Связь аддиктивного поведения и агрессивности в подростковом возрасте

Аннотация

Тема насилия и агрессии становится все более актуальной в обществе. Нередко агрессивность в открытой или замаскированной форме культивируется в обществе как орудие борьбы за преуспевание. Этой замаскированной формой являются компьютерные игры, алкогольная и наркотическая аддикция. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе.

Общая информация

Ключевые слова: алкогольная зависимость, аддикция и агрессивность, склонность к зависимости, наркотическая зависимость, компьютерная аддикция

Рубрика издания: Секционные заседания

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Юрцевич С.В. Связь аддиктивного поведения и агрессивности в подростковом возрасте // Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация.

Фрагмент статьи

Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Аддиктивное поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс. [30, с.14]

Объектом нашего исследования является аддиктивное поведение и агрессивность в подростковом возрасте.

В качестве предмета исследования выступают характеристики аддиктивного поведения и агрессивности в подростковом возрасте.

<...>

Полный текст

Аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций.

Аддиктивное поведение, как вид девиантного поведения личности, в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определенных условиях) это могут быть любые объекты или формы активности - химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс. [30, с.14]

Объектом нашего исследования является аддиктивное поведение и агрессивность в подростковом возрасте.

В качестве предмета исследования выступают характеристики аддиктивного поведения и агрессивности в подростковом возрасте.

Цель исследования – изучить характеристики аддиктивного поведения и агрессивности у подростков. Она конкретизируется в исследовательских задачах:

  1. Определить методологические, теоретические и методические основания исследования характеристик аддиктивного поведения и агрессивности в подростковом возрасте.
  2. Выявить степень склонности к аддиктивному поведению и уровень агрессивности в подростковом возрасте.
  3. Определить уровень мотивации к достижению успеха и избеганию неудач у подростков, склонных к проявлению агрессии.
  4. Исследовать связь аддиктивного поведения и агрессивности у подростков, показать различия склонностей к аддиктивному поведению школьников и лицеистов.
  5. Разработать программу профилактики аддиктивного поведения у подростков.

Гипотеза: между склонностью к аддиктивному поведению и агрессивностью у подростков существует связь

Методология и методы исследования.

Наше исследование основывается на таких психодинамических моделях аддиктивного поведения, как: классический психоанализ, который рассматривал злоупотребление психоактивными веществами как дефект в психосексуальным созревании, приводящий к оральной неудовлетворенности, что в свою очередь провоцировало регрессию на оральную стадию психосексуального развития (С. Даулинг) и фиксацию на этой стадии; трансактный анализ  (Э. Берн). В соответствии с теорией Э. Берна нормальное развитие личности предполагает согласованность между собой важнейших аспектов эго-состояний Ребенка, Взрослого и Родителя. В связи с этим многие исследователи предполагают, что у наркомана доминирует одно эго-состояние либо одно эго состояние заражено другим (Березин С.В., Лисецкий К.С.), другие исследователи рассматривают наркоманию как психологическую игру. Игра в трансактном анализе – это форма поведения, со скрытым мотивом, при которой один из субъектов получает психологическое или другое преимущество и др.

Для решения исследовательских задач были использованы следующие методы: анализ психологической, педагогической литературы по изучаемой проблеме; методы опроса (беседа, анкетирование), тест "Склонность к зависимому поведению" (В.Д. Менделевич), проективная методика на выявление степени агрессивности «Тест руки Вагнера»,  а также методы количественной и качественной обработки эмпирических данных.

Научная новизна и значимость полученных результатов работы заключается в изучении характеристик аддиктивного поведения и агрессивности у подростков и расширение существующих знаний о связи склонности  аддиктивного поведения и агрессивности в подростковом возрасте.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные в ходе исследования данные могут стать основой для дальнейшего изучения аддиктивного поведения. По окончании исследования мы разработали программу профилактики аддиктивного поведения «Будь свободным» как для подростков, входящих в группу риска, так и в целях первичной профилактики.

