Использование программы «Моторная азбука» в процессе коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми

366

Общая информация

Ключевые слова: расстройства аутистического спектра, нарушения моторики, адаптивная физическая культура, зона актуального развития

Рубрика издания: Практическая работа с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Плаксунова Э.В. Использование программы «Моторная азбука» в процессе коррекционно-развивающей работы с аутичными детьми // Детский аутизм: исследования и практика. С. 302–312.

Фрагмент статьи

Всем детям с аутизмом свойственны нарушения регуляции мышечной деятельности, в результате этого своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, трудности в становлении их целенаправленности и координированности, страдает пространственная ориентировка. У многих детей возникают сопутствующие движений (синкинезии). При этом, сильно нарушенными оказываются моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием как крупной, так и мелкой моторики. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов, у них проявляются значительные трудности в понимании инструкции и даже в имитации движений.

Таким образом, дети, страдающие расстройствами аутистического спектра, нуждаются в специальной программе психомоторного развития, в специальных подходах и методах обучения.

          Поэтому нами разработана программа «Моторная азбука», которая предназначается для детей с аутизмом, страдающих первазивными нарушениями психического развития, проявляющимися в аномальном развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи (Питерс, 2002).

Полный текст

В последние годы в детской популяции всё чаще встречаются аутистические расстройства разной этиологии (Башина, Краснопёрова, Симашкова, 2003).

Проблема обучения и воспитания детей, страдающих расстройствами аутистического спектра сегодня является очень важной и мало разрешённой. Недостаточно разработанными являются и вопросы коррекционно-развивающего воздействия на психофизическую сферу детей с аутизмом.

Учитывая своеобразие формирования двигательных функций у детей с аутизмом, адаптивное физическое воспитание (далее АФВ) ставит важные задачи, направленные на укрепление здоровья детей, своевременное формирование двигательных навыков и основных физических качеств. Однако, процесс АФВ, это не только коррекция нарушений двигательной сферы, стимуляция физического и моторного развития, создание предпосылок и стимуляция интеллектуального развития, это также педагогический процесс формирования личности, обеспечивающий условия для последующей социальной адаптации и интеграции детей (Плаксунова, 2004).

          Нарушения в двигательной сфере детей с аутизмом можно классифицировать по следующим признакам:

          I. Нарушения физического развития (отклонение от нормы по основным антропометрическим показателям, нарушения осанки, стопы, отставания в показателях жизненной ёмкости лёгких и др.);

          II. Нарушения в развитии двигательных способностей (нарушения координационных способностей, отставания в развитии двигательных качеств);

          III. Нарушения в развитии основных движений (нарушения при ходьбе, беге, в прыжках, при выполнении действий с мячом) (Дмитриев, 2004).

          Кроме того, нарушения двигательной сферы усугубляются характерными поведенческими особенностями аутичных детей, с недостаточностью социального взаимодействия, взаимной коммуникации, недоразвитием воображения (Гилберт, Питерс, 2002).

          Широкий спектр нарушений возникает обычно на форе неглубоко нарушенных интеллектуальных функций. Однако, ребёнок, страдающий аутизмом и обладающий высоким тестируемым интеллектом может иметь тяжёлые нарушения мотивации действий (Вейтс, 1992).

          Всем детям с аутизмом свойственны нарушения регуляции мышечной деятельности, в результате этого своевременно не формируется контроль за двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, трудности в становлении их целенаправленности и координированности, страдает пространственная ориентировка. У многих детей возникают сопутствующие движений (синкинезии). При этом, сильно нарушенными оказываются моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием как крупной, так и мелкой моторики. Некоторые дети производят впечатление физически здоровых и двигательно сохранных, но при выполнении заданий, требующих включения целенаправленных двигательных актов, у них проявляются значительные трудности в понимании инструкции и даже в имитации движений.

Таким образом, дети, страдающие расстройствами аутистического спектра, нуждаются в специальной программе психомоторного развития, в специальных подходах и методах обучения.

