Методика оценки рискованного дорожного поведения водителей и ее апробация на российской выборке

40

Авторы статей, публикуемых в научных периодических изданиях МГППУ, продолжают делиться замыслами и результатами своих исследований в рамках подкаста PsyJournals Live.

О методике оценки рискованного дорожного поведения водителей редакции портала психологических изданий Psyjournals.ru рассказала кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления ФГБОУ ВО МГППУ Татьяна Викторовна Кочетова.

В исследовании, проведенном Татьяной Викторовной совместно с доктором психологических наук, управляющим партнером, руководителем Центра формирования безопасного поведения водителей (Эстония) Гуннаром Мейнхардом, были поставлены задачи апробировать на российской выборке методику оценки рискованного дорожного поведения водителей и исследовать структуру и паттерны рискованного дорожного поведения трех групп российских водителей с различным стажем и опытом вождения.

Как отметила Татьяна Викторовна, рассматриваемую методику можно отнести к методам скрининговой диагностики, выполняющей функцию своеобразного «фильтра», и считать полезным инструментом в деятельности психолога, работающего с транспортными, логистическими компаниями: «Использование метода скрининговой диагностики очень важно в деятельности практического психолога, так как становится понятным, что делать дальше, когда мы определили склонность к риску, как дальше выстраивать работу».

Т.В. Кочетова особо подчеркнула, что «водительская деятельность» и «дорожное поведение» – не одно и то же, и подробно рассказала о различии данных понятий.

Рассмотрение структуры рискованного дорожного поведения водителей посредством скрининговой диагностики может стать перспективным направлением исследований, необходимым для использования в психологической практике превенции аварий и дорожно-транспортных происшествий.

«В практическом ключе важно обратить внимание, что подобного рода диагностические инструменты являются вкладом психологов в решение важной государственной задачи – снижение показателя аварийности на дорогах Российской Федерации», – завершила рассказ Татьяна Викторовна.

С результатами апробации методики можно подробнее ознакомиться в статье «Методика оценки рискованного дорожного поведения водителей: апробация на российской выборке», опубликованной в журнале «Социальная психология и общество» (№ 3, 2020).

Слушайте 151-й выпуск подкаста PsyJournals Live: https://psyjournals.podster.fm/160/new

Публикация: Кочетова Т.В., Мейнхард Г. Методика оценки рискованного дорожного поведения водителей: апробация на российской выборке // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. № 3. С. 196–210. doi:10.17759/sps.2020110313