При анализе и сравнении результатов изучения характеристик аддиктивного поведения подростков было выявлено следующее:

  • 59% опрашиваемых имеют низкий риск возникновения зависимости, в частности, наркотической, алкогольной и компьютерной);
  • 48% респондентов имеют признаки тенденции, т.е. выраженные признаки склонности к зависимому поведению. В данном случае речь идет о вероятности периодического употреблении алкоголя, увеличивающей риск возникновения зависимости.
  • 56% испытуемых обладают повышенной склонностью к зависимому поведению;
  • 37% были отмечены с признаком высокой вероятности к зависимому поведению;
  • 65% школьников и 95% лицеистов склонны к аддиктивному поведению.

Склонность к наркотической зависимости у лицеистов значительно выше, чем у школьников. Ответы опрашиваемых демонстрируют вероятность развития зависимого поведения.  Мы можем отметить данную группу респондентов, как стремящихся попробовать что-то новое, имеющих недостоверную информацию и неправильное представление о влиянии психоактивных веществ. С выделенной группой необходимо не только информирование, но и более детальная работа над формирование навыков противостояния данному явлению.

Стоит отметить также вариативность зависимостей отвечающих:

  • у одних респондентов наблюдается полное совпадение уровней склонности как к алкогольной и наркотической, так и к компьютерной зависимостям;
  • у других отмечается незначительное колебание уровня склонностей по данному признаку (разделение на алкогольную, наркотическую и компьютерную  зависимости);
  • у 2-х опрашиваемых наблюдается незначительное рассогласование в склонностях к разным зависимостям (между признаками тенденции - в одной, и признаками повышенной склонности - в другой); также как и незначительное - между невысоким признаком к склонности и признаками тенденции. Т.е. рассогласование в данных случаях незначительное: при наличии склонности к одной из зависимости, склонность к другой также присутствует и при тенденции к склонности и невысоким уровнем склонности у одних и тех же респондентов.
  • у 4-х респондентов отмечается колебание между невысоким признаками и признаками повышенной склонности в шкалах разных зависимостей; также склонности к разным зависимостям у 1 респондента между признаками тенденции и высокой вероятности. Здесь мы видим большую разрозненность в ответах респондентов, что ставит под сомнение достоверность данных в связи с такой разницей в ответах.

 Для респондентов-школьников в большей степени характерны тенденция к агрессии и реальная агрессия. Анализ основных взглядов на содержание понятия «агрессия» позволяет понимать ее как мотивированное разрушительное поведение, которое противоречит нормам и правилам существования людей в обществе, наносит вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняет физический ущерб или вызывает психический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страх, подавленность). Тенденция к агрессии имеет место, когда подросток, используя агрессивные действия, достигает цели. Реальная же агрессия направлена скорее на причинение вреда себе или окружающим.

Если агрессивные действия могут выступать в качестве средства достижения какой-либо значимой цели, то в данном случае можно говорить о мотивации достижения успеха. Проведя тесты «Мотивация к достижению успеха» и «Мотивация к избеганию неудач» Т.Элерса, мы определим уровни достижения успеха и избегания неудач у подростков:

  • у 20% испытуемых выявлен низкий уровень мотивации к успеху;
  • 80% респондентов обладают средним уровнем мотивации к достижению успеха;
  • высокий уровень мотивации к достижению успеха показали 20% опрашиваемых. Обычно люди с высокой потребностью в достижениях ставят перед собой такие задачи, выполнение которых будет являться для окружающих символом или признаком успеха. Такие люди хотят быть всегда на высоте и любят получать положительные отзывы о своей деятельности от окружающих.
  • очень высокий уровень мотивации к достижению успеха характерен для 53% испытуемых. Люди, испытывающие сильную потребность в достижениях, предпочитают полагаться на собственные силы и стремятся к самосовершенствованию. Они склонны работать над задачами, которые требуют немалых усилий, но не являются неразрешимыми. Они чувствуют больше удовлетворения от своей работы тогда, когда сами могут ее планировать и самостоятельно определять свои цели.
  • 27% респондентов имеют низкий уровень мотивации к избеганию неудач;
  • 45%  респондентов отмечены наличием высокого уровня избегания неудач.

