Инклюзивное высшее образование в России – векторы стратегического развития в журнале «Психологическая наука и образование»
Опубликован новый выпуск журнала «Психологическая наука и образование» (№6, 2023), посвященный вопросам развития инклюзивного высшего образования. Тематическими редакторами выпуска выступили Виталий Владимирович Рубцов, доктор психологических наук, профессор, действительный член РАО, академик РАО, президент Федерации психологов образования России, президент, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» и Гузель Газимовна Саитгалиева, кандидат социологических наук, доцент, начальник научно-методического отдела Ресурсного учебно-методического центра по обучению инвалидов и лиц с ОВЗ ФГБОУ ВО «Российский университет спорта «ГЦОЛИФК».
Выпуск призван зафиксировать изменения, происходящие в настоящее время в системе инклюзивного высшего образования Российской Федерации, представить результаты проведенных научных исследований в области обучения и сопровождения студентов с инвалидностью, и способствовать дальнейшему развитию инклюзии в вузах, которое имеет важное государственное и общественное значение.
Выпуск состоит из основной рубрики «Психология образования», в которой представлены разделы: «Концептуальные основы инклюзивного высшего образования в Российской Федерации», «Дружественная среда для обучения и сопровождения студентов с инвалидностью в вузе», «Подготовка кадров для обучения и сопровождения студентов с инвалидностью в вузе».
В рубрике собраны статьи, раскрывающие методологические основания развития инклюзивного высшего образования в России, проектирующие модели создания инклюзивного университета, дружественной среды, учитывающей потребности разных категорий обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе лиц с инвалидностью, приобретённой в процессе боевых действий и специальной военной операции в контексте ресурсного потенциала образовательных организаций высшего образования. Представлены результаты исследований, анализирующих психологическое благополучие студентов, обучающихся в гетерогенной среде вуза.
Завершают выпуск результаты исследований оценки уровня инклюзивной культуры, которая имеет существенную вариативность характеристик и инклюзивной компетентности кадров, демонстрирующая необходимость психологической и методической поддержки сотрудников вузов, реализующих образовательный процесс в условиях инклюзии.