Возможности формирования у детей 6-7 лет умений анализа и оценки информации

9

Аннотация

В статье раскрыты сущность и значение процесса овладения старшими дошкольниками первоначальными информационными умениями в условиях цифрового общества. Рассмотрены особенности формирования умений работы с информацией у детей старшего дошкольного возраста, в частности умений анализировать и критически оценивать получаемую информацию. На основе анализа психолого-педагогической литературы и передового педагогического опыта сформулированы педагогические условия формирования у старших дошкольников информационных умений. Раскрыта роль взрослых в процессе формирования у детей первоначальных информационных умений.

Общая информация

Ключевые слова: дошкольный возраст, информация, навыки, информационные технологии , компетенции учителя

Рубрика издания: Психолого-педагогические аспекты обучения в цифровой образовательной среде и вопросы цифровой дидактики

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В. Возможности формирования у детей 6-7 лет умений анализа и оценки информации // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2023): сб. статей IV Международной научно-практической конференции. 16–17 ноября 2023 г. | Digital Humanities and Technology in Education (DHTE 2023): Сollection of Articles of the IV International Scientific and Practical Conference. November 16–17, 2023. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. – Москва : ФГБОУ ВО МГППУ, 2023. С. 684–694.

Полный текст

В современном мире человек должен обладать не только базовыми общеучебными умениями (считать, писать, читать и говорить), но и информационными, которые дают возможность осознавать потребность в информации; искать различные источники и пути нахождения новой информации и получать доступ к ней; анализировать, критически оценивать и отбирать актуальные для решения задач сведения из многообразия полученных данных, сохранять значимую информацию, обменивается ей с другими людьми, при необходимости защищает важную информацию и на основе этого применять на практике для создания новых материальных или духовных продуктов.

Вместе со значительным увеличением интереса общества к информации и повышением ее роли и значения для развития цивилизации, все более осознается объективная необходимость формирования первоначальных основ информационной культуры и информационных умений у детей старшего дошкольного возраста. Почти у каждого дошкольника есть компьютер, планшет или ноутбук, свободный доступ к Интернету. Окружающее нас общество наполнено различными информационными средствами и цифровыми носителями, миром электронных, интерактивных игрушек и игр. Цифровой мир для ребенка дошкольного возраста является сложным объектом познания и связан с расширением видов деятельности ребенка. Возникает ряд новых детских компьютерно-игровых видов деятельности, тесно связанных с цифровыми технологиями (компьютерное конструирование; цифровое творческое экспериментирование; компьютерная деятельность, направленная на развитие определенных навыков и умений).

Как средство познания, компьютер помогает ребенку в психологическом развитии, познании нового, закреплении уже сформированных знаний, умений и навыков, реализации потенциальных творческих возможностей, развитии фантазии, самостоятельности. Цифровая деятельность способствует успешному развитию у детей таких психических новообразований, как развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др. В целом использование информационных коммуникационных технологий в детской деятельности не только развивает интеллектуальные и творческие способности детей, но и поддерживает очень актуальное для дошкольников умение самостоятельно приобретать новые знания. Высший уровень сформированности этого умения выражается в успешном осуществлении всех видов работы с информацией (получении, накоплении, переработке любого рода и практическом использовании, в создании качественно новой информации, ее передаче). Очевидно, что развитие умения самостоятельно приобретать новые знания выходит за рамки дошкольного детства. А в старшем дошкольном возрасте предстоит сформировать первоначальные основы умения работать с информацией, которые впоследствии положительно повлияют на учебную деятельность ребенка.

Для настоящего времени представляется очень важным теоретическое исследование специфики, сущности и особенностей формирования первоначальных информационных умений у детей 6-7 лет. Можно утверждать, что данные умения будут выступать фундаментом и важнейшей основой для освоения детьми метапредметных умений в период начального обучения в младшем школьном возрасте. Первоначальные информационные умения, формируемые у старших дошкольников на основе развивающейся в этом возрасте произвольности, во многом содействуют приобщению детей к процессу самообразования, творческой познавательной и разным видам креативно окрашенной продуктивной деятельности.

Формирование информационных умений у детей старшего дошкольного возраста способствует адаптации их к реалиям информационного общества: готовность оценивать потребность в информации; определять возможные источники информации; анализировать, отбирать и критически оценивать различные сведения, информационные объекты с вовлечением в данный процесс взрослого (рисунки, аннотации на основе просмотра обучающего мультика или познавательной программы, древа «Источников информации» и т.д.), объединять предметы по общему существенному признаку (классифицировать), устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свою точку зрения. обмениваться полученными сведениями, сохранять и защищать значимую информацию, успешно использовать ее в различных видах деятельности.

