Особенности семейного воспитания при Интернет-зависимости

Общая информация

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Смирнова Е.А. Особенности семейного воспитания при Интернет-зависимости // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

Проблема интернет-зависимости беспокоит специалистов, непосредственно работающих с детьми и подростками. Отсутствие точных критериев оценки степени увлеченности ребенка компьютером, трудность определения границ нормального и чрезмерного использования Интернета, недостаточная освещенность проблемы в научной литературе не позволяют выработать единую стратегию работы с подростками, чрезмерно увлеченными компьютерными играми. В последние годы данная проблема попала в фокус внимания государственных структур, оказавшихся заинтересованными в проведении исследований, дающих возможность предотвратить формирование у подростков интернет-зависимости и успешно бороться с уже сложившейся аддикцией. Одним из направлений исследований, проведенных в цикле работ, посвященных изучению интернет-аддикции, является изучение форм семейных коммуникаций, специфичных в отношении компьютерной и интернет-зависимости.

В современной литературе по интернет-зависимости почти не встречается работ, посвященных работе с диадой мать-подросток – исследования строятся на работе только с самими аддиктами. Новизна и актуальность нашего исследования заключается в том, что в нем делается акцент на изучение особенностей семейных коммуникаций в семьях подростков с интернет-зависимостью. В фокусе нашего исследования оказался новый аспект интернет-зависимости – объективная семейная коммуникация в семьях, где подростки вырастают зависимыми от компьютера.

<...>

Полный текст

Проблема интернет-зависимости беспокоит специалистов, непосредственно работающих с детьми и подростками. Отсутствие точных критериев оценки степени увлеченности ребенка компьютером, трудность определения границ нормального и чрезмерного использования Интернета, недостаточная освещенность проблемы в научной литературе не позволяют выработать единую стратегию работы с подростками, чрезмерно увлеченными компьютерными играми. В последние годы данная проблема попала в фокус внимания государственных структур, оказавшихся заинтересованными в проведении исследований, дающих возможность предотвратить формирование у подростков интернет-зависимости и успешно бороться с уже сложившейся аддикцией. Одним из направлений исследований, проведенных в цикле работ, посвященных изучению интернет-аддикции, является изучение форм семейных коммуникаций, специфичных в отношении компьютерной и интернет-зависимости.

В современной литературе по интернет-зависимости почти не встречается работ, посвященных работе с диадой мать-подросток –  исследования строятся на работе только с самими аддиктами. Новизна и актуальность нашего исследования заключается в том, что в нем делается акцент на изучение особенностей семейных коммуникаций в семьях подростков с интернет-зависимостью. В фокусе нашего исследования оказался новый аспект интернет-зависимости – объективная семейная коммуникация в семьях, где подростки вырастают зависимыми от компьютера.

Всего в нашем исследовании приняли участие 114 подростков в возрасте от 13 до 17 лет (из них 74 ребенка вошли в контрольную группу, 40 ребенка – в экспериментальную), 45 родителей (из них 22 человека вошло в контрольную группу, 23 человека – в экспериментальную)

Все подростки обучаются в 8-10х классах школ г. Москвы. Был применен критерий выявления для исследования лиц, принявших участие в исследовании интернет-зависимости. Зависимым от компьютера считался подросток, который указывал, что время, проводимое им за компьютером в день, превышает два часа, и получивший не менее 60 баллов по тесту Кимберли Янг (т.е. сильная или средняя степень зависимости) [2].

В связи с тем, что тема нашего исследования еще слабо разработана, мы применили достаточно широкий спектр методик, направленных на изучение особенностей семейных коммуникаций:

  • Психодиагностическая беседа,
  • Семейная социограмма [5],
  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) [5],
  • Цветовой тест отношений (ЦТО) [1],
  • Методика «Подростки о родителях» (ПОР) [2],
  • Методика «Социальный атом» [5],
  • Методика «Мать и дитя» [4]

Было выявлено, что и в контрольной и в экспериментальной группе образы семьи у родителя и ребенка не коррелируют между собой. Однако характер несовпадений в контрольной и экспериментальной группе различен: в экспериментальной группе в 80% случаев оказывалось, что характер отличий носит фрустрирующий для ребенка характер (мать в реальности строит более близкие отношения с другим сиблингом (родным братом или сестрой) или указывает на более дистантные отношения с ребенком, чем он сам); в контрольной группе подобную картину мы наблюдаем лишь в 18% случаев, Получается, что в 82% ребенок может получать необходимые ему поддержку и близость со стороны матери.

