Психолог образования в «Новой школе»

Аннотация

В докладе показано, что новые образовательные стандарты - внедрение деятельностного подхода, формирование универсальных учебных действий, работа школы с семьей - могут реализовываться только при активном участии психологов образования. Рассказывается об опыте подготовки психологов образования в МГППУ; о данных мониторинга готовности педагогов-психологов работать по новым стандартам.

Общая информация

Ключевые слова: школьная психология

Рубрика издания: Доклады и выступления

Тип материала: материалы конференции

Для цитаты: Егорова М.А. Психолог образования в «Новой школе» [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: https://psyjournals.ru/nonserialpublications/edu_economy_wellbeing/contents/36285 (дата обращения: 11.05.2024)

Полный текст

Одна из центральных задач МГППУ – это подготовка специалистов-психологов для системы образования столицы. Эта задача остается актуальной более 10 лет, и более 10 лет факультет психологии образования выпускает дипломированных психологов, из которых 80-90 % идут работать в детские сады, школы, ПМСЦ (слайд 2). И работают, по отзывам работодателей, весьма  успешно. Их деятельность регулируется ныне действующими нормативными документами по должности "педагог-психолог".

Особо подчеркну, что именно наши выпускники очень быстро осуществляют карьерный рост в государственных образовательных учреждениях, становятся руководителями психологических служб, продвигаются по административной лестнице к должности заместителя директора. Исходя, во-первых, из солидного опыта подготовки психологов, а, во-вторых, из научно-методического потенциала,  наш факультет уверенно перешел на двухступенчатую систему высшего профессионального образования. Передовые достижения факультета в области психологии и практики образования позволили авторскому коллективу преподавателей войти в группу разработчиков Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования от МГППУ.

Работа над проектом стандарта уникальным образом позволила реализовать научно обоснованный замысел деятельностного подхода в профессиональном образовании.

Несколько слов о документах, которыми мы руководствовались при создании стандарта (слайд 3). Закон РФ об образовании, декларации и коммюнике по Болонскому соглашению, нормативные документы по деятельности педагога-психолога, международные стандарты проф.деятельности психолога образования, президентская инициатива «Наша Новая школа».

Парадигму создания стандарта профессиональной подготовки психолога составили (слайд 4):

  • Культурно-исторический и деятельностный подход;
  • Компетентностная модель.

Итак, реальная профессиональная деятельность, реальные задачи, решаемые психологом в образовательном учреждении были переформулированы в учебные задачи, стали прообразом тех компетенций, которые необходимо сформировать у студентов.

Еще раз отмечу, что мы перспективно ориентировались на европейские образцы деятельности психолога образования и актуальные задачи "Новой школы", т.к. наши выпускники в большей степени работают именно в школах и с этой возрастной группой.

Что касается проекта «Наша новая школа», то в нем напрямую не сказано ни о психологической службе, ни о роли школьного психолога. Вместе с тем, ряд задач "Новой школы" находится непосредственно в компетенции психолога образования. Укажу лишь некоторые (слайд 5):

  1. Школа должна развивать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. В условиях глобального рынка, в котором участвует и Россия, именно проявления этих качеств ждет от молодого человека рынок труда. Обладающие такими компетенциями молодые люди будут востребованы творческими коллективами, предприятиями и даже целыми регионами. Эти обстоятельства и определяют  инвестиционный характер вложений в образование, целесообразность инвестиций в человеческий капитал.
  2. Школьное образование должно соответствовать целям опережающего развития общества. Выполнение задач, работающих на перспективу, под силу учащимся, которые были вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, которые научились понимать и осваивать новое,  научились выражать собственные мысли и  принимать решения.
  3. Профилактика безнадзорности, правонарушений.
  4. Осознанный выбор старшеклассниками будущей профессии, профильное и предпрофильное обучение.
  5. Полноценное включение в образовательное пространство и успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с отклонениями в поведении, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из семей мигрантов, детей, проживающих в малоимущих семьях, и других категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  6. Взаимодействие с семьей.
  7. Выявление и психологическое сопровождение образования талантливых детей.
  8. Учет возрастных психологических особенностей детей и подростков при проектировании и реализации учебно-воспитательных (образовательных мероприятий).

Даже неполный перечень задач (слайд 6) отчетливо освещает основную идею проекта «Наша новая школа» - социо-культурная модернизация общества  на основе и через систему образования.

Стратегический ресурс национальной инициативы  «Наша новая школа» -  государственные  образовательные стандарты – стандарт начального, общего образования и стандарты высшего профессионального образования.

Стандарт начального образования (1-4 классы) построен на основе системно-деятельностного подхода (слайд 7).

Начальная школа призвана обеспечить развитие т.н. универсальных учебных действий (слайд 8). Авторы стандарта начального образования определяют УУД как собственно психологическую составляющую фундамента образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Универсальные учебные действия должны обеспечить т.н. сквозные компетенции: умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися  социального опыта. При этом знания, умения и навыки (ЗУН) рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

Универсальные учебные действия, по словам авторов стандарта начального образования - это универсальные способы познания и освоения мира. Они обеспечивают умение учиться, то есть самостоятельно ставить перед собой познавательные цели и достигать их.

Универсальными эти действия называются потому, что они обеспечивают успешность любых занятий и осваиваются ребенком на опыте, помогая затем осуществлять любую деятельность.

Готов ли психолог образования включиться в сложнейшую работу по сопровождению введения стандарта начального, а в ближайшее время и стандарта образования средней школы? Наш Университет провел мониторинг готовности школьных психологов к компетентному участию в  данной работе. Оказалось, что ни мотивационный, ни знаниевый (то есть, насколько психологи элементарно знают текст стандарта, и, второй шаг, знают, как осуществить сопровождение введения стандарта) компоненты готовности  не достаточно представлены.

Итак, соовременный психолог будет работать в новой школе, с теми, кто учится и кто учит по новым стандартам общего образования – учащимися и учителями. И именно, исходя из этих реалий модернизации российского образования, разрабатывался стандарт высшего профессионального образования для психологов образования.

Бакалавры и магистры, у которых будут развиты компетенции, необходимые в условиях модернизации российского образования, появятся не ранее 2015 года. Например, в 2010 году мы в экспериментальном режиме провели набор лишь 37 студентов. В 2011 году подготовку по новому стандарту высшего профессионального образования начнут многие ведущие университеты России. Сейчас идёт интенсивная подготовительная работа. То есть, задача поставлена, решается, но результат настолько отдален, что без широкого дополнительного образования (повышения квалификации) ныне работающих учителей и школьных психологов невозможно построить «Новую школу».

Информация об авторах

Егорова Марина Алексеевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогической психологии имени профессора В.А. Гуружапова, Московский государственный психолого-педагогический университет (ФГБОУ ВО МГППУ), Москва, Россия, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0716-6858, e-mail: egorovama@mgppu.ru

Метрики

Просмотров

Всего: 2812
В прошлом месяце: 2
В текущем месяце: 1