В дошкольном возрасте у ребенка формируются представления о получении, обработке и классификации информации (источники, виды, носители информации и т.п.). Сначала ребенок под руководством взрослых анализирует, оценивает, отбирает ранее полученную информацию в соответствии с поставленной перед ним задачей и соотносит с новой задачей. С этой целью развивают мышление у детей дошкольного возраста, используя следующие приёмы:

Сравнение. Пользуясь этим приемом, дети учатся устанавливать сходство и различие предметов. Особенность этого приема заключается в основном правиле – сравнивают только те предметы, у которых есть и общие признаки, и различия.

Анализ и синтез – это связанные друг с другом приёмы. Во время анализа ребёнок мысленно разделяет на части рассматриваемый предмет. Синтез позволяет так же мысленно соединить предмет обратно в одно целое.

Классификация – прием для мысленного разделения на классы предметов, по наиболее существенным признакам.

Абстрагирование и Обобщение объединяются в неразрывный процесс. В результате ребёнок получает представления об общих понятиях.

Абстрагирование – мысленное выделение общих или заданных свойств рассматриваемых предметов. Результат абстрагирования называют абстракцией. С помощью этого приема ребёнок мысленно выделяет общие или существенные признаки и объединяет исследуемые предметы в группы. Причем, признаки одних и тех же предметов могут меняться. Например, ребенок рассматривает ряд повторяющихся разноцветных геометрических фигур. И по заданию педагога сначала отбирает все зеленые фигуры, а потом только кубики. Сложность заключается в том, чтобы не замечать признаки, несущественные в данный момент. В процессе обобщения ребёнок ищет во всех предметах что-то общее, отвлекаясь от незначимых на данный момент признаков отдельных предметов.

Конкретизация – приём, с помощью которого ребёнок совершает мысленный переход от более общего к менее общему, от общего к единичному. То есть всесторонне познаёт единичные (конкретные) предметы. Процесс конкретизации противоположен процессам абстрагирования и обобщения.

Все эти приёмы важны для формирования у ребенка умений критически оценивать, интегрировать и синтезировать информацию, замечать сходства и различия в информации, делать выводы из полученной информации. Результатом такой работы станет изменение качества обобщений. То есть ребенок, накапливает определенную информацию на основании своеобразных умозаключений, построенных на анализе своего опыта и установлении аналогии знакомого с незнакомым.

Очевидно, что дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования информационных умений, благодаря высокой познавательной мотивация и готовности к познанию. Дошкольник не просто воспринимает разнообразную информацию, но учится рассуждать, анализировать, находить и выделять главное и делать выводы.

Информатизация дошкольного уровня образования содействует формированию у подрастающего поколения новых компетенций и информационных умений, необходимых для комфортной жизни в цифровом мире, активно использующем современные информационные технологии в разных сферах жизни. Информационные умения позволяют обеспечить динамическое развитие личности ребенка, его успешную социализацию, нравственное становление, формирование целостного восприятия мира, людей и самого себя.

Под информационными умениями традиционно понимаются умения по поиску, анализу и критической оценке, отбору, сохранению, обмену и передаче, защите, а также использованию информации в разных видах деятельности познавательной, продуктивной творческой и др. В связи с этим, дошкольнику важно уметь сначала совместно со взрослыми, а затем и самостоятельно вести поиск информации по заданным условиям или собственному замыслу, отбирать, анализировать, сохранять (при необходимости защищать) и передавать ее, реализовать полученные знания в различных видах деятельности.

Все это объективно актуализирует сопровождение и контроль информационного опыта детей со стороны взрослых.

Одной из актуальных и важнейших задач для современного педагога ДОО является овладение информационной компетентностью, актуализируется его готовность к использованию современных технологий дошкольного образования для того, чтобы познакомить детей с важнейшими информационными умениями для успешной реализации познавательной деятельности и подготовить к самообразованию по всем пяти направлениям образовательной деятельности ФГОС ДОО [7].

Мы можем «условно» выделить пять основных этапов развития информационных умений у детей дошкольного возраста:

Первый этап посвящен формированию у детей познавательной мотивации; умениям правильно понять информационный запрос (осознать цели и критерии поиска информации); выбрать и оценить источник информации.

На втором этапе «…дошкольник под руководством взрослых, и затем самостоятельно осуществляет поиск информации в соответствие с поставленной задачей, учится безопасно использовать разные источники и виды информации в процессе общения со взрослыми и сверстниками» [3].