Также было выявлено, что в экспериментальной группе наблюдается отрицательная корреляция между оценками взаимоотношений между родителями, которые дают дети и  родители. Таким образом, получается, что ребенок постоянно неправильным образом интерпретирует отношения между родителями, которые он наблюдает. Мы можем говорить о нарушении коммуникации внутри семьи, которая приводит к ошибочному восприятию ребенком родительской пары. Мы можем предположить, что возможны два варианта ошибочной интерпретации взаимоотношений родителей ребенком – в лучшую и в худшую стороны. В ситуации, когда подросток склонен воспринимать взаимоотношения родителей как более близкие, чем они есть на самом деле, мы можем говорить о том, что он испытывает постоянную фрустрацию, наблюдая конфликтные отношения родителей, которые он при этом стремится игнорировать. Компьютерная зависимость становится одним из приемлемых вариантов избегания реальности. В обратной ситуации, когда ребенок оценивает отношения между родителями, как менее близкие, чем они есть, мы можем предполагать, что ребенок испытывает ревность к одному из родителей и претендует на большую близость к нему и стремится вытеснить второго родителя. В таком случае близкие отношения между родителями приводят к фрустрации и стремлению ребенка избегать реальности, в том числе посредством Интернета.

По результатам проведенного нами теста АСВ было выявлено, что ни в контрольной, ни в экспериментальной группах средние значения не выходят за границы нормы ни по одной из шкал, однако наблюдаются статистически значимые различия по шкалам Гипопротекции, Неустойчивости стиля воспитания, а также выраженные (однако статистически недостоверные) различия по шкале Расширения родительских чувств.

Рассмотрим подробнее каждую из шкал. При близких значениях шкалы Гиперпротекции мы видим, что в экспериментальной группе значительно выше показатели по шкале Гипопротекции (Ситуация, при которой ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, до него "не доходят руки", родителю не "до него". Ребенок часто выпадает у них из виду. За него берутся лишь время от времени, когда случается что-то серьезное.) В сочетании с высокими показателями шкалы Неустойчивости стиля воспитания (под таким воспитанием Эйдемиллер понимает резкую смену стиля приемов, представляющих собой переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его) мы можем говорить о выраженных проявлениях амбивалентности в поведении родителей.

Также нами были выявлены следующие особенности коммуникаций в семьях Интернет -зависимых подростков.

Воспитание в таких семьях характеризуется дефицитом требований, запретов и наказаний.

При стремлении одного или обоих членов диады к близости, между матерью и подростком в 75% случаев наблюдается значительная эмоциональная дистанция, которую они не могут преодолеть, то есть, желание близости не приводит к ее возникновению. В остальных 25% наблюдаются наоборот симбиотические связи между детьми и родителями.

Контакт между подростками и отцами гораздо хуже, чем между подростками и матерями. Девочки в 90% случаев чувствуют большую дистанцию с отцом. Мальчики чаще общаются с отцом и матерью одинаково, но при этом они лишают отцов традиционной мужской функции и авторитета.

Матери говорят о большей близости между собой и детьми, чем между собой и мужьями. 26% женщин испытывают недоверие к мужчинам.

Из последних двух перечисленных выше наблюдений, мы можем сделать вывод, что в семьях подростков с интернет-зависимостью наблюдается снижение авторитета отца, дистанция между детьми и отцами, а также тенденция к разделению семьи на две подструктуры – мать-подросток и мать-муж или мать-подросток и отдельно муж.

У 64% подростков с интернет-зависимостью ведущей потребностью является вовлечение в процесс насыщенного эмоционального взаимодействия.

Мы смогли разделить матерей на две группы:

  • придерживающиеся стиля воспитания с чертами гипопротекции (75%), которые делятся на два подтипа: эмоционально отвергающие детей и воспринимающие их как равных партнеров;
  • придерживающиеся стиля воспитания с чертами гиперпротекции (25%), которые также разделяются на доминирующих и потворствующих.

Изучение интернет-зависимости является достаточно молодой областью научного знания. До сих пор вопрос особенностей семейных коммуникаций в семьях подростков с данным видом аддикции, почти не был изучен.

Нами было установлено, что интернет-зависимость возникает в семьях с дисгармоничными формами коммуникации. Мы смогли установить, что дисгармония бывает двух видов: по типу гипер- или гипопротекции. Также мы выявили общую для всех семей с подростками с интернет-зависимостью, тенденцию к недостаточности требований, запретов и санкций. Были выявлены особенности образа семьи у подростков с компьютерной зависимостью.

В нашей работе было отмечено большое количество характеристик негармоничной коммуникации в семьях интернет-аддиктов. Изучение каждой из этих особенностей более детально может стать продолжением серии исследований, посвященных данному аспекту интернет-зависимости. Одной из наиболее интересных тем нам кажется изучение нарушений образа семьи при интернет-зависимости.

Мы полагаем, что полученные нами результаты имеют широкую сферу применения – как научную, так и практическую.

Литература

  1. Бурова В.А. Социально-психологические аспекты интернет-зависимости, http://user.lvs.ru/vita/doclad.htm
  2. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. Речь, 2007

Информация об авторах

Смирнова Елизавета Алексеевна, аспирант МГМСУ, Москва, Россия

Метрики

Просмотров

Всего: 4945
В прошлом месяце: 19
В текущем месяце: 7