          Поэтому нами разработана программа «Моторная азбука», которая предназначается для детей с аутизмом, страдающих первазивными нарушениями психического развития, проявляющимися в аномальном развитии интеллектуальной и эмоциональной сфер, сенсорики и моторики, внимания, памяти, речи (Питерс, 2002).

Данная программа разработана нами с учётом структуры дефекта аутичных детей, а также с учётом недостатков развития их двигательной сферы и психомоторики.

Программа направлена на развитие умений у детей с аутизмом, в соответствии с уровнями построения движений  Н.А. Бернштейна (Маланов, 2001), которые представлены в следующих разделах:

Раздел 1: Умения выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела.

Раздел 2: Умения ориентировать двигательные действия во внешнем пространственном поле.

Раздел 3: Умения выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами.

Каждый раздел содержит перечень умений в соответствии с возрастом ребёнка и методику обучения. Перечень умений используется для диагностики и определения актуального уровня развития моторики ребёнка с аутизмом (приложение 1).

 

          В содержание программы вошли следующие классы действий и соответствующие им блоки упражнений:

v   Действия, требующие ориентировки в пространстве тела:

·      Упражнения на развитие умения выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела.

v   Действия, обеспечивающие различные виды перемещения ребёнка во внешнем пространственном поле – бег, прыжки, лазания, ползания и т.д.:

·      Упражнения на перемещение во внешнем пространственном поле.

·      Упражнения на преодоление и обход внешних препятствий.

v   Точные «прицельные» действия в пространственном поле без предметов и с разнообразными предметами:

·      Упражнения на точность перемещений  во внешнем пространственном поле.

·      Упражнения на развитие умения выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами.

 

Содержание программного материала состоит из базовых основ адаптивной физической культуры и основывается на закономерностях формирования движений нормально развивающегося ребёнка от рождения до 7-летнего возраста.

Все упражнения распределены с учетом возраста и по степени сложности двигательных заданий на четыре уровня.

 

          Помимо включения в повседневные занятия и игры ребёнка указанных классов двигательных действий, важным является развитие двигательной рефлексивности:

·      Умение осознавать выполняемые действия – называть выполняемые движения, рассказывать о движениях, о том, с какой целью, как и в какой последовательности выполняются разнообразные действия.

 

Программа составлена с учётом основных принципов коррекционно-развивающего обучения:

·      Индивидуализация и дифференциация процесса обучения.

·      Коррекционная направленность обучения.

·      Комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.

 

                   

 

 

Основные цели обучения детей с аутизмом на занятиях по программе «Моторная азбука»  являются:

1.    Развитие     имитационных способностей (способностей к подражанию).

2.    Стимулирование к выполнению инструкций.

3.    Формирование навыков произвольной организации движений собственного тела.

4.    Воспитание коммуникационных функций и способностей взаимодействовать в коллективе.

 

Основные подходы в обучении детей с аутизмом на занятиях по программе «Моторная азбука».

Дети коррекционного отделения нуждаются в строго индивидуализированном адаптивном физическом воспитании. У них слабо развиты навыки по владению собственным телом, отмечаются плохой контроль за скоростью, силой и равновесием, трудности включить всё тело в единый процесс движения и они не знают, что они физически умеют делать, и как они могут двигаться. Программу «Моторная азбука» рекомендуется использовать для таких учеников начиная с первого уровня, соблюдая последовательность выполнения представленных в ней упражнений и действий. От учеников нельзя ожидать быстрого и четкого выполнения заданий. Ученики не осознают, что происходит вокруг, они не могут научиться упражнениям, как другие – наблюдая или экспериментируя. Для формирования произвольных моторных навыков детям необходимо много физической помощи. Программу необходимо начинать с заданий, выполняемых в пространстве собственного тела, тем самым, дав ученику возможность получить представление о собственном теле, ощутить отдельные части тела и конечности, почувствовать как напрягаются и расслабляются мышцы.