Проведенный корреляционный анализ позволил выявить следующие позиции:

  • существует прямая положительная связь между склонностью к аддиктивному поведению и агрессивностью в подростковом возрасте. Коэффициент rxy Спирмена равен 0,37, при р>0,05.
  • существует прямая связь степени проявления агрессивности и мотивации к достижению успеха. Коэффициент rxy Спирмена равен 0,36, при р>0,05.
  • в результате сравнения двух независимых выборок налицо существенные различия в склонности к аддиктивному поведению (1,97 и 5,16, при р>0,05). Респонденты-школьники наименее склонны к зависимому поведению, чем респонденты-лицеисты.

Полученные данные в основном подтверждают рабочую гипотезу.

Результаты нашего исследования позволяют говорить о том, что:

  • существует связь между аддиктивным поведением и агрессивностью у подростков; мы можем сказать что чем выше склонность подростка к компьютерной зависимости, тем выше уровень проявления агрессивности.  Нельзя сказать, что абсолютно все компьютерные игры влияют на проявление агрессивности.

Можно предположить, что именно компьютерные игры агрессивного содержания скорее всего могут спровоцировать реальную агрессию, которая предполагает или ущерб, или оскорбление жертвы; нанесение телесных повреждений реципиенту не является обязательным.

Агрессия имеет место, если результатом действий являются какие-либо негативные последствия.

Таким образом, помимо оскорблений действием такие проявления, как выставление кого-либо в невыгодном свете, очернение или публичное осмеяние, лишение чего-то необходимого и даже отказ в любви и нежности могут при определенных обстоятельствах быть названы агрессивными.

Выявлены значимые различия склонности к аддиктивному поведению между двумя выборками; так, в результате сравнения двух независимых выборок мы выявили существенные различия (1,97 и 5,16, при р>0,05) в склонности к аддиктивному поведению. Респонденты-школьники наименее склонны к зависимому поведению, чем респонденты-лицеисты. Учащиеся профессионально-технического лицея в большей степени склонны к зависимому поведению.  Подростковый возраст— период выбора самостоятельного образа жизни и собственных ценностей, период негативистического отношения к словесному воздействию и отрицания принятых критериев, авторитетов; в этот момент формируется жизненно необходимая черта в развитии личности –агрессивность. Если для формирования данного образования будут все необходимые условия, то агрессивность сформируется и начнет выполнять определенные конструктивные функции в жизни человека. Если же таких условий не будет, то подросток найдет другие способы и пути проявления агрессивности, но уже данная черта будет нести разрушительную силу. Так подросток может стать зависим от психоактивных веществ. В этот период чрезвычайно возрастает значение микросреды, товарищей, чувство возрастного коллективизма. Влияние «своей группы», стремление не отстать от сверстников, определенная мода, любопытство и зачастую гипертрофированное желание получить удовольствие, «вкусить запретный плод», скука, при которой подросток готов пойти на любое безрассудство — вот главнейшие причины приобщения молодых людей к психоактивным веществам. В период обучения в профессионально-техническом лицее у учащихся расширяется круг общения, увеличиваются «связи», и увеличиваются возможности для получения удовлетворения посредством употребления психоактивных веществ.

Существует связь между уровнем агрессивности и мотивацией к достижению успеха.

Изучение характеристик  аддиктивного поведения и агрессивности у подростков  показало, что ядром конфликтной ситуации, приведшей к нравственной деформации личности, являются недостатки семейного воспитания, окружающая среда, внутренний дискомфорт, а жестокость, агрессивность, замкнутость, повышенная тревожность – в процессе стихийно-группового общения могут принимать устойчивый характер.

Информация об авторах

Метрики

Просмотров

Всего: 11092
В прошлом месяце: 48
В текущем месяце: 19