10.1111/ j.1532-7795.2010.00695.x
  23. Panfile T.M., Laible D.J. Attachment security and child’s empathy: The mediating role of emotion regulation // Merrill-Palmer Quarterly. 2012. Vol. 58 (1). P. 1—21. doi:10.1353/mpq.2012.0003
  24. Steele H., Steele M., Croft C. Early attachment predicts emotion recognition at 6 and 11 years old // Attachment & Human Development. Vol. 10 (4). P. 379—393. doi:10.1080/14616730802461409
  25. Stern J.A, Cassidy J. Empathy from infancy to adolescence: An attachment perspective on the development of individual differences // Developmental Review. Vol. 47. P. 1—22. doi:10.1016/j.dr.2017.09.002
  26. Stern J.A., Borelli J.L., Smiley P.A. Assessing parental empathy: A role for empathy in child attachment // Attachment & Human Development. Vol. 17 (1). P. 1—22. doi:10.1080/14616734.2014.969749
  27. Taylor Z.E., Eisenberg N., Spinrad T.L., Eggum N.D., Sulik M.J. The relations of ego-resiliency and emotion socialization to the development of empathy and prosocial behavior across early childhood // Emotion. Vol. 13 (5). P. 822— 831. doi:10.1037/a0032894
  28. Thompson K.L., Gullone E. Prosocial and antisocial behaviors in adolescents: An investigation into associations with attachment and empathy // Anthrozoö 2008. Vol. 21 (2). P. 123—137. doi:10.2752/175303708X305774
  29. Thompson R.A. Early attachment and later development: Reframing the questions // Handbook of attachment: Theory, research and clinical applications. 3rd / J. Cassidy, P.R. Shaver (eds.). New York: Guilford Press, 2016. P. 330—348.
  30. Viddal K.R., Berg-Nielsen T.S., Wan M.W., Green J., Hygen B.W., Wichstrøm L. Secure attachment promotes the development of effortful control in boys // Attachment & Human Development. Vol. 17 (3). P. 319—335. doi:10.1080/ 14616734.2014.999098
  31. You S., Lee J., Lee Y., Kim A.Y. Bullying among Korean adolescents: The role of empathy and attachment // Psychology in the Schools. Vol. 52 (6). P. 594— 606. doi:10.1002/pits.21842
Статьи по теме
 
О проекте PsyJournals.ruЛауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

© 1997–2019 Портал психологических изданий PsyJournals.ru  Все права защищены

Свидетельство регистрации СМИ Эл № ФС77-66447 от 14 июля 2016 г.

Издатель: ФГБОУ ВО МГППУ

Лауреат XIV национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2012 года

RSS-анонсы журналов Psyjournals на facebook Группа Psyjournals Вконтакте Twitter Psyjournals Psyjournals на Youtube
Яндекс.Метрика