Одной из конечных целей программы по развитию психомоторики, является обучение ученика выполнять упражнения без помощи взрослых. Ускорить этот процесс помогают занятия не только в стенах учебного учреждения, но и дома.

Дети школьного отделения на начальном этапе обучения также нуждаются в физической помощи. Эти дети владеют определенными двигательными навыками, но они имеют зрительно-моторные нарушения, очень неловки и не совсем уверены в движениях. Координация движений у них нарушена в большей степени, чем мелкая моторика. Ученики могут ориентироваться в игровой ситуации. У них возможны трудности в обучении езде на велосипеде, плаванию, катанию на лыжах и коньках. Руководство по мере выполнения упражнений может улучшить их качество. Им нужно помочь добиться определенного уровня успеха. Этим детям необходимо работать над основными моторными навыками, их нужно учить элементам игры в футбол, а также в другие игры с броском и ловлей мяча.

Задания из программы «Моторная азбука» рекомендуется включать в традиционные занятия физической культурой, в соответствии с особенностями нарушений двигательной сферы, что будет способствовать большей индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

  Аутичному ребёнку, как и любому другому необходимы постоянные физические нагрузки для поддержания психофизического тонуса и снятия эмоционального напряжения. Поэтому задания из программы «Моторная азбука» рекомендуется использовать для проведения занятий дома, для чего необходимо обучать родителей работать по данной методике.

   

          Методы обучения по программе «Моторная азбука»

1. Развитие умения выполнять действия, требующие ориентировки в пространстве тела.

          Базовой и наиболее естественной, онтогенетически более ранней и закреплённой всем опытом человека системой ориентации является схема тела (Семенович, 2002).

          У ребёнка представление о собственном теле («схема тела») формируется только на основе многостороннего опыта, предоставляемого органами чувств. При этом осязание и ощущение движения важны так же, как и распознавание глазами.  К тому же ребёнок должен почувствовать своё тело и через прикосновение к коже, и в собственном движении, мышечном напряжении, в изменении положения тела или его частей («Азбука для родителей», изд. БелАПДИ, 1996).

Детей с ранним детским аутизмом рекомендуется обучать восприятию и воспроизведению движений, начиная с элементарных вещей, например:

·      Учить выполнять движение головой

·      Учить выполнять движения кистями рук

·      Учить  выполнять положения, перемещения и движения рук

·      Учить выполнять положения, перемещения и движения ног

·      Учить выполнять положения и движения туловища

 

Методика обучения

Осознанное участие в выполнении движения или его воспроизведение является как целью обучения, так и признаком успешного развития восприятия и навыков воспроизведения.

          Чтобы побудить ребёнка наблюдать за движениями, узнавать, ощущать и называть их необходимо:

·      Медленно и чётко выполнять движения, комментируя их.

·      Описывать упражнения просто, но образно, пользуясь одними и теми же обозначениями для повторяющихся движений.

·      Предлагать ребёнку называть выполняемые движения.

·      Начинать с простейших движений (хлопков в ладоши, вращательных движений руками, приседаний и подъёмов).

·      Одновременно работать над небольшим количеством упражнений, повторяя их.

·      Сопровождать движения ребёнка ритмичным стишком.

·      Помогать ребёнку, ободрять его, исправлять неправильное движение, поощрять за успехи.

 

 2. Развитие умения ориентировать двигательные действия во внешнем пространственном поле.

Следующим важным этапом является осознание двигательных возможностей и расширение диапазона движений в разных зонах пространства. Усвоенные ранее навыки являются базой для развёрнутого произвольного действия (Семенович, 2002).

 

Упражнения на перемещение во внешнем пространственном поле и на преодоление и обход внешних препятствий:

 

·      В ползании и лазании

·      В ходьбе

·      В беге

·      В прыжках

 

Методика обучения

Чтобы научить ребёнка различным видам перемещений необходимо:

·      Начинать обучение с коротких перемещений по прямой и постепенно подходить к передвижению на более длинные дистанции, по кругу, дуге, зигзагообразно.