Третий этап очень важен для развития мышления ребенка, поскольку у него формируется первоначальное умение анализа и критической оценки, отбора актуальных для решения проблемы и значимых сведений, обработки информации (выделение главного, определение объема в зависимости от задания).

На четвертом этапе дети изучают разные виды сохранения полученной информации (в виде текстов, рисунков, эскизов, схем и чертежей, пиктограмм, фотографий; звукозаписей и видеозаписей и др.).

На заключительном пятом этапе формируется умение обмениваться и передавать информацию для ее последующего использования в процессе различных видов деятельности (познание, игра, общение, продуктивная творческая деятельность и др.) [3].

Поиск с последующим анализом и оценкой информации означает, что дошкольник готов использовать различные виды информации.

Понимание и преобразование информации означает, что дошкольник овладел первоначальными информационными умениями:

  • анализа важности и актуальности, оценки пользы и значимости полученной информации, готов разъяснять ее смысл;
  • критического отношения к поступающей информации и отделения главного от второстепенного, важного от несущественного;
  • воспроизведения и использования полученной информации [3].

Актуальной для старших дошкольников становится способность к анализу и критической оценке получаемой информации. При этом большое значение имеет возможность использования различных источников информации дошкольниками. У детей важно сформировать «представления о том, что не вся информация является актуальной, правдивой и безвредной. Важно научить ребенка избирательности восприятия получаемой информации» [3].

Критическое мышление ставит своей целью противостояние плохому влиянию и умение преодолевать негативные препятствия. Без него невозможны ни разумный выбор, ни саморазвитие и ни достижение серьёзных целей. Задачей критического мышления является нахождение достоверной информации в постоянно увеличивающемся ее потоке. Следует начинать подготовительную работу по развитию критического мышления у детей старшего дошкольного возраста.

Взрослым (педагогу и родителям) необходимо «…формировать предпосылки для развития критического мышления у детей (любознательность, знания, умение видеть взаимосвязи и взаимозависимости процессов и явлений окружающего мира, готовность задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, анализировать информацию)» [3].

Старшие дошкольники с помощью педагогов ДОО и родителей успешно овладевают следующими информационными умениями:

  1. Искать и извлекать, отбирать актуальную информацию (наблюдение, чтение, слушание, живое общение, умения задавать вопросы, поиск интересных сведений в Интернете и др.), к примеру, дошкольник от воспитателя ДОО и сверстников может получить значимую для него информацию в процессе общения с ними.
  2. Анализировать ценность сведений, оценивать их пользу и значимость для решения поставленной задачи. Сохранять найденную важную информацию (защищать от потери, случайной утраты), обмениваться ей. Перерабатывать информацию (структурировать, располагать в нужной логической последовательности, отбирать более значимую для решения поставленной задачи и последующего практического применения. Например, при проведении занятия «Что такое информация и ее источники?», его итогом может служить создание каждым из ребят своего собственного рисунка, в котором они изобразили те источники, из которых могут получить нужные сведения.
  3. Изменять, преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст, рисунок, чертеж, схема, пиктограмма, инструкционная карта и др.). Например, одним детям нравится какие-либо интересные сведения зарисовывать, другим – рассказывать о них, третьим – графически оформить, записывать эту информацию в силу своих особенностей.
  4. Применять информацию на практике в разных видах деятельности. Области использования и практическое применение информации означает, что дошкольник умеет: придавать смысл информации, задавая тем самым различные вопросы для получения ответа; сравнивать имеющуюся у него информацию с новой, анализировать и делать выводы; применять информацию для решения поставленной задачи [1;5;6;8].

Основная направленность формирования информационных умений в старшем дошкольном возрасте может заключаться в правильной интерпретации ребенком современной картины мира.

Наблюдения окружающей действительности, эксперименты, проектная деятельность, чтение познавательной литературы, творческие игры помогают педагогам и родителям научить детей сравнивать объекты и явления, обобщать и анализировать полученную информацию, творчески ее использовать в разных видах деятельности. При этом взрослые должны осознавать, что способности у ребенка старшего дошкольного возраста в области упорядочивания информации еще не полностью сформированы, а объем потока информации очень велик.

