Герменевтика памятников средневековой письменности и их рецепция в мировой литературе — тема нового номера журнала «Язык и текст»
Вышел в свет новый тематический выпуск журнала «Язык и текст» (№ 4-2023). Работы в рубрике «Мировая литература. Текстология» в данном номере посвящены памятникам средневековой письменности и их рецепции в мировой литературе. Е.Л. Конявская на примере исследования важных древнерусских документов (духовных грамот и завещаний князей) описывает, как решались внутрисемейные проблемы при разделе имущества и вотчин. В статье Л.С. Соболевой и А.Д. Калининой показано развитие одного из самых популярных жанров древнерусской литературы — проповеди, а также опубликованы два рукописных Слова из собрания Российской государственной библиотеки. В статье Н.И. Милютенко представлены тексты, посвященные первым русским святым князьям-мученикам Борису и Глебу и их отцу Владимиру Крестителю.
Теме патриотизма в русской литературе посвящена работа В.В. Бруза, С.Ф. Вититнева и А.В. Шмелевой, в которой они напоминают читателям об исторических заслугах Дмитрия Боброка в Куликовской битве. К.А. Поташова посвящает работу выявлению литературного генезиса, смысловой составляющей и художественного потенциала образов жатвы и оратая в батальном тексте рубежа XVIII-XIX века.
Опубликованные в рубриках «Общее и сравнительно-историческое языкознание» и «Лингводидактика и новации. Психологические основы изучения языков и культур» статьи тематического выпуска разнообразны по содержанию и стилю изложения материала. Они затрагивают широкий спектр проблем, касающихся различных вопросов лингвистики:
- Описывается глагольная персонификация как один из основных способов создания образа;
- Изучается проблема взаимодействия категории фокуса с семантическим и синтаксическим аспектами расщепленного предложения английского языка;
- Раскрываются этнокультурные особенности лингвистической экспликации цвета в неродственных языках;
- Выдвигается теория аспектуальных фреймов;
- Предлагаются практические рекомендации, направленные на эффективное развитие произносительных навыков русскоязычных учащихся.