·      Для облегчения выполнения заданий помещение размечается сплошными цветными линиями или другими ориентирами, чётко обозначаются линии «старт», «финиш» и зона отдыха.

·      Задания формулируются в виде вопросов, побуждающих ребёнка к действию, например: «Ты сможешь проползти рядом со мной?».

·      Незнакомые движения показывать и называть.

·      Ритмичное сопровождение движений (словами, ударами в ладоши и т.д.) является существенной помощью ребёнку.

 

3. Развитие умения выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами.

 

·      Упражнения на точность перемещений  во внешнем пространственном поле

·      Упражнения на развитие умения выполнять точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами

 

Методика обучения

·      Образцы движений сопровождаются коротким, но образным объяснением, относящимся только к одному из аспектов движения.

·      Движения выполнять вместе с ребёнком (хотя бы частично), обязательно сопровождать движение инструкцией.

·      По ходу движения давать словесные объяснения.

·      Необходимо создавать интересные ситуации и побуждать ребёнка решить их, например: «Мячик с колокольчиком внутри, если ты в него попадёшь, то услышишь звон».                                                                                                        

·      Наряду с похвалой следует исправлять неправильные движения ребёнка.

·      Каждый успех ребёнка отмечается и поощряется.

·      Необходимо радоваться вместе с ребёнком его успехам и помогать преодолевать чувство страха перед некоторыми предметами или движениями.

 

 

 

 

Приложение

Протокол оценки двигательных умений

 

Фамилия, имя ребёнка___________________________ Дата рождения _______________ Возраст __________

ФИО эксперта _________________________________

I.                Действия, требующие ориентировки в пространстве собственного тела

Виды движений

Возрастная норма

Тестовые задания (умения)

Критерии оценки

Выполняет самостоятельно

Нуждается в помощи

Не может и не пытается выполнить

сент

май

сент

май

сент

май

1. Движения головой

0-12

Удержание головы, лёжа на животе

 

 

 

 

 

 

1-2

Удержание головы, лёжа на спине

 

 

 

 

 

 

2-3

Наклоны головой вперёд-назад            

3-4

Наклоны головой вправо-влево            

4-5

Повороты головы

 

 

 

 

 

 

5-6

Вращения головой

 

 

 

 

 

 

2. Движения кистями рук

0-12

Захват предмета и манипулирование им

 

 

 

 

 

 

1-2

Сжимание кулачков одновременно на обеих руках

 

 

 

 

 

 

2-3

Складывание пальцев в замочек и сгибательно-разгибательные движения ими

 

 

 

 

 

 

3-4

Одновременное сжимание-разжимание кулачков

 

 

 

 

 

 

4-5

Повороты кистей рук в лучезапястном суставе «спинки-ладошки».

 

 

 

 

 

 

5-6

«Пальчики здороваются»

 

 

 

 

 

 

3. Положения, перемещения и движения рук

0-12

Движения прямыми руками «Вверх-вниз»

 

 

 

 

 

 

Движения прямыми руками в стороны

 

 

 

 

 

 

Сгибание рук к плечам

 

 

 

 

 

 

Опорно-разгибательные движения руками

 

 

 

 

 

 

1-2

Движения прямыми руками вперёд

 

 

 

 

 

 

Движения прямыми руками в стороны

 

 

 

 

 

 

Сгибание рук

 

 

 

 

 

 

2-3

Движения прямыми руками

 

 

 

 

 

 

3-4

Одновременные движения руками: руки на пояс, к плечам, за голову, вверх и обратно

 

 

 

 

 

 

4-5

Махи руками (одновременно/поочерёдно)

 

 

 

 

 

 

5-6

Поочерёдные движения руками: руки на пояс, к плечам, за голову, вверх и обратно

 

 

 

 

 

 

4. Положения, перемещения и движения ног

0-12

Сгибание ног 1

 

 

 

 

 

 

Имитация ползания ногами

 

 

 

 

 

 

1-2

Сгибание ног 2            

2-3

Стойка на носочках            

3-4

Стойка на одной ноге            

4-5

Махи ногами            

5-6

Выпады ногами            

5. Положения и движения туловища

0-12

Поворот на бок

 