Для формирования информационных умений педагоги и родители могут успешно использовать:

  1. Беседы на познавательные темы, благодаря которым происходит развитие мышление ребенка и улучшается восприятие информации. Форма беседы может быть задана определенной темой или историческая, где объясняется происхождение и развитие, например, коммуникационных технологий (устное слово, книга, телефон, телеграф, радио, телевидение, Интернет).
  2. Проведение компьютерных тематических недель, викторин, конкурсов, творческих проектов детей с участием родителей.
  3. Подготовку выставки, украшенной детскими компьютерными рисунками. Эти работы отражают представления детей о существующих информационных технологиях и демонстрируют полученные детьми умения и навыки информационной деятельности.
  4. Интерактивные игры. Использование интерактивных технологий значительно повышает мотивацию ребенка в процессе обучения, создает хорошую атмосферу и развивает творческие способности дошкольников. Каждая игра основана на дидактическом материале. Эти игры могут быть эффективными для закрепления любой пройденной темы. Например: игры, знакомящие детей с цифровым миром: «Польза и вред от компьютера», «Полезные источники информации» и т.д.; игры с использованием презентаций или интерактивных досок могут дополнить любое занятие, сделав его интересным и занимательным. Примером такой игры может быть викторина: «Кто назовет больше источников информации» и т.д. [3].

Такие виды работ формируют у детей, например, умения анализировать, оценивать и критически относиться к информации, строить умозаключения на основании полученных сведений.

Родители дошкольников могут содействовать процессу успешного формировании информационных умений у детей. При этом необходимо учитывать, что родители используют информационные технологии не с целью развлечения, свободного времяпрепровождения, но и для познания ребенком окружающего мира и формирования у него предпосылок для дальнейшего применения в школьном обучении. Родителям рекомендуется создание специальных условий для приобщения детей к жизни в современном цифровом обществе с включением информационных технологий в процесс познавательной деятельности дошкольников.

Можно сделать вывод о том, что информационные умения у старших дошкольников в процессе познавательной деятельности будут формироваться более эффективно если:

  1. Познавательная деятельность протекает в правильно организованной предметной среде с компетентным педагогом, заинтересованным во включении в процесс познавательной деятельности информационных технологий в целях адаптации старших дошкольников к реалиям информационного общества.
  2. Мотивируется и поддерживается информационная заинтересованность, познавательная активность дошкольника.
  3. Занятия по формированию первоначальных информационных умений у старших дошкольников проводятся в увлекательной игровой форме, в форме проектной деятельности, эвристических бесед, решения проблемных ситуаций с применением информационных технологий, современных методических рекомендаций и разработок для развития, воспитания и обучения.
  4. Вовлечение родителей старших дошкольников для совместного взаимодействия с педагогом по развитию и совершенствованию информационных умений у детей в условиях ДОО и семьи.

Литература

  1. Варварикова, С.В. Использование информационно коммуникативных технологий в ДОУ [Электронный ресурс] // Сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. – С. 1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionno-kommunikativnyh-tehnologiy-v-dou (дата обращения: 01.08.2023).
  2. Дмитриев Ю.А., Калинина Т.В., Кротова Т.В. Информационные и коммуникационные технологии в профессиональной деятельности педагога дошкольного образования (учебно-методическое пособие). М.: МПГУ, 2016. 188 с.
  3. Дмитриев Ю.А., Корягина Л.С. Информационные умения и их формирование у старших дошкольников // Педагогика и психология образования. 2021. №4. С. 28-43.
  4. Калинина Т.В., Дмитриев Ю.А. Содержание и методы формирования основ информационной культуры у старших дошкольников. Москва: МПГУ, 2019. 140 с.
  5. Кольчурина Л.Ю. Занимательный мир компьютера. Виды информации [Электронный ресурс]: доп. образ. программа. Яшкино, 2011. URL: http://u4eba.net/sbornikidei/zanimatelnyiy-mir-kompyutera-vidyi-informatsii.html (дата обращения: 01.08.2023).
  6. Петрова Е.И. Дети и компьютер [Электронный ресурс] // Философские проблемы информационных технологий и киберпространства. 2012. С. 133-141. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-i-kompyuter (дата обращения: 01.08.2023).
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета № 6421 от 25 ноября 2013 г.
  8. Старочкина Т.П. Дошкольники и компьютер [Электронный ресурс] // Дошкольник РФ. URL: http://дошкольник.рф/ikt-deti/20461-konsultaciya-dlya-roditeleiy-doshkolniki-i-kompyuter.html (дата обращения: 01.08.2023).

Информация об авторах

Дмитриев Юрий Александрович, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-4025-514X, e-mail: 4230000@rambler.ru

Калинина Татьяна Валерьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольной педагогики факультета дошкольной педагогики и психологии, Московский педагогический государственный университет (ФГБОУ ВО МПГУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4896-2394, e-mail: t.kalinina@bk.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 52
В прошлом месяце: 10
В текущем месяце: 9

Скачиваний

Всего: 9
В прошлом месяце: 1
В текущем месяце: 3