В Беседке журнала «Современная зарубежная психология» рассказали о залоге психологического благополучия школьников
28 февраля 2023 года состоялась очередная онлайн-встреча в беседке журнала «Современная зарубежная психология». Встреча была посвящена организации психологической помощи школьникам в системе образования и организована при поддержке Точки кипения МГППУ.
Авторы журнала «Современная зарубежная психология» рассказали о своих исследованиях, связанных с обучением в школе и психологическом благополучии всех участников образовательного пространства. Вебинар посетили педагоги и школьные психологи, работающие в более чем 5 регионах России.
Большой отклик у аудитории вызвал совместный доклад Косарецкого Сергея Геннадьевича (НИУ ВШЭ) и Исаева Евгения Ивановича (МГППУ) о современных моделях профилактики и коррекции трудностей в обучении в работе школьных служб поддержки в России и зарубежом. Слушателей заинтересовал совместный проект МГППУ и НИУ ВШЭ по разработке целевой модели системы профилактики и коррекции трудностей в обучении. При создании этой модели учитывался опыт зарубежных коллег, так как в России проблема плохо разработана. Особый акцент был сделан на необходимости привлечения к преодолению трудностей психологов, дефектологов, родителей и директоров школ, при том, что ключевой фигурой все же остается учитель. Слушатели и докладчики пришли к согласию, что зарубежные модели нуждаются в качественной адаптации и многое просто не применимо в рамках нашей школьной системы.
Егорова Марина Алексеевна представила результаты исследования субъективного благополучии школьников. Оказалось, что важным спутником благополучия является надежда. Слушателей вебинара заинтересовала проблема школьной скуки, о которой упоминается в статье: Кто виноват в школьном неблагополучии – учителя или школьная скука?
Редактор тематического номера Егоренко Татьяна Анатольевна рассказала о методах профориентации в школе, используемых за рубежом. По ее мнению, большую роль играет самооценка: старшеклассники выстраивают свой профессиональный план на основе уверенности в своих знаниях. Было подчеркнуто, что применение релевантных интервенций на школьных занятиях поможет старшеклассникам соотнести важность школьного урока для своей профессии мечты, что мотивирует их к учебе. Наставники-профессионалы должны помогать учащимся сориентироваться в мире специальностей и попробовать себя как в профессиях, которые кажутся привлекательными, так и в тех, которые кажутся скучными или вообще не знакомы школьнику.
Видеозапись встречи представлена на YouTube канале PsyJournals.
Публикации, которые обсуждались на вебинаре:
- Современная зарубежная психология [Электронный ресурс]: [тематический выпуск журнала] / Гл. ред. Т. В. Ермолова. Том 11. № 3. М.: МГППУ, 2022. 171 с.
- Егоренко Т.А. Методы активизации профессионального самоопределения личности на этапе допрофессионального развития: опыт зарубежных стран [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 61–70. DOI: 10.17759/jmfp.2022110306
- Исаев Е.И., Косарецкий С.Г., Королева Я.П. Современные модели профилактики и коррекции трудностей в обучении в работе школьных служб поддержки в зарубежных странах [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 17–26. DOI: 10.17759/jmfp.2022110302
- Егорова М.А., Заречная А.А. Позитивные стратегии психологической поддержки субъективного благополучия школьников [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2022. Том 11. № 3. С. 38–47. DOI: 10.17759/jmfp.2022110304