 

 

 

 

 

Перевороты

 

 

 

 

 

 

1-2

Наклоны вперёд            

2-3

Группировка            

3-4

Наклоны в стороны

 

 

 

 

 

 

4-5

Повороты туловища

 

 

 

 

 

 

5-6

Раскачивания в группировки

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Действия на перемещение во внешнем пространственном поле

Виды движений

Возрастная норма

Тестовые задания (умения)

Критерии оценки

Выполняет самостоятельно

Нуждается в помощи

Не может и не пытается выполнить

сент

май

сент

май

сент

май

1. Ползание и лазание

10-12

Подползание к предметам            

1-2

Ползание за мячом            

2-3

В ползании, катать мяч рукой

 

 

 

 

 

 

3-4

Ползание с опорой на предплечья

 

 

 

 

 

 

4-5

Ползание с опорой на ладони и стопы

 

 

 

 

 

 

5-6

Ползание по-пластунски

 

 

 

 

 

 

2. Ходьба

10-12

Переступания

 

 

 

 

 

 

1-2

Ходьба за взрослым

 

 

 

 

 

 

2-3

Ходить приставным шагом в сторону

 

 

 

 

 

 

3-4

Ходьба на носках, на пятках

 

 

 

 

 

 

4-5

Маршировка (ходьба с высоким подниманием колен и отмашкой руками)

 

 

 

 

 

 

5-6

Ходьба большими шагами

 

 

 

 

 

 

3. Бег

1-2

Бег за взрослым            

2-3

Бег за катящимся мячом 

 

 

 

 

 

 

3-4

Убегание от взрослого

 

 

 

 

 

 

4-5

Бег с согласованной работой рук и ног

 

 

 

 

 

 

5-6

Бег в чередовании с ходьбой

 

 

 

 

 

 

4. Прыжки

10-12

Полуприседания            

1-2

Прыжки на месте            

2-3

Прыжок в длину

 

 

 

 

 

 

3-4

Прыжок вверх с касанием предмета

 

 

 

 

 

 

4-5

Прыжки с продвижением  вперёд

 

 

 

 

 

 

5-6

Прыжки на одной ноге

 

 

 

 

 

 

III. Действия на преодоление и обход внешних препятствий

Виды движений

Возрастная норма

Тестовые задания (умения)

Критерии оценки

Выполняет самостоятельно

Нуждается в помощи

Не может и не пытается выполнить

сент

май

сент

май

сент

май

1. Ползание, лазание

1-2

Проползать под предмет

 

 

 

 

 

 

2-3

Перелезание через препятствие

 

 

 

 

 

 

3-4

Перелезание через несколько препятствий

 

 

 

 

 

 

4-5

Преодоление нескольких препятствий с подлезанием и перелезанием

 

 

 

 

 

 

5-6

Пролезает под предмет правым и левым боком

 

 

 

 

 

 

2. Ходьба

1-2

Обходит предметы, лежащие на пути

 

 

 

 

 

 

2-3

Перешагивает через препятствия            

3-4

Ходьба по узкой линии на полу

 

 

 

 

 

 

4-5

Ходьба «змейкой»

 

 

 

 

 

 

5-6

Ходьба по брусу

 

 

 

 

 

 

3. Бег

2-3

Бег между  двумя линиями

 

 

 

 

 

 

3-4

Обегание препятствий

 

 

 

 

 

 

4-5

Бег «змейкой»

 

 

 

 

 

 

5-6

Бег с преодолением препятствий

 

 

 

 

 

 

4. Прыжки

18-2

Прыжки через верёвку, лежащую на земле

 

 

 

 

 

 

2-3

Спрыгивает с небольшой высоты

 

 

 

 

 

 

3-4

Прыжки через верёвку, висящую  на высоте 4 см.

