Развитие компонентов теоретического мышления младших школьников

127

Аннотация

В докладе рассмотрена возможность применения авторской компьютерной методики для развития у младших школьников основных составляющих теоретического мышления: анализа, планирования и рефлексии. Уточнены некоторые положения научной школы В.В. Давыдова применительно к совместно-распределенным учебным действиям младших школьников при решении учебных задач, заданных в форме игры посредством развивающей компьютерной методики, сконструированной на основе принципов теории развивающего обучения и социально-генетической психологии. В экспериментальном исследовании приняли участие 120 школьников в возрасте 10–12 лет, обучающиеся в школе № 1505 «Преображенская». Данные показывают, что образовательная ситуация в форме совместной игры способствует развитию у обучающихся действий анализа, планирования и рефлексии.

Общая информация

Ключевые слова: теоретическое мышление, анализ, планирование, рефлексия, компьютерная методика, совместно-распределенная деятельность

Рубрика издания: Интеллектуальные технологии в гуманитарной сфере и образовании

Тип материала: научная статья

Для цитаты: Лубовский Д.В., Титов А.А. Развитие компонентов теоретического мышления младших школьников // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II-й Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11—12 ноября 2021 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2021): сollection of Articles of the II All-Russian Scientific and Practical Conference with International Partic¬ipation. November 11–12, 2021. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ. С. 353–369.

Литература

  1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР. 1996. 544 с.
  2. Ермолаева М.В., Лубовский Д.В. Оценка метапредметных и лич­ностных образовательных результатов при переходе обучающих­ся на новый уровень общего образования // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 1. C. 80–88. doi: 10.17759/pse.2019240106
  3. Лубовский Д.В., Титов А.А. Развитие теоретического мышления школьников в условиях работы с компьютерной развивающей методикой // Проблемы современного образования. 2020. № 5. С. 229-239. DOI: 10.31862/2218-8711-2020-5-229-239
  4. Магкаев В.X. Экспериментальное изучение планирующей функ­ции мышления в младшем школьном возрасте // Вопросы пси­хологии. 1974. № 5.

Информация об авторах

Лубовский Дмитрий Владимирович, кандидат психологических наук, доцент, профессор кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства», ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0001-7392-4667, e-mail: lubovsky@yandex.ru

Титов Андрей Андреевич, магистр психологии, аспирант кафедры ЮНЕСКО «Культурно-историческая психология детства»,, Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет (ФГБОУ ВО МГППУ),, Москва, Россия, e-mail: and-and-titov@ya.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 202
В прошлом месяце: 7
В текущем месяце: 0

Скачиваний

Всего: 127
В прошлом месяце: 6
В текущем месяце: 0