 

 

 

 

 

 

4-5

Прыгать вперёд-назад, через верёвку лежащую на полу

 

 

 

 

 

 

5-6

Впрыгивать на предметы высотой 10-25 см с места

 

 

 

 

 

 

IV. Действия на точность перемещений во внешнем пространственном поле

Виды

Движений

Возрастная норма

Тестовые задания (умения)

Критерии оценки

Выполняет самостоятельно

Нуждается в помощи

Не может и не пытается выполнить

сент

май

сент

май

сент

май

1. Ходьба

2-3

Ходьба по ориентирам

 

 

 

 

 

 

2. Бег

4-5

Бег на точность по ориентирам

 

 

 

 

 

 

3. Прыжки

3-4

Прыжки на точность приземления            

5-6

Прыгать, играя в «классики»

 

 

 

 

 

 

V. Точные, «прицельные» действия в пространственном поле с предметами

Виды движений

Возрастная норма

Тестовые задания (умения)

Критерии оценки

Выполняет самостоятельно

Нуждается в помощи

Не может и не пытается выполнить

сент

май

сент

май

сент

май

1.

С мячом

18-2

Катать мяч в паре со взрослым

 

 

 

 

 

 

2-3

Отбивание мяча ногой

 

 

 

 

 

 

3-4

Бросок мяча в горизонтальную цель

 

 

 

 

 

 

4-5

Ловля и бросок мяча в паре со взрослым

 

 

 

 

 

 

5-6

Сбивание мячом предметов

 

 

 

 

 

 

2. С обручем

4-5

Катание обруча в паре со взрослым

 

 

 

 

 

 

5-6

Прыжки через обруч

 

 

 

 

 

 

Литература

  1. Азбука для родителей. Движение, игра и спорт вместе с детьми, страдающими умственной неполноценностью. - БелАПДИ «Открытые двери», 1996.
  2. Башина В.М., Краснопёрова М.Г., Симашкова Н.В. Классификация расстройства аутистического спектра у детей. Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития», №2, 2003. С. 2-9.
  3. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие: Книга для педагогов-дефектологов  / Пер. с англ. О.В. Деряевой. Под науч. ред. Л.М. Шипицыной; Д.Н. Исаева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 144 с. – (Коррекционная педагогика).
  4. Дмитриев А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательной сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. – 224 с.
  5. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Теоретические и методические материалы. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001.- 160 с.
  6. Плаксунова Э.В. Возможности адаптивного физического воспитания в формировании двигательной функции у детей с синдромом раннего детского аутизма. Научно-практический журнал «Школа здоровья». М., - 2004. - №1. – С. 32-37.
  7. Плаксунова Э.В. Развитие моторики у детей с аутизмом. Научно-практический журнал «Аутизм и нарушения развития». М., - 2006. - №4. – С. 52-54.
  8. Плаксунова Э.В. Формирование двигательной функции детей с аутизмом в процессе обучения действиям, требующим ориентировки в пространстве собственного тела. Сборник «Личность студентов в образовательно-развивающем пространстве физической культуры». Часть 2, МАНПО. – М., 2003. – С. 254-258.
  9. Плаксунова Э.В. Состояние двигательной сферы детей с аутизмом и её развитие средствами адаптивной физической культуры. Тезисы докладов I Всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика Адаптивной физической культуры и спорта в РФ». - Сочи, 2004.
  10. Плаксунова Э.В. Развитие произвольной организации движений детей с аутизмом посредством круговой тренировки: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции (26-27 октября 2007 г. Томск. - С. 166-169.
  11. Семенович А.В.  Нейропсихологическая диагностика и коррекция в  детском возрасте: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.
  12. Томас Й. Вейтс. Как помочь ребёнку? Московский Центр вальфдорфской педагогики. - М., 1992.

Информация об авторах

Плаксунова Эльвира Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики адаптивной физической культуры Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма, методист Центра психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков, Москва, Россия, e-mail: elvira_4791@mail.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 11095
В прошлом месяце: 39
В текущем месяце: 8

Скачиваний

Всего: 366
В прошлом месяце: 9
В текущем месяце: 2